Общинно-родовая форма помощи оказывалась в поддержке наименее защищенных членов общности, каковыми являлись старики, женщины, дети. По сути, в период язычества была заложена традиция заботы о слабых и немощных.
Фирсов М.В. отметил, что "институт старцев" зарождался в рамках рода, семьи древних славян. Община постепенно предопределила отношение к людям, не являющимися активными участниками трудовой и коллективной жизни. Возможно, эта та стадия развития общины, когда достаточно точно дифференцировались статусы родства, сложились представления типа "этот свет" - "тот свет", "молодость - старость" и т.д. Причем по отношению к взрослому миру в одной социовозрастной группе находились старики и дети.
Первоначально половозрастное деление не связывалось с социовозрастным. Архаические народные представления о детях и стариках идентифицировали их как "чистых", не живущих половой жизнью, отсюда общность в одежде у тех и других, и одинаковое отношение к ним. Так, инфатицид (узаконенное убийство ребенка) - довольно характерное явление на ранних этапах развития общественных отношений, существовал не только в отношении детей, но и стариков [44, с.29].
"Отправление на тот свет" дряхлых и больных стариков имело различные формы: зимой их вывозили на санях и, привязав к лубку, спускали в глубокий овраг; отвозили в мороз в поле или степь, где и бросали; опускали в пустую яму; сажали на печь в пустой хате; везли куда-нибудь и добивали в огородах довбней; увозили в дремучий лес и там оставляли под деревом; топили.
Однако когда происходит социовозрастное деление в общинной жизни и к представлению "старый - молодой" добавляется "старший, мудрый, младший", "главный - неглавный", формируются ритуалы поминовения предков ("Масленые деды", "Радоничные деды", "Троицкие деды"), то ритуал отправления "на тот свет" сменяется культом "мудрой старости", уровень инфатицида "старцев" снижается (детский инфатицид сохраняется вплоть до XVIII в).
|
Формы поддержки стариков были различны. Исследование этнологческого материала показало, что там, где по какой-либо причине на помощь не приходила семья, заботу о стариках брала на себя община. Одним из вариантов поддержки стариков был специальный отвод им земель по решению общества, "косячка", который давал возможность заготовки сена. В том же случае, когда старики окончательно "впадали в дряхлость", они призревались общиной. Старика определяли на постой к кому-нибудь на несколько суток, где тот получал ночлег и пропитание, затем он "менял" своих кормильцев. Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинностью. Возможно, в древности формы поддержки были иными, но их видоизмененная архаическая форма сохранилась до конца XIX столетия.
До принятия христианства на Руси существовали и другие "закрытые" формы помощи, но все они связаны с "институтом старцев". К примеру, вариантом ухода на "тот свет" был добровольный уход из общины. Пожилые люди, которые не могли участвовать в трудовой деятельности, селились недалеко от общины, на погостах, строили себе кельи и жили за счет подаяния. Подобная форма милости существовала, по данным исследователей, вплоть до XVI в., о чем мы находим свидетельства в новгородских писцовых книгах, хотя к этому времени "нищепитательство" осуществлялось церковью и приходом.
|
Старики и дети относились к одной социовозрастной группе. Типология "старых" и "малых" в некоторых случаях определялась по признаку "сиротства" (явление, когда субъект оставался без попечения близких родственников). В словаре В. Даля сиротство трактуется более широко, чем принято ныне. Сирота - это беспомощный, одинокий, бедный, бесприютный, а также субъект, не имеющий ни отца, ни матери. Понятие "сиротство" не идентифицировали только с институтом детства, оно имело иные, антропоморфные, смыслы и распространялось на другие виды проблем, такие, как хозяйство, деятельность, статус, социальная роль.
С появлением древнерусского государства основные тенденции помощи пожилым людям были связаны с княжеской защитой и попечительством. Великий князь Владимир Креститель Уставом 996г. вменил в обязанности духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, богаделен и больниц. На протяжении многих веков церковь и монастыри оставались средоточением социальной помощи старым, убогим, увечным и больным.
Постепенно роль духовенства в деле призрения становилось все более подотчетной и регламентируемой, а значение губерний возрастало. На них возлагалась организационная, финансовая и законодательная ответственность в деле общественного призрения. Появляются первые указы о деятельности губерний в деле призрения, где им ведено устраивать "гошпитали" для увечных, престарелых, "зазорных младенцев" (внебрачных детей). Причем губерниям надлежало самим финансировать свои социальные программы "изъ неокладныхъ прибылыхъ доходовъ" [44, с.106].
|
К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. По распоряжению Ивана Грозного в каждом городе необходимо было выявить всех нуждающихся в помощи - стариков, убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.
В 70-х годах XVII века в Москве встречалось более восьми обширных богаделен-больниц (не считая малых существовавших почти при всех церквах), в которых призревал 412 человек
В 1682 г. был издан Указ "О мерах государственного призрения". Указ состоял из трех частей. В первой части Указа выделены группы нуждающихся, на которых распространяется особое внимание государства. К ним относили бедных, увечных, "старых людей", нищих [48, с.13].
В инструкциях магистратам (от 31 января 1724 г) В § 34 подчеркивалось, что призрение бедных, "престарелых и дряхлых граждан" лежит непосредственно на магистратах. Для этих целей они должны быть пристроены в городские богадельни, а не жить за счет "пропитания граждан".
Престарелые, дряхлые, увечные, не могущие приобретать себе пропитание трудом, призревались родственниками. В том случае, если их не было, они призревались за счет крестьянской общины. Сельскому начальству в лице старост и волостных старшин предписывались ст.698 и 699 Устава общественного призрения осуществлять надзор за заведениями общественного призрения, если такие были, а также за тем, чтобы отдельные члены сельских обществ не занимались "прошением милостыни" по своей лености.
В практике крестьянского призрения преобладали следующие виды общественной помощи. Наиболее распространенный - поочередное кормление по домам. Сельские сходы обеспечивали неимущим выдачу хлебных пособий из сельских магазинов. Наряду с этим существовали денежные пособия, хотя и незначительные (в каждых губерниях они имели различные размеры). К тому же "дряхлые и бедные старики" предпочитали побираться, чем жить не на свободе.
Петр I создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.
Впервые при Петре I старость, детство и сиротство становятся объектом попечения государства. Немощные старцы, "нищие, больные и престарелые" определялись в дома Святейшего патриарха (1701г) и Московские богадельни (1710г).
С выходом в 1775 году Положения о губерниях начинается количественный рост богаделен, и они становятся всесословными.
В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности - стариков, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты
После крестьянской реформы 1861 г. происходит реорганизация управления Ведомства учреждений Императрицы Марии. В единое управление - Опекунский совет Учреждений Императрицы Марии - объединяются Санкт-Петербургский, Московский опекунские советы и Главный совет женских учебных заведений. К 1881 г. в Ведомстве состояло 459 учебных и благотворительных учреждений, где обучались более 20 тыс. человек.
В 1881 г. открывается Попечительство для слепых, которое с 1883 г. со своими учреждениями причислено к Ведомству учреждений Императрицы Марии. Попечительство имело свои отделения на 29 территориях и в 7 комитетах. Основное предназначение Попечительства - оказание помощи слепым, подготовка их к трудовой жизни, развитие сети учреждений для оказания медицинской помощи. Структура Попечительства включала в себя училища для слепых, заведения для обучения взрослых, приюты для малолетних слепых, общежития для слепых работников и работниц, убежища для престарелых (не способных к труду). В заведения Попечительства принимались "слепцы без различия национальности и вероисповедания".
В 1898 г. создается Попечительство Императрицы Марии Федоровны для глухонемых. Его цель - учреждение для глухонемых мастерских, домов трудолюбия, дешевых квартир; призрение престарелых и увечных; открытие для малолетних школ, мастерских, убежищ; а также подготовка учителей для школ, где обучались глухонемые.
Социальная защита престарелых приобретает все более организованный (создание разветвленной сети учреждений, в том числе и координирующих), массовый (расширение объектов социальной помощи: одинокие старики, инвалиды, брошенные дети и сироты, беспризорные, нищие, дети-инвалиды, дети с умственными отклонениями, дети - мигранты и т.п.) и сословный характер открытие богаделен и приютов, организация яслей-приютов, народных школ для детей низших сословий).
Анализ практики социальной защиты пожилых людей в дореволюционной России показал, что отечественная история социальной защиты престарелых складывалась по двум направлениям: государственно-общественному и частно-церковному. Причем, государственные учреждения преобладали до XIX в. В начале XIX в. стали создаваться частные приюты, попечительские советы, благотворительные общества. В России была целая сеть приютов, которые содержались за счет частных лиц и общественных организаций, причем они носили дифференцированный характер: сиротские, городские, сельские, специальные, приходские. Основными субъектами социальной защиты престарелых выступали государство, земства, представители духовенства, имущих классов, прогрессивной интеллигенции [32, с.105].
Призрение немощных престарелых полностью находилось на общественном содержании. Богадельни открывались как за счет частных пожертвований, так и за счет средств Приказов общественного призрения и предназначались для престарелых и убогих лиц всех сословий.
Система общественного государственного призрения стариков в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений. Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб.
Особое внимание также уделялось призрению лиц пожилого возраста, которые размещались в богадельни и приюты для престарелых. Для призрения лиц престарелых и не могущих обходиться без посторонней помощи Московское Городское Управление располагало 10 богадельнями и убежищами на 2170 кроватей. Из них 3 богадельни - Екатерининская, Тихвинская и Солдатенковская - перешли к городу уже функционирующими, спустя продолжительное время после их открытия [12, 164].
В целом в дореволюционной России окончательно сформировались три направления помощи нуждающимся лицам пожилого возраста:
государственное призрение;
земская общественная помощь;
частная добровольческая благотворительность.
Для данного периода характерно доминирование общественного подхода, обусловленного рядом факторов [26, с.24].:
с одной стороны, церковь как важнейший институт российского общества, продолжая помогать старикам и безнадзорным детям, уступает функции непосредственной организации социальной работы с ними общественным и общественно-государственным организациям;
с другой стороны, государство создает определенные правовые и идеологические условия для делегирования функции призрения за престарелыми, нуждающимися в особой помощи, общественным, негосударственным, частным благотворительным инициативам, в том числе органам низового местного самоуправления - земствам;
негосударственные благотворители и организации накопили столь значительный опыт социальной работы с престарелыми, что в определенном смысле начали объективно выполнять функцию государственного заказа на организацию подобной работы в широких масштабах [24, с.64].
Таким образом, анализ развития института социальной защиты пожилых людей показал, что социальная защита имеет многовековую историю, так как нуждающиеся в помощи старики существовали на протяжении всей отечественной истории. Социальная защита пожилых людей к началу советского периода в России имела определенную теоретическую базу и практический опыт.
В начале XX в. общественное призрение в контексте данного направления осмысляется как система мер правительства, направленных на социальное страхование индивида от различных социальных рисков. Здесь представляют интерес работы М. Оленова, Н. Вигдорчика, Б. Кистяковского. Так, принцип обязательности призрения стариков и больных как основополагающий принцип гражданского общества, должен, считает М. Оленов, распространяться и на безработных. В данном случае следует осуществлять социальное страхование, пособия которого формируются из отчислений всех работающих граждан, а также государства. Страхование как вид государственного обеспечения наряду с различными видами самопомощи должно "быть не подачкой", а правом гражданина. Однако это право может реализоваться при следующих условиях: государственное страхование - дополнительный институт "самодеятельности пролетариата"; общественное страхование, которое на основе закона становится общегосударственным институтом; участие государства в образовании страховых фондов на основе прямых налогов; все организации государственного страхования подлежат непосредственному управлению и контролю участников организаций.
Разработка законодательства о пенсионном обеспечении по старости как самостоятельном виде социального обеспечения стала проводиться в 1928-1932 гг. Первые пенсии по старости были установлены для рабочих текстильной промышленности постановлением Наркомтруда СССР от 5 января 1928 г. "О предоставлении пенсионного обеспечения престарелым рабочим предприятий текстильной промышленности". Определялся возраст для получения пенсии по старости: для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет; необходимый для назначения пенсий трудовой стаж устанавливался одинаковый для мужчин и женщин - не менее 25 лет.15 мая 1929 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление "Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости", в соответствии с которым пенсионное обеспечение было введено и для рабочих таких ведущих отраслей промышленности, как горная, металлургическая, электропромышленность, железнодорожный и водный транспорт. Сложившееся в 1928-1932 гг. законодательство о пенсиях рабочим и служащим было положено в основу развиваемого в последующие годы законодательства о пенсионном обеспечении по старости.
В частности, по официальным данным к концу 1992 г. по сравнению с 1991 г. снизился ввод в эксплуатацию домов-интернатов для инвалидов и престарелых до 69%, детских дошкольных учреждений - до 76%, общеобразовательных школ - до 80%.
Министерство социальной защиты к концу 1995 г. обладало самой разветвленной и разнопрофильной системой социальной помощи:
учреждения социального обслуживания семьи (всех типов) -991;
учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов (всех типов) - 1029;
отделения социальной помощи на дому - 9997;
территориальные центры - 999;
службы социальной срочной помощи - 1366 [44, с.38].
Таким образом, система помощи складывается из совокупности различных учреждений, которые имеют разные формы собственности, систему подчинения, методы работы, направления в оказании поддержки, источники финансирования и юридический статус.