Практическое занятие 4.
По дисциплине: Риторика в ДОУ
Тема занятия: Риторическая культура воспитателя дошкольного учреждения
Цель: Практическое овладение риторикой – правилами и приемами эффективного риторического воздействия, отработки практических риторических навыков, обучению наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторических выступлений.
Задачи: Закрепить знания и практические умения студентов в публичном выступлении разных жанров.
Количество часов: 2 часа.
Современная наука о речевом воздействии имеет следующую структуру:
Речевое воздействие
Риторика | Межличностное общение | Реклама | |
деловое | игровое | ||
1. Продолжите фразу:
Речевое воздействие — это
Риторика –
Межличностное общение —
Реклама —
Деловое общение -
Игровое общение –
Обоснуйте актуальность проблемы риторической культуры воспитателя дошкольного учреждения.
3. Термин риторика сочетает в себе различные аспекты (раскройте их): практический – это …
академический - наука о ….
дидактический - учебная дисциплина, в которой изложена …….
4. Классическая риторика пользуется следующими основными понятиями (раскройте их):
Логос -
Этос -
Пафос -
Топос -
5. Основными разделами классической риторики являются (перечислите их):
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Они составляют риторические каноны.
Риторические каноны – э то …
Риторические фигуры - …
Риторический вопрос-
Анафора -
Эпифора -
Градация -
Антитеза -
Аналогия -
Гипербола -
Инверсия -
Как осуществляется передача графических знаков в устной речи?
Устная речь обязательно должна быть выразительной. Каким образом речь сделать выразительной?
8. Виды и жанры красноречия (перечислите и раскройте их):
1.
2.
3.
4.
5.
Типы речей по знаковым оформлениям
По знаковым оформлениям различают речи, которые(перечислите и раскройте их):
1.
2.
3.
4.
10. Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению:
11. Подготовка речи происходит в следующей последовательности (включает 7 компонентов, перечислите их и кратко опишите):
12. Планы есть трех видов: простой, сложный, цитатный.
Простой план - это несколько нераспространенных предложений, связанных между собой темой. Например:
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
План
1. Актуальность экологического воспитания.
2. Задача экологического воспитания.
3. Содержание экологического воспитания.
4. Средства экологического воспитания.
5. Условия экологического воспитания.
Сложный план - это распространение простого плана путем расширения основных вопросов, вступление и выводы. Например:
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
План
1. Введение. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников на современном этапе.
2. Основная часть. Содержание экологического воспитания в дошкольном возрасте.
1. Цель и задачи экологического воспитания.
2. Средства экологического воспитания.
3. Условия экологического воспитания в ДОО.
III. Выводы. Зависимость качества экологического воспитания дошкольников от уровня подготовленности воспитателя к этой деятельности.
Цитатный план подобен простому, но вместо нераспространенных предложений используются цитаты, которые точно отражают суть освещаемому вопросу. Например:
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
План
1. «Экологическое воспитание - это формирование сознательного восприятия окружающей природной среды, бережного отношения к природным ресурсам, правильного понимания проблемы взаимодействия общества с природой».
2. «Цель экологического воспитания - формирование системы научных
знаний, взглядов, убеждений, которые закладывают основы ответственного и действенного отношения личности к окружающей середы».
3 Другие.
План записывается на отдельном листе. При этом он не есть нечто неизменное. В случае необходимости некоторые моменты плана могут корректироваться, а то и изыматься.
Составьте свой план (тема речи по выбору студента)
13. Еще ораторы античных времен выделяли в речи три части (назовите их):
1.
2.
3.
14. Чем проявляется л огическая культура оратора?
15. В чем заключается функция оратора?
Список литературы:
1. Стернин, И.А. Практическая риторика (5-е издание, 2008г.)
2. Стернин, И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. - Воронеж: «Истоки», 2011. Тираж 500 экз. - 169 с. https://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Prakticheskaja%20_ritorika.pdf
3. Тимонина И.В. Педагогическая риторика: генезис и актуальность. Учебное пособие. 2014г.
4. Лопаткина, С.В. Риторика: учебно-методический комплекс: курс лекций / С.В.Лопаткина. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. – 65с.
5. Иванченко Т.В. Речевая компетентность в педагогической деятельности: