Духовность – это умение различать добро и зло.




Забытая Библия

Аннотация

 

Эта книга предназначена для самого широкого круга читателя. Триста лет господства светской власти и светской науки привели к тому, что люди забыли смысл и значение текстов Библии представляя их как выдумки невежественного сознания человека Древнего мира. Конечно, Библия не дает ответов на вопросы, например, из области астрофизики или эволюции мира. Однако всю историю человечества людей беспокоил на много более важный вопрос: вопрос о смысле и цели человеческой жизни и его личностного развития. И человечество давным-давно нашло ответ на этот вопрос, но современный человек ответ забыл. Цель книги донести до читателя истинный, позабытый современниками, смысл и значение Священного Писания и религии в целом. Также автор ставил своей целью примирить науку и религию. Проблема конфликта науки и религии лежит не в сфере неправильного или устаревшего понимания основ мироздания и законов одной из спорящих сторон, а в сфере терминов, с помощью которых эти стороны пытаются вести диалог.

 

Глава 1.

Духовность – это умение различать добро и зло.

 

Человек имеет органы чувств посредством которых он познает материальный мир. Других инструментов данных ему природой для восприятия и познания окружающего мира человек не имеет. Духовный мир воспринимать ими не возможно, но, тем не менее, духовный мир мы можем познать, но только посредством познания материального мира. А для этого нужно иметь четкие ориентиры указываюшие на правильность выбранного пути. Потому что если пытаться познавать духовное не опираясь на материальные ориентиры, то очень легко заблудится в собственных фантазиях.

Священные книги мировых религий содержат в себе указания на эти материальные ориентиры, на которые необходимо опираться человеку в своем духовном развитии. Несмотря на существенные культурные различия принципы и законы, которые изложены в них, идентичны. В этой книге мы проведем анализ текстов только Библии. Именно ее идеи и законы оказывали непосредственное влияние на формирование менталитета европейцев за последние 2000 лет.

В сознании атеиста Религия представляется, как отставший от жизни взгляд на окружающий мир. И действительно, если к пониманию и исполнению религиозных законов подходить буквально, то возникает слишком много вопросов на которые, кажется, невозможно ответить. Какой бы ответ не пытались дать люди, тем не менее, всегда остается еще больше вопросов, связанных с применениев религиозных постулатов в сложном современном мире. И это естественно: актуальность законов не вечна. Законы не могут быть вечными, потому что общество постоянно развивается и изменяется.

Слово «тора» означает «закон». Именно законом Тора и была для людей на протяжении почти 3000 лет. Правильность понимания Торы (Закона) важна тем, что это позволяет выделить принципы, на которых базируются законы Торы. Не частные законы, записанные в ней, являются ориентирами для духовного развития человека, а те принципы, на которые они опираются. Эти принципы в отлииичии от законов и являются вечными и применимыми во все времена, включая и будущее. Эти принципы являются результатом переосмысления предшествующего появлению Торы десятитысячелетнего опыта человечества в познании окружающего мира и в строительстве общественно-государственных системы.

Зная эти принципы и следуя им, каждый человек увидит Бога.

 

Человеческая культура насчитывает около 17 тыс. лет эволюции. Эпохой палеолита (15 тыс лет до н.э.) датируются наиболее ранние находки предметов искусства: наскальные рисунки, рельефные наскальные изображения, статуэтки из костей и камня, ритуальные погребения. Это дает нам возможность с уверенностью утверждать о наличие у человека палеолита стремления описать окружающий его мир и зафиксировать это описанние на материальных носителях, с целью не только использования знаний в своей повседневной деятельности. Но и передачи их будущим поколениям. В течение этих 17 тыс. лет человечество накапливало знания, изменялись формы деятельности, формы организации общества, способы фиксирования и передачи информации. Однако новые знания не отменяли старые – они их дополняли. В жизни человеческого общества этот процесс проходил в виде постоянной надстройки новых достижений культуры на уже имеющуюся политическую, социальную и экономическую структуру общества. Таким образом, на протяжении всей истории цивилизации росло многообразие человеческой деятельности и общественных отношений, изменялись их формы выражения, но не изменялась их внутренняя суть. Именно в этом факте и проявляется неразрывная связь всех предшествующих и будущих поколений, являя собой механизм формирования общечеловеческой культуры, как социально-исторического явления.

Появление национальных государственных систем, научно-техническая и информационная революция Новейшего времени, активная взаимная интеграция Восточной и Западной культур значительно повлияли на искажение понятия Бога. Библия в современном мире рассматривается как книга о потустороннем мире, и поклонении сверхестетсвенным силам. Это в корне ошибочный взгляд. И этот взгляд привел к тому, что в современной культуре понятие духовности человека, также пернесенно в сферу сверхестественного, отвлеченного, не имеющего отношения к материальному миру. Такой взгляд на духовность человека чрезвычайно подорвал авторитет базовых морально-нравственных устоев общества. Способствовал появлению и развитию многочисленных псевдорелигий, лидеры которых преследуют исключительно собственные корыстные интересы. Сейчас, что бы слыть духовным человеком, достаточно быть професисоналом в какой-либо области исскуства. Успехом считается достижение высокого социального статуса в проффесиональной деятельности, большие деньги или слава. Снимаются фильмы, телевизионные передачи и издаются книги о жизненном пути людей, создавших гигантские корпорации и заработавших миллиарды, которые преподносятся общественности, как вершина достижений человеческого духа и разума. Однако так было не всегда. Такое видение духовного и успешного наблюдается всего лишь последние 300 лет из последних 2000 лет существования человеческой цивилизации от Рождества Христова. Только начиная с начала 18 века, когда окончательно устанавливается в Западной Европе светская общественно-государственная система, Коммерческая Прибыль и Личное Благосостояние превращаются в культ, вытесняя истинные духовные ценности. До нашей эры таким периодом была Античность.

Понятия Бог и Духовность не только имеют непосредственное отношение к реальности, но и выражают идеалы, радикально отличающиеся от тех на которые опирается современная светская общественно-государственная система.

В религии в обязательном порядке поднимаются вопросы смысла существования окружающего Мира, смысла существования Общества и Человека, и самое главное, как эти смыслы взаимосвязанны между собой. Этот процесс познания длился более 10 тыс лет, пока не был реализован в стройных философско-правовых системах, возникших на рубеже перехода человечества в Железный Век и известных сейчас, как мировые религии. Окончательно, этот процесс был завершен к концу первого тысячелетия до нашей эры. Результаты этой титанической работы изложены в Священных Писаниях Христианства и Ислама, Индуизма и Буддизма.

Известная история религии начинается с 11 тыс. до н.э. Самым древним культовым сооружением, известным археологам на данный момент, является комплекс Гебекли-Топе в Турции, который относится еще к охотничьей культуре и датируется 11 тыс до нашей эры. Характерной особенностью всех религиозных учений является обязательное наличие рукотворных культовых сооружений. Смысл их строительства заключается в том, что они являются символом единства человеческого сообщества. Все древние культовые сооружения отличает монументальность, что невозможно было реализовать усилиями только одного племени. Таким образом, гигантские культовые сооружения, возведенные усилиями человеческих сообществ не имеющийх прямых родственных связей, являлись символами объединия племен и народов в единое общество.

К этому времени человеческая мысль совершила невероятно огромный скачок в понимании окружающего мира. Человечество отказалось от поклонения божествам отдельных экосистем и природных явлений, растений и животных. Осознание единства всех природных явлений окружающего мира, включая человека и человеческое общество, побудило людей сначала объединить божеств в семейные союзы, а впоследствии прийти к идее единного Бога.

Семейные ценности сыграли ключевую роль в развитии человеческой культуры. У всех народов без исключения в дорелигиозный период имел место культ Священных Предков, который заключался в обожествлении усопших родителей и прародителей. Этот культ сыграл важнейшую роль в эволюции первобытных верований в религиозные учения и сохранился во всех культурах до сегодняшних дней в виде почитания своих усопших предков. Объективно, этому способствовало то, что в основе человеческого общества лежат именно семейные ценности. Семья – это биологически обусловленная социальная организация человеческого вида. Семейные ценности лежат в основе любого человеческого сообщества, независимо от уровня его социальной организации и технического развития. Именно поэтому во всех культурах во все времена, когда ораторы, поэты и философы хотели подчеркнуть единство своего общества, то сравнивали его именно с семьей. Защита семьи всегда была одним из приоритетных направлений деятельности государства.

Важнейшей задачей, которая стояла перед человеческим сообществом с момента объединения неродственных родов и племен в единое общество, было обеспечение его стабильности и единства. В до государтсвенных сообществах единство обеспечивалось биологически обусловленными семейными узами, любовью к родителям и уважением к старшим родственникам. Власть в таком обществе принадлежала самым старшим его членам, а родственные узы обеспечивали безупречную честность и ответсвенное отношение старших, а также беспрекословное подчинение младших его членов. Ситуация изменилась когда люди начали объединяться в сообщества образованные из множества племен и родов не состоявших в родственной связи друг с другом. В этой ситуации единственными условиями, которые могли гарантировать стабильность и единство сообщества, были справедливость законов и ответственность власти. Обеспечение этих условий стало важнейшей задачей всех древних цивилизаций и культур.

Все религии Древнего Мира ограничивались территорией государств, которые они представляли, и не распространялись за их пределы. Причиной тому было то, что религии Древнего Мира были не чем иным, как государственными идеологиями и правовыми системами. И перед всеми ими стояли одни и те же задачи. В государствах Древнего Мира поклонялись разным богам и, соответственно, жизнь в них регулировалась различными законами. Иудеское Царство, как и любое другое государство Древнего Мира не могло и не имело права навязывать свои законы жителям других государств. В эпоху же римского владычества правовые (религиозные) границы государств были стерты, что позволило религиям беспрепятственно распространять свои идеи и основанные на них правовые нормы по всей Империи. Иудаизм, как самая совершенная религиозная система Средиземноморской цивилизации, победил в этой конкуренции, приняв форму, известную сейчас как Христианство, а в государствах образовавшихся на территории бывшей Персидской империи - Ислам.

 

Совершенство Иудаизма заключается в том, что его идеи, основанные на монотеизме, идеально соответствуют объективным реалиям жизни человеческого общества. Это подтверждает тот факт, что монотеистические религиозные идеи вытеснили политеизм во всех цивилизованных сообществах. Монотеистические религиозные системы позволили людям разработать на их базе Правовые Системы, основанные на критерии Справедливости. Соотвествие Права принципу Справедливости достигается соблюдением трех основных базовых принципов: Служение Обществу, Адекватная Отвественность, Защита прав Человека.

Служение Обществу заключается в том, что индивидуальная деятельность каждого человека должна подчиняться в первую очередь интересам своего Общества, поскольку только в рамках человеческого общества являются возможными развитие индивида и удовлетворение всех его потребностей. Вне Общества не возможно удовлетоврение индивидом даже своих естественных надобностей. Вне общества ни один индивид неспособен даже полноценно развиваться. Самым жестоким наказанием, придуманным людьми за всю историю человечества, является полная изоляция человека. Человеку в условиях полного одиночества гарантированно умопомешательство, он теряет способность к какой-либо деятельности вообще. Человеческое Общество это единственно возможная естетственная среда обитания Человека. Именно по этой причине древние выделили принцип Служения Обществу, как базовый, в жизни каждого человека. Приобретаемые индивидом в процессе его деятельности материальные блага являются не более чем вознаграждением за его честное Служение Обществу.

Общество в свою очередь гарантирует индивиду удовлетворение его базовых потребностей – принцип Защиты Прав Человека. К таким базовым потребностям относятся: право на личную безопасность, право на жилье, право на средства к существованию и частную собственность. Однако объективная реальность жизни человеческого Общества показывает, что для его функционирования необходимым является наделение различных слоев общества и отдельных индивидуумов дополнительными правами, для осущетвеления ими возложенных на них общественных функций, высшими из которых являются Право на Законодательную Власть, Судебную Власть и Исполнительную Власть. Эти дополнительные Права, будучи жизненно необходимыми, обуславливают при этом неизбежность социального неравенства. Поэтому категорически недопустимым является злоупотребление индивидуумом своими правами и чужими обязанностями, возложенными на них обществом.

Для профилактики злоупотреблений своим социальным статусом и халатности должностных лиц древние сформулировали третий принцип - принцип Адекватной Отвественности. Принцип Адекватной Отвественности снижает вероятность злоупотребления индивидуумом своиими правами, которыми он пользуется в силу своего высокого социального статуса.Суть принципа Адекватной Отвественности означает, что чем выше социальный статус индивида, чем значительней его влияние на жизнь сообщества, тем выше уровень уголовной и административной отвественности, которую он несет перед Законом.

Вышеуказанные три принципа являются универсальными и применимы в рамках любой экономической и политической систем, и независят от технологического уровня общества. Законы в Иудаизме, изложенные в книгах Ветхого Завета, опираются на эти три принципа.

Тора, или Ветхий Завет, состоит из нескольких больших разделов.

Первый - это Книга Бытия. В Книге Бытия раскрываются вопросы появления известной человеку части мира, появления человека и человеческого общества, особенности внутренней природы человека, смысл его взаимоотношений с окружающим миром и обществом, происхождение различных групп человеческих сообществ и взаимотношения между ними, описывается догосударственная история еврейского народа.

Вторая – это книга Исхода. Современные светские ученные и философы продолжают спорить о том, как появилась Общественно-Государственная система. Предлагается целый ряд гипотез: Однако этот спор можно считать законченным, поскольку Ветхий Завет, будучи первой Правовой Системой еврейского народа, включает в себя и положения Общественного Договора, а если точнее - Договор о Сотрудничестве, на который эта Правовая Система опиралась в своей законотворческой деятельности, и предшествовала появлению самого Иудейско-Израильского Царства. Этот Общественный Договор изложен в виде Десяти Заповедей. В этом смысле Ветхий Завет является уникальным историческим и правовым документом, поскольку содержит Общественный Договор в своем первозданном виде. Подтверждением тому является тот факт, что восточные религиозные системы также в своей основе провозглашают те же самые ключевые заповеди, что говорит об их универсальности. Ценность Десяти Заповедей Ветхого Завета заключается в том,что только их неукоснительное соблюдения обеспечивает любому человеческому сообществу стабильность, а их нарушение неизбежно ведет к внутренней дестабилизации и как следствие, может привести к его гибели. Договор Сотрудничества это единственные условия, опираясь на которые может существовать человеческое сообщество вообще, и правильность этого вывода подтверждена многотысячелетней историей человеческой цивилизации.

Книга Левит, Книга Чисел и Второзаконие содержат списки законов и описание прецендентов регулирующих различные общественные отношения в иудейском обществе 1 тыс до н.э.

Так называемый исторический раздел, включает в себя Книгу Иисуса Навина, Книга Руфь, Книга 1-я и 2-я Парралипенон, четыре Книги Царств, книги Пророков повествуют о не простой истории Иудейского Царства и становления Закона основанного на принципах Справедливости. Мы не будем их анализировать. Во-первых, читатетль сможет самотосятельно с ними ознакомиться в свете той информации, которую он получит ознакомившись с анализм первых пяти книг Ветхого Завета. А во-вторых, крайне сложно охватить и проанализировать многотысячелетнее наследие человеческой цивилизации, которое на протяжении более тысячи лет анализировали и осмысливали ученные древнего Израиля. По тем же причинам мы упустим в своем анализе гимны, изложенные в Псалмах.

Особое значение имеют философские тексты, касающиеся отношения Человека с действительностью и его нравственного развития. Это все Книги Соломона и Книга Иова. Нравственное развитие человека занимает важнейшее место во всех религиозных системах. Договор Сотрудничества предполагает воспитание в людях черт характера, которые определяются как альтруистические. Если в семье альтруизм обусловлен взаимной любовью и привязанностью всех членов семьи, то в условиях выходящих за рамки родственных отношений, воспитание у членов сообщетсва осознания важности коллективизма и заботы о ближнем, становится первостепенной задачей всего общества. Без этого само существование общества не представляетя возможным. Это и является причиной осуждения во всех культурах комплекса черт характера составляющих эгоистическое поведение человека. Эти разделы Ветхого Завета мы также оставляем для самостоятельного изучения читатетлями.

Новый Завет – это тот заключительный штрих, который сделал Иудаизм самой совершенной религией во всем Средиземноморье и определил развитие европейской и евразийской цивилизаций на последующие 2 тыс лет. Новый Завет является важнейшей частью Общественного Договора. Новый Завет содержит в себе Договор о Несотрудничестве, реализованном через идеи и методы безнасильственной борьбы с несправедливостью, не нарушая при этом Договора о Сотрудничестве. Договор о Несотрудничестве гласит, что любые законы, которые не соотвествуют Десятью Заповедям и основным законам Торы, должны не соблюдаться народом. Но для того, что бы с одной стороны не нарушать законность и порядок, а с другой - давать меньше повода тирании задействовать государственный аппарат насилия и принуждения, Иисус проповедовал людям безнасильственный метод борьбы с несправедливостью. Новый Завет это величайший прорыв человечества в области Права, который логически завершил поиск идеальной Правовой системы, системы основанной на принципе Справедливости.

Фактически вся история человеческой цивилизации может быть представлена, как борьба между справедливым Правом и не справедливым Правом. Справедливое Право всегда основывалось на идеях коллективизма и альтруизма, в то время как несправедливое Право - на идеях индивидуализма и эгоизма.

Часто можно услышать от верующих людей тезис о том, что именно религия делает человека Человеком. И это действительно так. Все мировые религии проповедуют альтруизм в противовес эгоизму. Коллективизм в свою очередь основывается на идеях альтруизма, а не эгоизма, который является основой индивидуализма. Человечество является самим собой только благодаря идеям коллективизма. Воспитание и поддержка альтруизма происходит автоматически на всех уровнях жизни общества: индивидуальном - мы не терпим эгоистического отношения к себе, семейном – не терпим эгоистическое отношение к родным и близким, общественном – не терпим когда наживаются за счет ближних, государственном – не терпим коррупции и халатности. Иначе общество не может существовать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: