Специфика социально-культурной деятельности в общеобразовательной школе




Педагогические положения концепции социально-культурной деятельности в целом разрабатывали М. А. Ариарский, Т. И. Бакланова, Т. Г. Бортникова, Н. Д. Булатова, Е. И. Григорьева, М. И. Долженкова, А. И. Костяев, В. В. Леденев, Е. В. Литовкин, Н. Ю. Максимова, Ю. Е. Окунева, Э. И. Петрова, А. А. Сукало, Б. А. Титов, Н. Н. Ярошенко и др.[6]

Школа дает возможность любому человеку изменить свой социальный статус, приобрести необходимые знания, развить свои способности, повысить уровень своего образования и квалификации, приобщиться к культуре общества. Школа как открытая социально-педагогическая система не может абстрагироваться от социальной ситуации, поскольку ребенок развивается в определенной социальной среде, и без учета ее влияния мы не можем управлять этим развитием. Именно поэтому социально-культурная среда рассматривается как один из ресурсов, определяющих образовательные и воспитательные потребности детей и их саморазвития[7].

Педагогический аспект социально-культурной деятельности состоит в регулировании процессов культуры социальных отношений. Сам процесс осуществляется в различных формах, включая и досуговую деятельность, направленную на решение культурно-образовательных задач. От того, на каких ценностях акцентирует свое внимание педагог, зависит, в каком направлении будет осуществляться воспитательный процесс[8].

Социально культурная деятельность – процесс и результат включения личности в общественные отношения, механизмы развития личности описывались с помощью внешних задаваемых образцов, эталонов воспроизведения социального опыта в своей деятельности. Новая педагогическая парадигма социально культурной деятельности исходит из признания уникальности субъективного опыта знаний, умений, навыков, как необходимого источника индивидуальной жизнедеятельности. Это значит, что в условиях социально культурной деятельности происходит интеграция задаваемого и уже имеющегося социально культурного опыта[9].

Социокультурное развитие личности – это двусторонний процесс, который, с одной стороны, помогает индивиду усваивать социальный опыт, входя в социальную среду, а с другой – в процессе социокультурного развития активно воспроизводит систему социокультурных связей за счет активного вхождения в среду. Необходимо обратить внимание на то, что социокультурное развитие личности, как и социализация человека, происходит под влиянием мировых, планетарных процессов: экологических, демографических, экономических, военно-политических. Вследствие этих процессов судьба каждого человека существенно зависит от общего состояния дел на планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономики и политики. Особенно явно эти процессы влияют на подрастающие поколения, их сознание, поведение, отношение к действительности.

Содержание и формы жизнедеятельности учащихся в школе как организации определяются педагогами на основании различных рекомендательных разработок. Анализ этих разработок и массового практического опыта показывает, что содержание и формы объективно создают возможности для реализации школьниками активности главным образом в сфере предметно-практической и духовно-практической деятельности, в определенной мере в сфере познания, частично в сфере спорта и игры. Мера реализации этих возможностей также связана с используемыми формами взаимодействия[10].

Важной особенностью процесса социокультурного образования личности является ее личностно-деятельностный подход.

Основные положения личностно-деятельностного подхода в решении проблемы социокультурной деятельности следующие[11]:

- основная идея названного подхода связана с деятельностью как средством становления и развития субъектности индивида, удовлетворяющей его потребности в саморазвитии, в самореализации;

- специфическими принципами указанного подхода являются: принцип субъектности в выборе деятельности, принцип учета ведущих видов деятельности и законов их сменяемости, принцип учета сензитивных периодов развития, принцип амплификации.

Педагогический аспект социальной культуры личности проявляется в культурном уровне развития специалиста, в нравственных отношениях, связанных, прежде всего, с принятием и выполнением определенных норм, выступающих в форме требований, которые выполняют функции предпосылок в развитии личности специалиста.

Социокультурный подход в социализации личности выступает как принцип и способ организации и управления педагогическим процессом, выполняющий интегративную функцию.

Социокультурная интеграция объединяет три процесса:

- практическое и информационное взаимодействие между участниками социокультурного процесса;

- согласованность содержания образования между культурными традициями, национальными формами культуры и новыми достижениями культуры;

- утверждение единой системы общественных ценностей.

Социокультурный подход акцентирует внимание на исторически сформированных и устойчивых социально-ценностных структурах, выявляет ценностные основания культуры. При этом приоритет отдается социкультурным ценностям, нравственным идеалам и их созидательной роли в развитии общества и личности. Социокультурный подход позволяет соединить культуру и образование в единую систему.

Источником социокультурного образования и нравственного становления личности является опыт ее деятельности. Поэтому задача педагога – включить воспитанников в разнообразную творческую деятельность, создать среду, которая[12]:

- предусматривает в центре образования личность, ее индивидуальное развитие; задача взрослого при этом – оказывать педагогическую поддержку;

- способствует формированию в процессе образования демократических принципов в отношениях между людьми: взаимного уважения прав и свобод друг друга, умения вести диалог, конструктивного разрешения конфликтов, нетерпимого отношения к нарушению прав ребенка;

- строит воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей личности;

- создает ситуации выбора, учит осуществлять выбор в ситуации неопределенности и нести ответственность за принятое решение.

Социокультурное образование в процессе социально-педагогической деятельности выступает важным фактором приобщения учащихся к ценностям искусства. Искусство имеет мощный этико-эстетический потенциал образования личности, ее приобщения к социально-культурным ценностям. Осуществляя образование личности, школа приобщает воспитанников к ценностям культуры.

В настоящее время внеурочная социально-культурная деятельность приобрела статус «образовательной деятельности», так как является необходимым компонентом процесса получения образования в соответствии с ФГОС ООО второго поколения.

Внеурочная социально-культурная деятельность может реализоваться в таких формах, как «кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.»[13].

Направленность внеурочной деятельности общеобразовательной школы на дифференцированное обучение по интересам детей создает мощные предпосылки для формирования рефлексивности, раскрытия эмоционально-чувственных возможностей, духовно-творческих способностей и дарований детей, т. е. для формирования гармоничной личности. Направленность социокультурного взаимодействия на более полное раскрытие индивидуальных возможностей, коммуникативных, организаторских способностей участников коллективной социально-культурной деятельности достигается в ходе моделирования социокультурных ситуаций. При этом активно-творческое овладение ими теоретическим и практическим материалом общекультурной содержательности ассоциируется со своеобразной поддержкой со стороны специалистов социокультурной сферы, базирующейся на основах диалога, полилога и авансирования доверием. Доверие, будучи встречным процессом, соответствующим норме межличностных отношений, позволяет взаимно выражать именно те цели, которые являются для них первостепенными в личной социокультурной деятельности[14].

Таким образом, школа как социокультурное пространство контактов школьников создает возможности для реализации ими активности в сферах общения и игры, частично – в других сферах жизнедеятельности. Важной особенностью процесса социокультурного образования личности является ее личностно-деятельностный и ценностный подходы. Продуктивность педагогического процесса в общеобразовательной школе обеспечивается уровнем проявления социально-культурной активности участников социального взаимодействия, определяющимся степенью как избирательности социальных норм, ценностных ориентаций, так и контакта с культурной средой. Это позволяет рассматривать их в качестве субъектов социально-культурной деятельности, имеющих определенную социальную позицию, личное мнение.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: