Особенности палеолитического искусства малых форм




• Вариабельность форм.

Скульптура верхнего палеолита представляет два основных образа – антропо- и зооморфные. Палеолитическая скульптура изображала духов, души предков, существа, в которых видели источник болезни, и т.д.; она делилась на бытовую (куклы) и религиозную. Таким образом роль данных

 

изображений была многообразной и дифференцированной.

Предположительно так может быть объяснено наличие в материалах одного верхнепалеолитического памятника разного рода фигурок женщин, как, например, на стоянках Мальта (неподалеку от Иркутска), Гагарино (в верховьях Дона) и др.

• Трансформация значения и особенности использования материала.

По мнению С.В. Иванова, значение каждого изображения могло меняться во времени и в зависимости от обстоятельств, контекста использования, а функции, выполняемые аналогичными изображениями, но изготовленными из разных материалов, могли различаться.

 

Интересно отметить случай трансформации неутилитарного предмета из Мальты – стержня, изготовленного из бивня мамонта и «орнаментированного» поперечными прорезанными линиями. На одном его конце верхний слой был удален для того, чтобы просверлить отверстие. Видимо, и здесь поверхность стержня изначально была также «орнаментирована», поскольку по краям остались небольшие углубления от имевшихся ранее поперечных линий. Возможно, это свидетельствует об использовании данного предмета сначала в качестве статуэтки, а затем «превращении» его в подвеску. Физические свойства материала и особые представления, связанные с ним, играли большую роль в жизни древних людей. Среди верхнепалеолитических предметов неоднократно встречаются изделия из бивня мамонта, форма и поверхность которых сымитированы под иной природный материал, специфическую текстуру (зубы, внутренняя часть бивня мамонта, рыбная чешуя, ракушки, и др.) Результаты изучения фрагментов каменных женских статуэток указывают на то, что данные фигурки, в отличие от изготовленных из бивня мамонта, были сознательно разломаны. Возможно, эти различия как раз и обусловлены назначением, ритуальной функцией предметов, использовавшихся для более и менее долговременных целей. По данным Дж. Хана, работа по изготовлению копии фигурки лошади из Вогерхельда заняла более 40 часов, что для охотников-собирателей немалый срок. Можно предположить наличие прямой связи между временем, необходимым для создания статуэтки, и длительностью ее использования. На гравветтийских стоянках Моравии отмечено преднамеренное разрушение терракотовых статуэток, связываемое исследователями с обрядами охотничьей магии. Интересно проследить разные контексты и способы использования одного материала – терракоты. Во Французских Пиренеях применялись различные технологии изготовления художественных предметов из глины – моделирование, скульптура, гравировка. В Моравии зафиксирована преимущественно скульптура, антропоморфная и зооморфная, выполненная по определенному канону, причем отпечатки пальцев на материале говорят о том, что эти изделия делали женщины и дети.

• Контекст находок

В гроте Гримальди обнаружены скопления женских фигурок в тайничках. Р. Уайт предположил, что они были спрятаны для будущего использования беременными женщинами во время родов, которые случались не так часто в небольших охотничьих группах. О нахождении верхнепалеолитических скульптурных изображений в древних тайничках, «ямках-хранилищах» писали и отечественные исследователи. Можно предположить существование «жизни» скульптурных изображений внутри коллектива их создателей, изменение и дополнение их семантического значения.

• Внешний вид.

В отдельных случаях появление упрощенных «стержне видных» изображений объясняется тем, что на эти фигурки надевали «одежду», поэтому не было необходимости их доделывать. Например, считается, что отверстия в нижней части фигурок птиц и женщин со стоянки Мальта, возможно, делались для удобства восприятия: если подвеску носили на шее или поясе, то, взяв ее в руки, человек оказывался «лицом к лицу» с данным изображением. Общие классификации женских статуэток базируются на особенностях телосложения. Можно наметить иной подход, обращая внимание на различные нюансы исполнения, не только свидетельствующие об индивидуализации женского образа, но и позволяющие объединять изображения в группы.

• Орнамент

На верхнепалеолитических предметах, среди простейших его элементов мы встречаем «линии» и «точки». Часто на орнаментированных предметах выделяются группы элементов, повторяющихся в определенных числовых интервалах — наиболее распространены группы по 2, 5, 7 и кратные им. Наличие орнамента, построенного таким образом, позволило ученым выдвинуть гипотезу о происхождении счета и лунного календаря в эпоху палеолита. Часть орнаментов — линии треугольников, косой крест и их комбинации — считаются «женскими», так как ими украшаются женские статуэтки и ряд костяных орудий, традиционно связываемых с женским трудом по изготовлению одежды. Орнамент в виде точек с линиями встречается на центральной подвеске из составного ожерелья, пластине с отверстием в центре и на обломке неопределенного предмета из бивня мамонта. Отличительной чертой данного сочетания элементов является создание рельефа. Орнамент в виде парных точек присутствует на двух женских статуэтках, мелкой подвеске из составного ожерелья и на обломках неопределенных предметов из бивня мамонта. В целом принцип выделения устойчивых сочетаний элементов орнамента и технологии их нанесения можно применять при сравнении предметов искусства с различных памятников эпохи верхнего палеолита для определения особенностей локальных изобразительных традиций и выявления их родства, возможного культурного взаимодействия.

 

 

Петроглифы

Петроглифы (в пер. с древнегреч. - резьба на скале (рetra - скала, камень, glyphe - резьба). Петроглифы имеют самое разнообразное значение —мемориальное, ритуальное, знаковое и т.д.

Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших известных времён (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.

Петроглифические памятники находят по всей планете: в пещере Альтамира, Испания, в пещерах Фон-де-Гом, Монтеспан и др., Франция, в Костенках, Дон, в Сибири, Германии, Алжире, Италии и Англии, плоть до недавно открытых гигантских многоцветных росписей горного плато Тассили в Сахаре, среди песков пустыни.

Основными мотивами для петроглифов являлись изображения животных — бизоны, дикие кони, кабаны, олени; среди них и вымершие виды животных — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры.

Очень редко попадаются абрисы ритуальных масок. В эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — сражения, охоты, пляски и малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.

По данным итальянского исследователя Эммануэля Анати (1993 г.) наскальные изображения известны в 120 странах на всех обитаемых континентах. Уже зафиксировано 140 тыс. скоплений (групп), в которых насчитывается более 35 миллионов фигур.

К числу древнейших в мире памятников наскального искусства относят находки Австралии, которых насчитывается около 40 тысяч лет. Коренные жители страны наносили и почитали наскальные рисунки еще в XX веке. Свыше 70% наскальных изображений принадлежит охотникам-собирателям, остальные - землевладельческим и скотоводческим народам. Все они - ценнейший исторический источник для изучения самого продолжительного периода в истории человечества - первобытнообщинного строя и времени его разложения.

 

Наскальные рельефы в Тануме — комплекс петроглифов в одноимённом городе Танум, Швеция. Были открыты в 1972 году Эйджем Нильсеном, который изначально намеревался установить в скале динамит для проведения строительных работ.

В общей сложности комплекс насчитывает около 3000 рисунков, сгруппированных более чем в 100 местах вдоль 25-километровой линии, которая была берегом фьорда в бронзовом веке. Площадь комплекса — 0,5 км². Возраст рисунков от 3800 до 2600 лет. На петроглифах изображены сюжеты из жизни древних людей — охота, быт, оружие, животные, лодки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: