Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете постановленных задач с четко определенными целями....
Для Банка целями являются: увеличить или реконструировать производительные возможности экономической и социальной инфраструктур, повысить их сохранность и использование; оказать техническую помощь в подготовке, реализации и руководстве проектов, обучении кадров; представить финансовые средства, услуги и содействие при подготовке и реализации проектов (Мировой Банк "Оперативное руководство" № 2.20).
6 Под проектом понимается процесс целенаправленного изменения технической или социальноэкономической системы, переводящей ее из одного состояния в другое (В.Д. Шапиро "Управление проектами в России").
7 Проект – это последовательность взаимозависимых действий, требующая вовлечения нескольких участников; проект должен быть разовым (уникальным во времени); он должен иметь общую цель, которая может быть описана как сознательное изменение сложившейся ситуации (Ж.-Ф. Фельдман (Высшая коммерческая школа, Гренобль, Франция).
8 Проект – единственное в своем роде четко определенное усилие, направленное на получение определенных результатов в многофункциональном окружение в течение установленного срока и по установленной цене с привлечением группы людей, обладающих разносторонними навыками и знаниями, которые работают под специальным руководством (А. Поулименакоу (Школа экономики и политологии, Лондон, Великобритания).
9 Каждый проект должен начинаться с четкой постановки цели, в достижении которой он и заключается и относительно которой оценивается успех проекта. Обычно это и называется "определение проекта". Поскольку окончательный успех определяется на рынке, цели должны быть четко определены рыночной потребностью, хотя возможна модифицированная оценка этой потребности в терминах, вероятнее всего достижимых на практике (Брайан Твисс "Управление научно-техническими нововведениями").
|
Рассматривая планирование и управление проектами, особенно инновационными, необходимо помнить, что речь идет об управлении динамическим объектом. Поэтому система УП должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать частые модификации без всеобщих изменений в рабочей программе.
В системном плане проект может быть представлен "черным ящиком" (рис. 3), входом которого являются технические требования и __
Жизненный цикл и фазы проекта
Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда "проекта еще нет", до состояния, когда "проекта уже нет". Совокупность ступеней развития от возникновения идеи до полного завершения проекта образует жизненный цикл проекта, который принято разделять на фазы (стадии, этапы).
Имеются некоторые отличия в определении количества фаз и их содержания, поскольку эти характеристики во многом зависят от условий осуществления конкретного проекта и опыта основных участников. Тем не менее, логика и основное содержание процесса развития проектов во всех случаях являются общими.
|
Принято состав и содержание работ по реализации проекта делить на следующие фазы (рис. 5):
– Формирование концепции;
– Разработка коммерческого предложения;
– Проектирование;
– Изготовление;
– Сдача объекта и завершения проекта.
1. Концептуальная фаза. Главным содержанием работ на этой фазе является определение проекта, разработка его концепции, включающая:
– Формирование бизнес-идеи, постановка целей.
– Назначение руководителя проекта и формирование ключевой команды проекта.
– Установление деловых контактов и изучение рынка, мотивации и требований заказчика и других участников.
– Сбор исходных данных и анализ существующего состояния.
– Определение основных требований, ограничительных условий, требуемых материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
– Сравнительная оценка альтернатив.
– Представление предложений, их экспертиза и утверждение.
2. Фаза разработки коммерческого предложения. Главным содержанием этой фазы является разработка предложения и переговоры с заказчиком о заключении контракта. Общее содержание работ этой фазы:
– Разработка основного содержания проекта, конечные результаты и продукты, стандарты качества, базовая структура проекта, составление технического задания.
– Планирование, декомпозиция базовой структурной модели проекта, смета и бюджет проекта, потребность в ресурсах, определение и распределение рисков, календарные планы и укрупненные графики работ.
– Проведение и составление технико-экономического обследования и бизнес-плана.
– Подписание контрактов, договоров с заказчиком, контрагентами и инвесторами.
|
– Ввод в действие средств коммуникации участников проекта и контроля за ходом работ.
– Ввод в действие системы стимулирования команды проекта.
3. Фаза проектирования. На этой фазе определяются подсистемы, их взаимосвязи, выбираются наиболее эффективные способы выполнения проекта и использования ресурсов. Характерные работы этой фазы:
– Организация выполнения базовых проектных работ по проекту, разработка частных технических заданий.
– Выполнение концептуального, эскизного и детального проектирования.
– Составление технических спецификаций, комплектов чертежей и инструкций.
– Представление проектной разработки, экспертиза и утверждение.
4. Фаза изготовления. Производится координация и оперативный контроль работ по проекту, осуществляется изготовление подсистем, их объединение и тестирование. Основное содержание:
– Организация выполнения опытно-конструкторских работ и их оперативное планирование.
– Организация и управление материально-техническим обеспечением работ.
– Выполнение подготовки производства, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ.
– Координация работ, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта.
5. Фаза сдачи объекта и завершения проекта. Производится ком-
плексные пуско-наладка и испытания, опытная эксплуатация системы на площадях заказчика, ведутся переговоры о результатах выполнения проекта и о возможных новых контрактах. Основные виды работ:
– Комплексные испытания.
– Подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта.
– Подготовка рабочей документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию.
– Сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание.
– Оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов.
– Разрешение конфликтных ситуаций и закрытие работ по проекту.
– Реализация оставшихся ресурсов.
– Накопление опытных данных для последующих проектов, анализ опыта, состояния, определение направлений развития.
– Расформирование команды проекта.
Концептуализация
проекта
Разработка
коммерческого предложения
Проектирование
Изготовление
Сдача объекта и
завершение
ЗАКАЗ
Назначение руководителя проекта и ключевой команды.
Изучение требований.
Анализ и оценка альтернатив.
Экспертиза и утверждение концепции
Разработка основного содержания проекта.
Планирование и составление бизнес-плана.
Заключение контрактов
Системное и детальное проектирование.
Составление рабочей документации.
Координация работ, согласование темпов, мониторинг процесса, прогноз состояния, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта
Сдача под ключ.
Обеспечение, сопровождение и обслуживание.
Эксплуатационные испытания, пуск и наладка.
Рис. 5. Схема жизненного цикла проекта
Вторую и частично третью фазы принято называть " фазы системного
проектирования ", а последние две (иногда включают также и фазу проектирования) – " фазы реализации ". Последние три фазы могут выполнятся в последовательно-параллельной схеме.
Необходимо учитывать, что начальные фазы проекта определяют большую часть его результата, так как в них принимаются основные решения, требующие нетрадиционных методов и средств УП. При этом, 30% вклада в конечный результат проекта вносят фазы концепции и предложения, 20% – фаза проектирования, 20% – фаза изготовления, 30% – фаза сдачи объекта и завершения проекта.
Кроме того, на обнаружение ошибок, допущенных на стадии системного проектирования, расходуется примерно в два раза больше времени, чем на последующих фазах, а стоимость исправления обходится в пять раз дороже.
Наиболее часто на начальных фазах допускаются следующие ошибки:
– ошибки в определении интересов заказчика;
– концентрация на маловажных, сторонних интересах;
– неправильная интерпретации исходной постановки задачи;
– неправильное или недостаточное понимание деталей;
– неполнота функциональных спецификаций (системных требований);
– чрезмерная загруженность;
– ошибки в определении рыночной ниши и позиционирования;
– ошибки в переговорах;
– ошибки в определении требуемых ресурсов и сроков;
– редкая проверка на согласованность этапов и контроля со стороны заказчика (нет привлечения заказчика);
– слабость координации;
– ненаглядное представление результатов для оценки.
На начальных фазах осуществления проекта необходимо применять не-
традиционные методы и средства УП, в первую очередь, управление процессом системного проектирования (фазы разработки коммерческого предложения и проектирования). В части 2 данного пособия п. 1.2 будет описан один подход к решению этой задачи – технология системного проектирования на базе типового решения.
На фазах реализации проекта могут быть использованы традиционные методы управления проектами.