ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА (ретроспективный анализ)
Управление познавательной деятельностью учащихся и ее проявление на уроке.
§ Наличие развивающих целей урока
§ Пути (способы) активизации:
- восприятия,
- памяти,
- мышления,
- воображения,
- речи
§ Способы организации и поддержания внимания
§ Активизируемые виды:
- внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное)
- памяти (смысловая/механическая; образная/словесно-логическая; кратковременная/оперативная/долговременная; произвольная/непроизвольная)
- мышления (наглядно-действенное/образное/словесно-логическое; конкретное/абстрактное)
- воображения (активное/пассивное; репродуктивное/творческое; произвольное/непроизвольное)
- речи (устная/письменная)
§ Стимулирование творческой деятельности учащихся
- пути (способы) активизации
- виды творческой деятельности
§ «Проблемность» обучения
- наличие проблемных заданий
- способность создать проблемную ситуацию (вызвать потребность в решении проблемных заданий)
- уровень проблематизации (формулировка проблемы учителем/самостоятельный поиск)
§ Формирование интеллектуальной рефлексии
- пути формирования
- виды рефлексивной деятельности учащихся (самооценка, самоконтроль, самоанализ учебных действий)
§ Наличие внутренней логики в системе уроков
§ Формируемые умения и навыки:
- мыслительной деятельности
- практические
- навыки организации, планирования, контроля работы
- тип ориентировки при формировании УНов (прямая демонстрация/полная программа действий/общая информация о способах действия)
§ Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
|
Коммуникативное пространство урока.
§ Организация обратной связи
- интенсивность (как часто учитель обращается к детям, на каких этапах урока)
- цель обратной связи
- восприятие учащимися оценок и комментариев учителя
- учет учителем информации, полученной от учащихся (перестройка деятельности)
§ Педагогический такт (уважение, доброжелательность, терпение)
§ Способы поддержания дисциплины
- уровень дисциплины на уроке
- воздействия в случаях нарушения порядка
- способы стимуляции и наказания
§ Эмоциональная экспрессия педагога
- артистизм
- искренность чувств
- дистанция
§ Организация взаимодействия учащихся
§ Перцептивные способности учителя
- понимание и учет состояния и потребностей учащихся
- оказание внимания
- способность снять напряжение и усталость.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
§ Характер мотивации (преобладание внутренних/внешних мотивов)
§ Способы мотивирования, используемые учителем
§ Наличие интереса учащихся к учебной деятельности на уроке
- степень заинтересованности
- содержание интересов (какие формы работы, виды деятельности вызвали наибольший интерес, какие – наименьший)
§ Способность учащихся к соподчинению мотивов
§ Активность учащихся на уроках
- степень активности
- характер активности, связь с учебной деятельностью.
Воспитательный эффект урока
§ Наличие воспитательных целей
§ Активизация и формирование личностных качеств учащихся
- ценностей
- нравственных и эстетических чувств
- волевых качеств
- рефлексии (личностной, поведенческой)
|
§ Способы (пути) активизации и формирования личностных качеств учащихся
§ Культура поведения учителя
- культура речи
- характер невербального поведения
- внешний вид
§ Система требований
- содержание требований
- последовательность и систематичность
- соответствие требований целям и задачам
- отношение учащихся к требованиям учителя
§ Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
§ Эмоциональная окрашенность деятельности учащихся. Психологическая атмосфера уроков.
Общая психологическая оценка содержания и результативности урока.
§ Соответствие содержания уроков целям и задачам дидактического модуля 0_______________10. Пояснения.
§ Психологическая целесообразность предложенной последовательности уроков 0_______________10. Пояснения.
§ Психологическое качество учебного материала (описательный/объяснительный; степень наглядности, конкретности, абстрактности, обобщенности)
§ Соответствие учебного материала, методов, форм, средств обучения возрастным особенностям учащихся, их жизненному опыту 0_______________10. Пояснения
§ Реализация индивидуального подхода 0_______________10. Пояснения
§ Развивающий эффект системы уроков 0_______________10. Пояснения
§ Психологические показатели результативности дидактического модуля:
- уровень усвоения материла
- интерес
- эмоциональный настрой
- развитие познавательных способностей
- стимулирование творческой деятельности, др.