Концепция развития туризма в Российской Федерации




В соответствии со ст.1 Федерального закона Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под туризмом понимается: «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

Современная туристская индустрия является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) на долю туризма в 2003 г. приходилось 10,8 % мирового валового продукта, до 30% торговли услугами и 9,4 % мировых капиталовложений. Число рабочих мест в сфере туризма составило 192 млн., или 8% от общих показателей занятости в мире.

В соответствии с данными ВТО и Международного Валютного Фонда (МВФ), с 1998 г. туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долл. США или 7,9 % от 6,738 трлн. долл. США), обогнав автомобильную промышленность (7,8%), производство химических продуктов (7,5%), продуктов питания (6,6 %), производство компьютеров и офисного оборудования (5,9%) и топлива (5,1%). Средние темпы роста объемов туризма составили в 1950-1999 гг. 7% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО в ближайшие десятилетия темпы роста объемов туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 г. - с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок. Еще более значительно – в 4,2 раза, – должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд. до 2 трлн. долл. США.

Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около 1 % мирового туристского потока.

По оценкам специалистов ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей c деловыми, туристскими и частными целями не соответствует ее туристскому потенциалу, составляя 6,8 млн. чел.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Россию, в настоящее время являются:

образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Российскую Федерацию; неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта; отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру; практическое отсутствие до 2002 г. государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом; невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах.

Большинство государств, осознавая важность развития туристской индустрии для своих стран, ежегодно выделяют значительные бюджетные средства, затрачиваемые национальными туристскими администрациями на продвижение туристского продукта - разработку маркетинговых стратегий, рекламу туристских возможностей страны, инвестирование в развитие туристской инфраструктуры и др.

Так, например, несмотря на лидирующие мировые позиции в развитии туризма, бюджет, выделяемый Францией и Испанией на туризм, составляет, соответственно, 58 и 147 млн. долл. США, Израиля – 203 млн. долл. США, Китая – 68 млн. долл. США. При этом доля расходов на рекламу в бюджетах туристских администраций составляет от 48.7% в Испании до 99% во Франции.

В условиях приоритетной поддержки развития туристской индустрии со стороны государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов, ориентированное на рынок труда и требования социально-экономического развития страны.

Решение задач эффективного развития туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая значительный мультипликативный эффект туризма, развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.

Существующее же положение говорит об обратном. В настоящее время выездной туризм в России развит намного лучше, чем внутренний и въездной. На то есть масса причин, среди которых можно выделить следующие:

по соотношению цена/качество многие российские места отдыха заметно проигрывают недорогим зарубежным турам (Турция, Египет) – при одних и тех же затратах в этих зарубежных странах можно получить на порядок больше удовольствия от отдыха и в разы меньше хамства от обслуживающего персонала;

агрессивная туристская политика принимающих стран, впрочем, непосредственно для туристов она выглядит наоборот – весьма привлекательной – к примеру, в разгар сезона билет на Самолет из Москвы в Италию стоит дешевле, чем в Сочи – это весьма выгодно зарубежным государствам, так как балансируя на минимальной марже в стоимости авиаперелета, государство тем самым привлекает к себе множество иностранных туристов – а ведь каждый турист в среднем приносит доход в национальную экономику примерно 1500-1800 долларов США за неделю пребывания;

низкая информированность потребителя о российских турах – в той же России есть десятки тысяч мест, которые на порядок интереснее турецких, египетских или испанских мест посещения, но благодаря эффективной работе иностранных туристических ведомств, наши турфирмы обладают огромным количеством рекламного материала о зарубежных местах отдыха, в то же время, российские места посещения туристов не получили достаточного освещения, многие до сих пор передаются из уст в уста, во всяком случае, получить доступ к такого рода информации невероятно сложно.

Всё это обусловливает тот факт, что выездной туризм намного популярнее, чем внутренний. Конечно, учитывая отвратительную работу статистического ведомства, невозможно сказать, на сколько конкретно различаются показатели внутреннего и внешнего туризма. Логично было бы предположить, что из-за невысокого благосостояния российских граждан, выездной туризм пока что в количественном отношении не превышает внутреннего, однако внутренний туризм в последнее время растет гораздо меньшими темпами и качественно ухудшается.

Что должно повлиять на радикальное изменение ситуации? Естественно, однозначно сказать нельзя и упрекнуть кого-то конкретно – было бы глупостью. Есть десятки причин, по которым ситуация сложилась именно таким способом. Вероятно, медленно, но верно ситуация изменится. Государственной поддержки в этом вопросе ждать не приходится, хотя со всех высоких трибун звучат красивые слова и цифры. Но в нашей стране издревле повелось, что всё делается не благодаря, а вопреки, потому будем надеяться на лучшее.

Глава 3. Современное состояние туристического рынка в России

Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода.

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов.

Путешествия и туризм два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др.

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

Российский туризм имеет свою историю развития. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Однако в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров. Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.

По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2.5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 2004 году по сравнению с 2003 годом составил 5,23%. В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год (в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел. в год - 14,3 % от общего объема), что составляет около 2,5% мирового потока.

С другой стороны, практически в несколько раз больше в России выездных туристов.

Статистика выезда за рубеж наших сограждан выглядит следующим образом:

Таблица 2.1. Выезд за рубеж граждан РФ в 1999-2004 гг.

           
           

 

Российские граждане совершили 18,4 млн. поездок за рубеж в 2004 г. (на 45,4 % больше, чем в 2003 году).

 

Данную зависимость можно показать графически:

Рис. 2.1. Динамика выезда за рубеж российских граждан

 

По мере роста благосостояния наших граждан росли и расходы на выездной туризм.

На рисунке 2.2. представлена диаграмма роста затрат на внешний туризм за последние шесть лет:

Рис. 2.2. Динамика роста расходов на внешний туризм

Думаю, такая ситуация может быть оценена двояко: с одной стороны, рост благосостояния части нашего общества налицо, с другой стороны за прошлый год вполне официально из страны утекло больше 25 миллиардов долларов, что не может огорчать – эта цифра сопоставима с цифрами федерального бюджета, такие деньги не помешали бы и в развитии нашей внутренней инфраструктуре туризма, так что есть о чем призадуматься.

Заключение

Средства массовой информации наполнены сообщениями о турах в зарубежные страны. Как хорошо отдохнуть в Баден-Бадене или Куршавеле, на Мальорке или Сейшельских островах, побродить по улочкам Праги, подняться на Эйфелеву башню, искупаться в Мертвом море, увидеть озера Каринтии, замки на Луаре, национальные парки Африки и норвежские фьорды! А можно съездить в Анталью, Хургаду или на Кипр. Мы знаем, что американские пенсионеры путешествуют по всему миру, встречаем дисциплинированных японских туристов на улицах европейских городов, слышим иностранную речь в центре Москвы. Почему-то вспоминается шутливая реклама из недавнего прошлого: «Посетите СССР, пока СССР не посетил Вас!». Такой образ мирового туризма складывается в сознании обывателя. Да и в специальной литературе повествование о мировой туристической индустрии нередко сводится к рассказу именно о международном туризме.

Действительно, наряду с нефтью и автомобилями, туризм является одной из важнейших отраслей мировой торговли, определяющих специализацию многих стран мира в международном географическом разделении труда. Международный туризм, измеряемый по количеству прибытий из-за рубежа, с 1950 г. по 2004 г. вырос в 26 раз. На его долю сегодня приходится 25–30% международной торговли услугами и 6% всей международной торговли. Однако с точки зрения «экспортности», то есть интенсивности участия в международном географическом разделении труда, туристическая индустрия составляет разительный контраст с той же автомобильной или нефтедобывающей промышленностью. Если на экспорт поступает 40% производимых в мире автомобилей и около половины добываемой нефти, то у международного туризма есть колоссальный противовес – внутренний туризм, то есть не связанный с выездом в зарубежные страны, на который приходится 80–90% всех туристических поездок, а расходы на внутренний туризм примерно на порядок превышают затраты на международный туризм. Так, например, в 2004 году доходы от мирового туризма в целом составили до 3,8 трлн долл., в том числе от международного туризма – 442 млрд долл., то есть примерно 12%. Таким образом, мировая туристическая индустрия, при всей ее кажущейся интернациональности, ориентирована прежде всего на «внутреннее потребление».

Однако Россия и здесь показала себя особенной страной – расходы на внутренний и внешний туризм сопоставимы и у нас. За 2004 год нашими туристами было потрачено более 25 миллиардов долларов на выездной туризм (для сравнения – бюджет Сейшельских островов – одного из самого дорогого массового места отдыха – составляет 120 млн. долларов в год, таким образом, нашими туристами было оплачено более 200(!) подобных бюджетов). Этому есть объяснение – обычно отдыхают за рубежом люди с доходом выше среднего, и их затраты в разы превышают затраты людей с низкими доходами, путешествующими в родной стране, поэтому в количественном соотношении внутренний туризм, конечно, всё ещё в нашей стране более многочислен, но в экономическом отношении – беднее.

На мой взгляд, не стоит пугаться таких цифр, необходимо не снижать показатели выездного туризма, а повышать показатели внутреннего и въездного туризма.

На сегодняшний день въездной туризм в нашей стране развит крайне плохо, на то есть масса причин – и отсталая инфраструктура, и бездействие (а зачастую противодействие (!)) властей – получить визу в Россию на порядок сложнее, чем, к примеру, в Италию или Турцию. Если же въездной туризм будет развиваться серьёзными темпами, исчезнет такой огромный дисбаланс в вывозе и притоке туристических денег – ситуация будет более приемлемой для нашей экономики.

Что касается выбора наших туристов о месте пребывания, то глупо было бы надеяться, что затрачивая одни и те же деньги, среднестатистический москвич предпочтет отелю с 4-мя звездами в Турции гостиницу «Прибой» в Анапе (где вода выдаётся по часам, кондиционера нет как такового, пляж грязный, питание неудовлетворительное, условия в номере не дотягивают и до 2-х звезд и т.д.). А трехзвездные отели на побережье Краснодарского края, к примеру, имеют такие же тарифы, как четырёх-пятизвездные на лучших курортах зарубежья, а бывает, что и выше. В таких условиях, естественно, многие предпочтут без проблем отдохнуть за рубежом, чем столкнуться с нашей суровой действительностью, больше напоминающей экстрим-отдых. Для привлечения к внутреннему туризму с целью оттока от выездного требуется существенное улучшение условий пребывания внутри страны, удешевление услуг, улучшение качества обслуживания и совершенствование инфрастуктуры.

Список использованной литературы

1. Айгистова О.В., Забаев Ю.В., Сеселкин А.И. Введение в бизнес туроперейтинга. Учебно-методическое пособие. - М.: РМАТ, 2003. - 104 с.

2. Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 464с.

3. Биржаков М.В. Введение в туризм. - М., СПб.: Нев. Фонд, Олбис, ТД «Герда», 2005. -321с.

4. Гаранин Н.И. и др. Информационные технологии в туризме: Справочно-методическое пособие / Гаранин Н.И., Забаев Ю.В., Сеселкин А.И.; РМАТ. - М.: РМАТ, 1999.-116с.

5. Гостиничный и туристический бизнес. Под ред. Проф. Чудновского А.Д. - М., Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2003. - 325 с.

6. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие. - М.: НО-ЛИДЖ, 2002.-312 с.

7. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2004. - 192 с.

8. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 200 с.

9. Ильина Е.Н. Основы туристической деятельности: Учебник для учащихся туристических лицеев и колледжей - М.: Российский международный институт туризма, 2003.- 240 с.

10. Исмаев Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок: Теория и практика маркетинга: Учебное пособие для вузов. - М.: НОУ, Луч, 2002. - 136 с.

11. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие для вузов. - Минск: ВГЭУ, 1999.-644 с.

12. Квартальное В.А. Иностранный туризм / РМАТ. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 312с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: