Введение.
Игумен Земли Русской так называют преподобного Сергия Радонежского за вклад, который внес он в духовную жизнь Руси. Как птицы, разлетались по земле Русской его ученики, сколько славных обителей они устроили, скольких людей своими подвигами привили ко Христу!
В трудное время загорелся великий светильник; Русь приходилось строить заново. Порвалась связь с Византией и Европой, сердце Руси - Киево-Печерская лавра была разрушена, монгольские орды продвигались на север, на север уходила Русь.
И здесь, в Радонежских лесах, начинает благодаря преподобному Сергию биться духовное сердце Новой Руси - Троицкая обитель. Не зря именно к нему ездил князь Дмитрий Иванович за благословением.
За долгие годы служения в монастырских стенах преподобный Сергий совершил немало деяний, оставив видный след не только в истории православного христианства, но и в отечественной истории (Куликовская битва).
Сергий Радонежский ввел на Руси и широко распространил в народе праздник Троицы. Еще тогда христианский подвиг Сергия Радонежского получил высокую оценку. В 1354 году патриарх Филофей прислал Сергию памятный Крест в знак благословения "на возрождение общего жития иноков в Русской земле", которое едва теплилось, задавленное монгольским игом. Так Сергий Радонежский стал основоположником ионического движения на Руси.
Ныне церковь празднует обретение мощей преподобного Сергия, произошло это в 1392 году, через тридцать лет после кончины святого. Мощи были обретены нетленными и открыты для поклонения в Троице-Сергиевой лавре, где находятся доныне, бесчисленные чудотворения и исцеления души и тела излечиваются все это время. Не иссякает поток паломников со всех концов света к одному из величайших русских святых - чудотворцев.
|
Биография Сергия Радонежского.
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) (1314 или 1322 – 25.09.1392гг.) основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, православный святой. Родился под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии. Вскоре после его рождения по повелению великого князя Московского Ивана 1 Калиты семьи ростовских бояр (в т.ч. и семья Варфоломея) переселили в подмосковный г. Радонеж, по имени этого города впоследствии Сергий и стал прозываться Радонежским. После смерти отца Варфоломей с братом Стефаном ушли в монастырь, располагавшийся возле подмосковного с. Хотьково в конце 1330-хгг. Они покинули обитель и избрали жизнь монахов – отшельников, одинокий аскетический подвиг в молчании. В лесных подмосковных чащобах, где на горе Маковец они обустроили скит, построили церковь во имя Пресвятой Троицы, а Варфоломей принял ионический постриг с именем Сергий. Через некоторое время Стефан ушел в Москву и стал духовником великого князя Семена Ивановича Гордого. Сергий несколько лет оставался в лесу один. Вскоре, услышав о его духовных подвигах, стали приходить в лесную пустынь другие искавшие спасения иноки. Рядом с Троицкой церковью и первой деревянной избушкой стали выстраивать новые кельи, а вокруг монашеского поселения была сооружена деревянная ограда для защиты от диких зверей.
Когда число братий возросло, Сергий, рукоположенный в иереи, был поставлен игуменом. А известность о подвижнике распространилась все дальше от его лесной обители. К святому старцу обращались за советом и благословением даже князья, константинопольский патриарх присылал ему грамоты и подарки.
|
Во второй половине 14 – начале 15 вв. преподобный Сергий и его ученики основали несколько новых монастырей, самым известным из которых стали Симонов и Спасо - Андроников в Москве, Высоцкий в Серпухове, Благовещенский на Киржаче, Кирилло – Белозерский под Вологдой. Приверженец чистоты духа и помыслов, преисполненный смирения и любви, Сергий Радонежский стал духовным авторитетом, как для простых людей, так и для знатных.
В 1378 году, после смерти митрополита Алексия, Сергия приглашали занять митрополичью кафедру, но он отказался, сказав: «Кто я такой, грешный и худший из всех людей?».
Воинский подвиг князя Дмитрия Донского
На поле Куликовом.
И когда, наутро, черной тучей
Двинулась орда,
Был в щите твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
А. Блок. На поле Куликовом.
Позднейшие источники рассказывают об особой роли Сергия Радонежского в событиях, связанных с Куликовской битвой 1380 года. Летом 1380 года Дмитрий Иванович узнал, какая гроза собирается над ним. Дмитрий немедленно разослал гонцов ко всем подручным ему князьям с приказанием вести войско свое в Москву. Повеление его было исполнено. Вся Северо – Восточная Русь пришла в движение. Казалось, что русские пробудились от глубокого сна и сбросили с себя ярмо страха перед татарами. Один за другим многочисленные полки защитников Отечества вступали в Москву.
Более ста пятидесяти тысяч всадников и пеших встали в ряды войска, готового умереть за Отечество и Веру. Никогда еще Русь не видела подобного ополчения. "На Господа уповаю - и не погибну", - сказал великий князь Дмитрий Иванович и отправился перед выступлением в поход в Троицкую обитель к преподобному Сергию Радонежскому. Святой Сергий благословил Дмитрия и его полки на передовую битву, предсказав «кровопролитие ужасное, но победу». Затрубили трубы, ударили в бубены, и войско тронулось. Вся Москва вышла провожать ратников.
|
Перед Доном собрал Дмитрий Иванович на совет князей и воевод, чтобы решить вопрос: переходить ли русскому войску за Дон или ждать нападения татар перед Доном. Совет решил: «Лучше переправиться как можно скорее. Надо, чтобы ни у кого не было и мысли возвращаться назад, пусть всякий без хитрости бьется, пусть не думает о спасении. Говорят, сила велика у врагов. Что на это смотреть! Не в силе Бог, а в правде! » в ночь с 7 на 8 сентября русские войска переправились через Дон и при солнечном восходе двинулись вперед к устью реки Непрядвы. Тут поступила Дмитрию грамота от Сергия Радонежского: «Господин! Иди на врага! Да поможет тебе Бог и святая Богородица!» Благословив русское войско, Сергий отправил на поле сражения двух монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю сказав им такие слова: "Мир вам, братия мои, твердо сражайтесь за веру Христову и за все православное христианство". День битвы был выбран не случайно. 8 сентября по старому стилю день Рождества Пресвятой Богородицы и на Богоматерь была возложена особая надежда.
За холмами лежало раздолье Куликово поле, пересеченное речкой Смолкой. За нею, на противоположных холмах, разбила свой стан орда Мамая. Окрестности Куликова поля были овражисты, покрыты кустарниками, рощами, лесными зарослями. Ночью Дмитрий Иванович вместе с Боброком – Волынским выехали на Куликово поле. В глубокой тишине слушали они, как гудит тысячами голосов татарский стан. Тихо было в русском лагере. Не многие спали в эту ночь перед битвой. Воины молча ожидали наступления утра, которое решит судьбу родной земли.
Утром битва началась с поединка двух богатырей. Из монгольского войска выехал огромного роста воин по имени Челубей и вызвал на поединок любого русского богатыря. Вызов принял монах Пересвет. Богатыри на всем скаку ударили друг друга копьями, и оба мертвыми упали на землю. Дмитрий снял с себя княжеские одеяние, надел доспехи простого воина и встал в первые ряды своей дружины. Страшная сеча длилась целый день. Монголы начали одолевать, но из засады в тыл им ударил полк волынского воеводы Боброка и полк Владимира Андреевича, брата великого князя. Это и решило исход битвы.
Наши гнали татар сорок верст,
Надевали проклятых на копья
И тупили мечи о кольчуги.
Мало кто из Мамаевой рати
В Золотую орду воротился!
Князя Дмитрия нашли без сознания. Доспехи его были иссечены саблями и залиты кровью.
А московского князя искали
По всему Куликовому полю
И нашли чуть живого средь трупов.
Князь очнулся, узнал о победе
И велел возвращаться домой.
Пока шла битва преподобный Сергий с братией молились на коленях и не вставали до тех пор, пока преподобный не сказал: "Мы победили!" Погибших на поле брани хоронили с девятого сентября, воздвигнув на общей могиле храм. С благословения преподобного Сергия князь Дмитрий установил "пока стоит Русь" совершать поминовение воинов погибших на поле брани в субботу перед днем памяти всеми чтимого Дмитрия Солунского, небесного покровителя князя.
Заключение.
Значение победы на Куликовом поле огромно: Москва укрепилась в своей роли объединительницы русских земель, их лидера; в отношениях Руси с Ордой произошел перелом (иго будет снято через 100 лет, в 1382 г. хан Тохтамыш сожжет Москву, но решающий шаг к освобождению был сделан 8 сентября 1380 г.); существенно снизился размер дани, которую Русь отныне платила Орде; Орда продолжала слабеть, от удара, полученного в Куликовской битве, ей оправиться так и не удалось. Куликовская битва стала важнейшим этапом в духовно-нравственном возрождении Руси, формировании ее национального самосознания.
В актовой речи «Благодатный воспитатель русского народа» профессор В. О. Ключевский в таких словах охарактеризовал значение Преподобного Сергия: «Примером своей святой жизни, высотой своего духа, он поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в помощь Божию... Своею жизнью, самой возможностью такой жизни Преподобный Сергий дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло, помог ему заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел он. И вот мы видим, что народ, сто лет привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался, наконец, духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарские полчища в открытой степи и там навалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями".
5. Список источников информации и иллюстраций:
Литература:
1. Дни величальные. Страницы народного христианского календаря
В. Юдин. Саратов «Приволжское книжное издание» 1992 год
2. История России с древнейших времен до конца XVI века. А.А.Данилов., Л.Г. Косулина. Москва «Просвещение» 2011 год
3. Правители России. А.И.Кулюгин. Москва ЗАО «Фирма СТД» ЗАО «Славянский дом книги» 2004 год.
4. Полководцы России. К.Е.Халкин. Москва. ООО» Дом Славянской Книги» 2006 год
5. «Жития Святых» по Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия 1990 год.