СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ




Помощь детям с нарушениями зрения

 

РЕАБИЛИТАЦИЯ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Какие дети относятся к этой категории

Категория детей c нарушениями зрения весьма разнообразна и неоднородна. Она включает следующие подкатегории:

- слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;

- слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией;

- дети с амблиопией и косоглазием.

Причины возникновения нарушений зрения могут быть разные, иногда факторов обуславливающих снижение зрения может быть несколько.

При подозрении неблагополучия в состоянии зрения у ребенка родители должны обратиться в кабинеты охраны зрения при детской поликлинике или в глазные диспансеры.

При слепоте наиболее резко выражена степень нарушений органа зрения, при котором глубокое снижение остроты зрения делает невозможным или весьма ограниченным зрительное восприятие. По степени сохранности остроты зрения различают абсолютную (тотальную) слепоту и практическую слепоту. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения. Практическая слепота характеризуется остаточным зрением, при котором сохраняются светоощущение, цветоощущение. При таком зрении появляется возможность сосчитать пальцы вблизи лица, в известной мере воспринимать свет, цвета, контуры, силуэты предметов на близком расстоянии.

Особенности остаточного зрения характеризуются:

- разнообразием проявления нарушений зрительных функций;

- изменчивостью и неустойчивостью состояния зрительных функций и их параметров;

- повышенной, быстрой утомляемостью зрения.

Слепые дети - дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение - 0,04 - 0,05 на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Эти дети затрудняются в восприятии и познании предметов и явлений окружающей действительности. Многие признаки предметов визуального характера (обычно воспринимаемых зрением): свет, цвет, форма, величина и положение предметов в пространстве - слепыми не воспринимаются. Все это приводит к обеднению чувственного опыта, что обуславливает глубокую специфику процесса формирования познавательной деятельности.

Слабовидящие дети страдают снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией) или же другими расстройствами периферического зрения, приводящими к снижению разрешающих способностей глаза. Зрительное восприятие в условиях слабовидения характеризуется недостаточностью, фрагментарностью, замедленностью, поэтому у слабовидящих детей наблюдается обедненность чувственного опыта, сказывающегося на успешности познания детьми окружающего мира. Слабовидящие дети посещают специальные дошкольные учреждения и школы для детей с нарушением зрения.

СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В нашей стране существует несколько видов специальных дошкольных и школьных учреждений для детей этой категории. Ясли-сады для детей с нарушением зрения принимают слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией с 2 до 7 лет. В настоящее время существует новый вид специального учреждения - ясли-сад-школа для детей с нарушением зрения, где дети могут находиться с 2 до 10-11 лет. Кроме этого существуют школы для слепых и слабовидящих детей.

Во всех специальных учреждениях осуществляется комплексная медико-психолого-педагогическая помощь. Обучение детей с нарушениями зрения в специальных школах предусматривает получение полного цензового образования за 12 лет.

В начальных классах преподавание идет по специальным программам, в основной и средней школе преподавание предметов ведется по программам массовой школы с применением специальных методик обучения.

Как в детских садах, так и в школе проводятся специальные занятия по коррекционной работе: ЛФК, ритмике, развитию зрения и зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, развитию осязания, социальной ориентировке, логопедии.

После окончания школы выпускники могут работать на учебно-производственном предприятии общества слепых, продолжить образование в средних специальных учебных заведениях или ВУЗах.

Чаще всего выпускники школ для детей с нарушениями зрения предпочитают гуманитарные профессии: музыканта, учителя, преподавателя ВУЗа и др. В настоящее время список доступных этим детям профессий включает более 70 наименований.

Системы трудоустройства слепых и слабовидящих в настоящее время в стране нет, а имеющиеся учебно-производственные предприятия общества слепых не имеют возможности трудоустроить всех инвалидов по зрению, даже в случае владения ими определенной профессией. Лицам с различными нарушениями зрения сейчас значительно легче освоить профессию, чем трудоустроиться.

Новые формы помощи

В настоящее время на базе детских садов и школ стали создаваться Центры социальной поддержки семьи в воспитании ребенка с нарушением зрения, для оказания консультативно-диагностической помощи, включающей:

- первичный патронаж семьи, в которой выявлен ребенок с глубокими нарушениями зрения, оказание медицинской, психолого-педагогической коррекционной помощи ребенку в семье;

- выявление вторичных отклонений развития детей с глубокими нарушениями зрения;

- разработку индивидуальных программ абилитации ребенка, обучение родителей практическим приемам развития ребенка с глубокими нарушениями зрения;

- обеспечение успешной подготовки детей с глубокими нарушениями зрения к обучению в школе.

 

СЛУЖБЫИ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДОШКОЛЬНИКАМ

В государственных дошкольных учреждениях воспитываются слепые, слабовидящие дети, дети с косоглазием и амблиопией в возрасте от 2 до 7 лет. Эти учреждения работают по специальной программе, построенной с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с нарушениями зрения.

Целью данных учреждений является обеспечение лечения, возможного восстановления зрения и предупреждение ухудшения его состояния, а также обучение и воспитание, направленное на предупреждение появления вторичных отклонений при раннем выявлении глазной патологии и преодоление уже возникших вторичных отклонений в развитии познавательной деятельности и личностных качеств.

Система дошкольных учреждений для детей этой категории дифференцирована, созданы также дошкольные группы при детских садах и школах-интернатах. Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения выглядит таким образом:

- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей;

- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;

- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией.

Обучение детей с нарушениями зрения в детском саду осуществляется на занятиях с группой 10 человек слепых и слабовидящих детей или 10-12 детей с косоглазием и амблиопией. Занятия носят фронтальный, групповой и индивидуальный характер.

Весь учебно-воспитательный процесс в детском саду для детей с нарушениями зрения строится с учетом требований лечебно-восстановительной работы.

Специальные программы разработаны на основе программы воспитания в массовом детском саду. Наряду с этим введены специальные разделы по развитию зрительного восприятия и формирования предметных представлений, социальной адаптации и ориентировке в пространстве, развитию осязания, слухового восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, коррекции нарушений речи.

В содержании обучения и воспитания учитываются задачи, требования и рекомендации лечебно-восстановительной работы. Во всех видах детской деятельности предусматривается тренировка, упражнения для активизации зрительных функций. Развитие зрительного восприятия осуществляется на специальных коррекционных занятиях, а также в процессе игры, общеобразовательных занятиях и повседневной жизни.

Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировки проводятся учителем-дефектологом (тифлопедагогом).

Занятия по преодолению недостатков речевого развития проводятся логопедом, при этом дети объединяются в подгруппы в соответствии с уровнем речевого развития, т.е. приблизительно одинаковым состоянием лексики, грамматики, фонетики, связной речи.

Кроме того, с детьми проводятся специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике, так как у детей с нарушением зрения наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы.

Методы обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения строятся на основе общедидактических принципов обучения и с учетом особенностей развития способов восприятия (зрительного или осязательного), познавательной деятельности и компенсаторных возможностей детей с нарушениями зрения.

Применение специальных методов и приемов направлено на коррекцию зрительного восприятия, предметных представлений, ориентировку в пространстве, преодоление недостатков речевого развития, предметно-практической деятельности и т.д. Важное место в обучении занимает наглядность, которая адаптируется к условиям восприятия (зрительного или осязательного), широко используются оптические средства коррекции зрительного восприятия наглядно-иллюстративного материала. Для преодоления вербализма предметных представлений и расширения чувственного опыта проводится специальная работа по ознакомлению с окружающей действительностью на экскурсиях и наблюдения, при этом важная роль отводится регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения. Для коррекции недостатков развития предметно-практических действий используется метод поэтапного, пооперационного выполнения заданий в ручном труде, конструировании, лепке, аппликации и т.д.

В результате комплексного подхода к обучению и воспитанию детей формируются адекватные для данного возраста виды продуктивной деятельности, взаимодействие с окружающей природной и социальной средой. Правильному развитию ребенка способствует организация преемственности между обучением в детском саду и школах-интернатах для детей с нарушением зрения, а также между общественным и семейным воспитанием.

Важное место в педагогическом процессе занимает работа по преемственности и взаимосвязи коррекционно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы, по развитию и активизации зрения, его охране, а также укрепления общего состояния здоровья.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения входят в систему образования и открываются отделами образования совместно с отделами здравоохранения.

Общее педагогическое руководство осуществляется отделами образования, а ответственность за обеспечение лечения возлагается на здравоохранение.

Отбор детей осуществляется на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования психолого-медико-педагогических комиссий. Методика обследования представляет собой серии специализированных диагностических заданий, позволяющих выявить уровень психофизического развития ребенка и его соотвествие возрастной норме. Решение о зачислении в учреждение, о выводе из него принимаются психолого-медико-педогогической комиссией.

Основные программно-методические документы, регламентирующие деятельность дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения разработаны в Институте коррекционной педагогики, а содержание лечения в условиях дошкольного учреждения разработаны Институтом глазных болезней им. Гельмгольца и кафедрой глазных болезней Московской медицинской Академией.

В настоящее время на базе дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения создан новый вид специализированного учреждения: ясли-сад-начальная школа. По заданию Министерства образования РФ в лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ИКП РАО разработан пакет программно-методической документации (концепция, положение, устав, учебные программы и планы, содержание коррекционных занятий, содержание лечебной работы). Данные материалы апробированы в учебно-воспитательных комплексах N 1648, 1665, 1676, 1697 г. Москвы, УВК N 5 г. Кирова, УВК N 105 г. Самары и УВК N 173 г. Тольятти.

Консультативные группы для детей с нарушениями зрения создаются как при государственных так и при общественных, частных и других дошкольных учреждениях. Комплектование групп осуществляется медико-психолого-педагогическими комиссиями, работающими в системе образования. В группы зачисляются дети с момента выявления первичного дефекта. Работа с ними осуществляется как на базе дошкольного учреждения, так и в условиях семьи.

Основные цели деятельности консультативных групп:

- выявление детей с нарушением зрения, не посещающих дошкольные учреждения и нуждающихся в комплексной медико-психолого-педагогической помощи;

- консультирование родителей по определению своеобразия, особенностей психофизического развития ребенка и разработка совместно с родителями программы его обучения и воспитания;

- обучение родителей методам, средствам и приемам воспитания и обучения детей с нарушением зрения в условиях семьи;

- проведение коррекционных занятий тифлопедагогом в присутствии родителей и с их помощью в дошкольном учреждении и домашних условиях;

- анализ результатов развития и продвижения ребенка в процессе обучения и воспитания и составление в процессе обследования индивидуальных карт динамики психофизического развития ребенка.

Консультативные группы устанавливают связь между семьей и другими учреждениями, которые должны оказывать помощь родителям как в настоящий момент, так и в будущем.

Однако, данные группы только начинают функционировать, поэтому необходимы специальные номенклатурные акты, регламентирующие их деятельность.

Наряду с этим необходимо разработать программно-методические рекомендации, пособия, дидактические средства для обучения ребенка с нарушением зрения в домашних условиях. Такой литературы практически нет, за исключением ряда сборников, которые были изданы малым тиражом и поэтому сейчас приобрести их невозможно.

СЛУЖБЫИ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ШКОЛЬНИКАМ

Специальная общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей (3 и 4 видов) - специальные учебно-воспитательные учреждения, которые находятся в ведении Министерства образования РФ.

В школе обучаются дети с 6 до 18 лет, имеющие тотальную слепоту или остаточное зрение (до 0,04-0,05) на лучше видящем глазу с коррекцией. При наличии дополнительных зрительных нарушений (сужение поля зрения до 10%, прогрессирующих патологических процессов, ведущих к слепоте) в школу для слепых принимаются также дети с остротой зрения до 0,08 и слабовидящие дети со снижением зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией.

В зависимости от местных условий создаются десятилетние школы-интернаты, дающие образование за курс неполной средней школы и двенадцатилетние, дающие образование за курс средней общеобразовательной школы.

Общеобразовательные школы для слепых и слабовидящих детей состоят из трех ступеней:

1 ступень-начальная школа (1-4 кл.);

2 ступень-основная школа или неполная средняя школа (5-10 кл.);

3 ступень-средняя школа (11-12 кл.).

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, полноценное развитие ее потенциальных возможностей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школьников самостоятельности, интереса и активности в учебной деятельности. В ней осуществляются специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, развитию осязания, социально-бытовой ориентировке, лечебной физкультуре, ритмике, логопедические занятия.

Учащиеся начальных классов приобретают навыки и умения учебной деятельности, обучаются чтению, письму, элементарным математическим знаниям, пониманию изображений, овладевают способами наглядно-образного и словесно-логического мышления, основами гигиены, элементарными приемами и способами самообслуживания, двигательной активности. Обучение ведется по специальным планам, программам, учебникам.

Основная школа (2 ступень) закладывает основы общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимые выпускнику для продолжения образования и доступной ему формы интегрирования в общество. Здесь продолжается работа по коррекции познавательной деятельности, двигательной сферы учащихся, гигиене, охране и лечения зрения, укреплению здоровья.

Средняя школа (3 ступень) обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса профессионального обучения учащихся. В учебный план школы включаются факультативные занятия по выбору учащихся.

Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:

- учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с нарушениями зрения, опоре на потенциальные и сохранные возможности;

- модификации учебных планов, программ, увеличение сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения;

- дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательских групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;

- оформлении учебных классов и кабинетов, создании офтальмо-гигиенических условий в учебной деятельности;

- организации лечебно-восстановительной работы;

- усилении работы по социально-трудовой самореализации выпускников;

- организации специальной коррекционно-компенсаторной работы, направленной на преодоление, сглаживание и возможное устранение недостатков психофизического развития слепых и слабовидящих учащихся.

Задача социальной адаптации умственно отсталых детей с нарушениями зрения является одной из трудно решаемых задач реабилитации средствами образования. В школах для детей с нарушениями зрения (3 и 4 видов-слепых и слабовидящих) организуются классы для обучения умственно отсталых детей, где они получают образование в объеме начальной школы. Однако, соответствующие условия для обучения и воспитания слепых и слабовидящих умственно-отсталых учащихся в школах-интернатах до настоящего времени не обеспечены.

Необходимы значительные финансирования для разработки специальных программ по коррекции отклонений у данной категории детей, создании специальных учебников и дидактического материала, как плоскопечатного варианта, так и по Брайлю.

Учебные пособия и тифлотехнические средства обучения

Для учащихся школ слепых выпускаются учебники, учебные пособия, художественная литература, узнаваемая по системе Брайля. Все выпускаемые учебники по Брайлю иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых с остаточным зрением, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать. В школах для слабовидящих детей применяются специальные учебники с укрупненным шрифтом (кегль 20 и 16) и адаптированными к недостаточному зрению цветными иллюстрациями.

В настоящее время требуется переиздание учебников для школ слепых и слабовидящих, а также издание дидактических пособий как плоскопечатных, так и по Брайлю.

В основе создания тифлотехнических средств лежит преобразование (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха, осязания (сохранными анализатарами). Коррекция неполноценного зрения с помощью тифлотехнических средств осуществляется путем усиления (повышения уровня) полезного оптического сигнала, за счет увеличения яркости, контрастности, четкости видения изображений. Для этого используются оптические, телевизионные светотехнические средства.

К оптическим средствам коррекции относятся различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи и диапроекторы).

К разрешающим возможностям телевизионных устройств для слабовидящих детей предъявляются повышенные требования по яркости и контрастности.

Для детей, страдающих дефектом поля зрения (трубчатое, гемианопсия) имеются специальные оптические системы, улучшающих в необходимых пределах суженное поле зрения.

В случаях, когда у слабовидящих детей и слепых с остаточным зрением наблюдается светобоязнь, используются светозащитные технические устройства из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием.

Для незрячих детей созданы специальные приспособления и приборы. Для обучения самостоятельной ходьбе используются трости, приборы эхолокаторы, сканеры. Для обучения слепых машинописи разработаны специальные пишущие машинки, компьютеры со строкой по Брайля. Имеются специальные приборы для рельефного рисования и черчения. Для обучения письму и чтению по Брайлю применяются грифели и прибор для ручного письма.

Выпускаются "говорящие книги" (записи книг для их прослушивания) на магнитных лентах, а также на специальных устройствах (плейер и др.).

Применение в школах для слепых и слабовидящих детей светоэлектрических сигнализаторов, обеспечивающих перекодирование световых сигналов в слуховые или тактильные позволяют учащимся наблюдать некоторые химические процессы и физические явления, воспринимать дистантно расположенные объекты, определять изменения их яркости, освещенности, характер перемещения в пространстве, обнаруживать магнитное поле и его полярность и многое др.

Для развития двигательной активности, улучшения ориентировки и передвижения в пространстве, совершенствовании двигательных актов, развитии физических качеств используются звуковые сигналы, мишени, звучащие мячи и другие атрибуты.

Специальные технические средства и приспособления, используемые для трудового и профессионального обучения и на рабочих местах в классах, помогают слепым и слабовидящим овладевать различными видами труда по сборке электротехнических радиоэлектронных изделий и других видов ручного труда.

Нерешенные проблемы

Для эффективного процесса реабилитации средствами образования слепых и слабовидящих необходимо:

- переиздание учебников по Брайлю (букварь и учебники истории, географии и др.);

- издание учебников для школ слабовидящих с укрупненным шрифтом и адаптированным иллюстративным материалом;

- расширение ассортимента тифлотехнических средств для коммуникаций и развития мобильности учащихся;

- оснащение физкультурных залов школ специальными средствами (звучащие мячи), эхолокаторами, специальными тренажерами для развития движений, преодолению гиподинамии у детей с нарушением зрения;

- создание в школах-интернатах условий, приближенных к семейным, (малые воспитательные группы, семейные отношения в них);

- создание в школах-интернатах условий, максимально обеспечивающих развитие самостоятельности в самообслуживании (постоянно действующие комнаты домоводства, стирки, чистки одежды, обуви);

- обеспечение досуга детей, постоянно пребывающих в интернате с учетом их интересов, склонностей и потребностей;

- создание новой модели взаимодействия школы-интерната с микро и макросоциумом для реализации наиболее полного включения слепых и слабовидящих детей в общество.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: