Обработка и оценка результатов




I. Методики выявления основных типов развития

Примечание: Для характеристики типа ситуации и типа, к которому следует от­нести ребенка, используются методики «Зеркало», «Раскраска», «Кол­дун». При массовых обследованиях предпочтение отдается методике «Раскраска» (менее трудоемкая, время 5-7 мин.). Если в задачу входит определение «группы риска», т. е. пилотажное исследование для выделе­ния детей, у которых могут возникнуть трудности в процессе обучения, — применяется сначала методика «Колдун». Затем с выделенной группой детей проводится методика «Зеркало», методики определения методов учения и методика «Беседа о школе»

Если обследование проводится по жалобе учителя, целесообразно провести все методики.

Наиболее достоверный результат получают по методике «Зеркало» (время 25-30 мин.). Однако, если любая другая методика дает диагноз— «псевдоучебный тип», его следует считать окончательным. Выявление структуры мотивов и особенностей внутренней позиции дает дополни­тельную характеристику ребенка.

Методика 1 «Зеркало»

Ребенку предлагается сделать рисунок, представляющий собой зер­кальное отображение исходною. Методика проводится индивидуально, состоит из вводной беседы и трех серий. Во время выполнения задании первой и третьей серии ребенок работает самостоятельно, проверяю­щий, сославшись на занятость, сидит в стороне.

Вводная беседа

Ребенку показывают рисунок А (см. приложение I), ставят перпен­дикулярно плоскости рисунка зеркало, объясняют, как выглядит отра­жение рисунка в зеркале. Показ и объяснения проводятся в форме беседы. Проверяющий: «В какую сторону девочка бросает мяч?» Ребенок-«Влево» (достаточно, чтобы он указал направление рукой). Ставится зеркало (см.приложение I, рис 1). П.: «А в какую сторону бросает мяч девочка в зеркале?» Р.: «Вправо» Проверяющий, передвигая зеркало вправо и влево, показывает ребенку, что отражается только та часть рисунка, которая находится перед зеркалом.

Серия I

Инструкция

«Ты должен научиться рисовать зеркальные рисунки. Я дам тебе рисунок (предъявляется рис Б) Что на нем нарисовано? (Ребенок перечисляет элементы рисунка). Попытайся нарисовать: зеркальный рисунок, если зеркало мы поставим вот так (проверяющий рукой обозначает расположение зеркала таким же, как и во вводной беседе (рис.1)). Основание зеркала проходит через середину рисунка. К рисунку прикалывают скрепкой лист бумаги (рис.2), на котором ребенок будет рисовать. Этот листок закрывает ту часть рисунка, которая «находится за зеркалом».

Выполнение

Ребенок рисует, проверяющий сидит в стороне от ребенка, якобы занимаясь своими делами. Если ребенок задает вопросы, он отвечает: «Я сейчас занят», «Вспомни, как я тебе объяснял», т.е. уклоняется от содержательной помощи.

Проверка

После завершения ребенком рисунка, к исходному ставят зеркало и проверяют, верно ли выполнено задание Проверяющий- «Ты все верно сделал? У тебя получился зеркальный рисунок?» Ребенок: «У меня здесь не совсем верно, здесь не получилось». На ошибки указывает только ребенок, взрослый может только указать на неаккуратность. На этом этапе ошибки содержательно не анализируются.

Серия II

Инструкция

«Теперь мы с тобой попробуем нарисовать еще один рисунок (предлагается рис В). Он похож на первый, но немного отличается, давай рисовать eго вместе, я тебе буду помогать».

Выполнение

Ребенок рисует, проверяющий сидит рядом, иногда похваливает ребенка, но при возникновении вопросов уклоняется от прямых содер­жательных ответов (как и при самостоятельном задании).

Проверка

Ставится зеркало. Проверяющий: «Ты правильно сделал?»

Ребенок: (отвечает).

Независимо от содержания ответа взрослый прямо указывает ре­бенку на ошибки (если они имеются). Причем обсуждение ошибок носит конкретный характер, например:

Проверяющий: «В какую сторону едет машина на твоем рисунке?».

Ребенок.(отвечает).

Проверяющий. «А куда едет машина на зеркальном рисунке?» и т.д. по всем неверным элементам рисунка ребенка.

Серия III

Инструкция

«Посмотри еще раз в зеркало, запомни, какой рисунок получится и зеркале. Нарисуй сам еще раз зеркальный рисунок». Зеркало убирается.

Выполнение

Ребенок еще раз рисует зеркальный рисунок, проверяющий сидит в стороне.

Заключение

Получив последний рисунок, экспериментатор благодарит ребенка и обязательно хвалит eго/

 

Обработка и оценка результатов

После завершения обследования в распоряжении проверяющего имеется три рисунка, выполненных ребенком. Каждый рисунок оцени­вается соответствующим баллом:

0 - в рисунке нет поиска содержания предложенной задачи (см. образец рис.3а).

1 _ есть попытка правильного выполнения задачи (см. образец рис.3б).

2 — смысл задания попят, но в рисунке есть недостатки (см. образец рис.3в).

3 — задание выполнено правильно (см. образец рис.3г).

Каждый ребенок получает три оценки: за первое самостоятельное выполнение, за выполнение с помощью, за второе самостоятель­ное выполнение. По соотношению трех оценок определяется тип отношения ребенка к заданию взрослого.

 

Дошкольный тип: ряд 0-0-0 или 1-1-1 (особое значение имеет сочетание низкой оценки с ее устойчивостью).

Предшкольный тип: ряд 0-1-2 или 1-2-3 (постепенное повышение уровня, каждая следующая серия выполняется обязательно лучше, чем предыдущая) или 1-3-3 (по второй и третьей сериях максимальный уровень).

Псевдоучебный тип: ряд 0-0-1 или 1 -1 -2 (повышение уровня происходит только в третьей серии, исходный уровень низкий (1 или 0).

Учебный тип: ряд 2(3)-3-3 все задания выполняются на высоком уровне (уровень первого рисунка может быть чуть ниже).

Коммуникативный тип: ряд 1-2-1 или 2-3-2, то есть имеется улучшение во второй серии, а в третьей — ухудшение (несмотря на то, что задание в третьей серии легче). К коммуникативному типу относятся и дети, у которых в третьей серии заметно падает аккуратность выполне­ния задания при сохранении уровня.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: