Учитель: Составьте схемы этих предложений.




ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.

На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и предложениях и познакомимся со вставными конструкциями и знаками препинания при них.

II. Орфографический повтор.

1. Тестовое задание. Объяснить написание выделенных слов. какие в них орфограммы

1. собиратель, зажигать, сочетание, внимание;

2. современник, связаны, естественно, пустынный;

3. по-французски, по-зимнему, по-нашему, по-_видимому;

4. окружённый, холщовый, плечом, горячо.

 

5. Словарная работа ИНФОРМИРОВАТЬ – морфемный разбор - Каким способом образовано это слово?

Повторение темы «Вводные слова»

7. Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора.

- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3

- Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?

- Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?

- Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.

Решим несколько пунктуационных задач:

Графический диктант Записываете значение и структурный тип (сочетание слов — слово — предложение) вводных слов:

1) По мнению автора, «человечество-это своеобразная болезнь планеты».

Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, попал бы в статские советники.

3)Книга, действительно, открывался самый лучший мир.

Она умная, красивая и, наконец, она очень добра ко мне.

- Какую информацию нам дают эти предложения?

- Что в них общего и чем отличаются?

Учитель: Привычка ссылаться на источник высказывания – это элементарная этическая норма. Вводные слова, как сказал А.Кушнер, хотя и «замедляют речь», «мешают суть сберечь», важны, потому что делают речь логичной, выразительной. Неуместное же использование вводных слов ведёт к её засорению. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека. Слова – сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать.

П. Изучение нового материала.

Знакомство с теоретическими сведениями. § 30.

-Как отличить вводные слова или словосочетания от вставных конструкции? (ответы: для их разграничения существует функциональный критерий: вводные слова и предложения служат для выражения отношения говорящего (автора текста) к тому, что сообщается, при этом они могут указывать на достоверность сообщения, предположительность, повторяемость действий, источник информации, выражать эмоциональную оценку, отношение к способу оформления мыслей и др. Вставные же конструкции используются для передачи дополнительных замечаний, попутных комментариев, пояснений и уточнений, адресованных собеседнику (читателю).

Ср.: К счастью или к несчастью, в нашей жизни появляется книга, рано ли поздно изменяющая нашу жизнь.

Однажды, войдя в квартиру — у меня был от нее собственный ключ, — я услышал, что Елена Николаевна читает вслух Булгакова.

Учитель: Составьте схемы этих предложений.

Учитель: Мы познакомились с теоретическим материалом, данным в учебнике.

В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вставных конструкциях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вставных конструкций?

- Сравните предложения и сделайте вывод.:

Выразительное чтение, определение вставных конструкций, письменно:

· Затруднение, которое Демосфен сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо.

· Постепенно голос Демосфена окреп, у него выработалась правильная дикция (т.е. отчетливое произношение), и это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции.

· Все ли понятно в правиле выделения вставных конструкций с помощью тире и скобок?

· Кто нашел более точную формулировку этого правила? Когда именно ставится тире, а когда скобка?

Cкобки. Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения.

Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.

Выделите вставную конструкцию и выберите при её оформлении на письме знак препинания — тире или скобки.

Если я заболею,

к врачам обращаться не стану.

Обращаюсь к друзьям

(не сочтите, что это в бреду):

постелите мне степь,

занавесьте мне окна туманом,

в изголовье поставьте

ночную звезду.

Я. Смеляков



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: