Головной мозг — правитель Человекии




Задачи:

- закреплять знания о значении и деятельности головного мозга как главного органа человеческого организма; о том, как пред­упредить возможные травмы головы;

- активизировать словарь по теме;

- развивать целенаправленное внимание, воображение, память, диалогическую речь;

- формировать интерес к собственному организму и здоровью, желание быть здоровым.

* * *

Какой он, правитель Человекии?

 

На самой вершине высоких гор Человекии жил Головной мозг. Дом у него был особенный, прочный. И название дома было какое-то странное — череп. Ну ладно юрта, хижина, яранга, а этого названия среди названий домов не встречалось. Дом был такой прочный, что жилось Мозгу в нем безопасно и комфортно.

Головной мозг был правителем Человекии. Он руководил всей деятельностью жителей страны, даже их мыслями, поступками, чувствами. Он мог воображать и представлять. Без него бы жизнь в стране закончилась. Он помогал своим подданным видеть и слышать, чувствовать запахи и вкусы, тепло и холод, даже боль.

Сам Головной мозг выглядел, прямо скажем, странно. Он был по­хож на полусферу. Это если бы слепили большой колобок, а потом плотно прижали бы его к столу и нижняя его часть сплюснулась.
Голова Мозга разделялась бороздой на две части — большие полу­шария (правое и левое). Голова была такой большой, что разглядеть другие части тела, которые прикреплялись к ней снизу, можно было с трудом. Рук у Головного мозга было две, но разного размера и формы. Одна, похожая на неправильную форму картофелины, почему-то на­зывалась мозжечком. Другая, больше похожая на сливу, называлась еще уморительнее — варолиев мост. Почему они так странно назы­вались, мы узнаем ниже.

Имелась всего одна нога со странной конструкцией. Она выходила прямо из нижней части головы, т.е. больших полушарий, и называлась продолговатым мозгом. Странное название ноги! Конечно, и форма у нее была продолговатой.

Странная голова правителя

Вы представили себе этого инопланетянина? Но это еще не все. Голову Головного мозга покрывало множество таких извилин, будто это морщинистый столетний старик. Чем больше их было, тем умнее была голова.

Внутри головы Головного мозга жили миллиарды малюсеньких существ — нервных клеток, обладавших поразительными способно­стями: они могли запоминать информацию на долгие годы, познавать все новое, различать и запоминать запахи, звуки, вкусы, которые ни­когда не забывали, изобретать, творить. Благодаря этим малюсеньким существам появились и самолеты, и космические корабли, и многое другое.

Со своими нервными клетками Головной мозг жил всю жизнь. Они рождались и умирали вместе с ним и никогда не заменялись новыми.

Вот это работоспособность и жизнестойкость!

Нервным клеткам никогда не приходилось обучать новичков, по­этому они помнили все и всегда. Если же некоторые нервные клетки погибали, то их место оставалось навсегда пустым.

Питался Головной мозг большим количеством кислорода и сахара. Без кислорода он мог бы погибнуть уже через несколько минут. Без сахара ему невозможно было бы думать. Поэтому во дворе у Голов­ного мозга стояли огромные цистерны с кислородом и целые возы сахара.

Трудная работа Головного мозга

Даже когда все жители Человекии спали, Головной мозг продол­жал шевелить извилинами больших полушарий, думать, рождать мысли. Эти мысли жители страны часто видели в своих снах. Они казались им запутанными, не связанными с определенным временем и местом. Но они знали, что сновидения что-то означают, пытались разгадывать их, как кроссворды. Во время бодрствования мысли Головного мозга для жителей страны становились ясными, четко вы­строенными. Их не надо было разгадывать как сновидения, поэтому и трудились, и отдыхали жители по приказам «сверху».

Большие полушария Головного мозга управляли не только мыс­лями жителей Человекии, но даже их движениями и ощущениями.

Не напоминает ли вам это театр кукол-марионеток? Только в на­шем случае кукловодом является Головной мозг.

Еще одним «кукловодом» была левая рука Головного мозга, моз­жечок. Как дирижер руководит оркестром, так мозжечок руководил работой мышц всех жителей страны, поэтому их органы работали слаженно, а не дергались одновременно в разные стороны. А еще мозжечок не давал жителям падать, следил, чтобы они всегда держали равновесие, а не вели себя, как ваньки-встаньки.

Правая же рука, которая, как вы помните, называлась мостом, да еще варолиевым (Просто язык сломаешь, пока выговоришь!), за­нималась приемом и рассылкой сигналов, поступивших из головы, больших полушарий.

Правда, похоже на почту? Рука-почтальон. Смешно!

Но без рассылки никто из жителей страны не получил бы от Голов­ного мозга ни мыслей, ни приказов. Такой своеобразный мост между правителем и подчиненными.

Свою часть управляющей деятельности выполняла и нога Голов­ного мозга — продолговатый мозг. Она соединялась с самой длинной необычной дорогой, шедшей через всю Человекию, и называлась Спинным мозгом. Через нее по специальным проводам от всех жи­телей страны, из всех домов и организаций к Головному мозгу по­ступали разные сигналы: один — заболел, другой — переутомился или в плохом настроении, третий — вообще разрушился, кому-то нужен ремонт и т.п.

Как же передавались сигналы и приказы от Головного мозга ко всем обитателям Человекии? А так: всю страну пронизывали прово­да — нервы. Одни провода-нервы несли сигналы к Головному мозгу, все ему докладывали, другие — доставляли от него жителям указы. Оплетая всю страну, они представляли целую систему, называемую нервной.

Необычные события в жизни правителя

Головной мозг был очень серьезным и трудолюбивым. Он так много работал, что часто переутомлялся. Однажды жители Человекии вдруг заметили, что в стране творится что-то неладное: все разлади­лось, все ходят какие-то сонные, рассеянные. Они сразу догадались, что с их правителем что-то случилось. Пришли они к Головному мозгу, а тот от усталости даже голову поднять не может. Закрыли тогда жители темными шторами все окна и заставили правителя хорошенько выспаться. Правитель возмущался, все рвался работать, говорил, что без него все остановится. Но жители были непреклонны.

Все время, пока правитель спал, у дверей дома стояла стража, которая никого не пускала и не позволяла его будить. Как только Головной мозг отдохнул, вся жизнь в стране сразу наладилась.

В другой раз жители заметили, что приказы, отдаваемые Головным мозгом, какие-то странные. Они даже подумали, что правитель сошел с ума. Пришли они к нему, чтобы узнать, в чем дело, а он лежит на полу в голодном обмороке. Поняли тогда жители, почему правитель отдает такие странные приказы. Он был просто голоден. Ему некогда было поесть. А голодный всегда плохо думает. Принесли они Голов­ному мозгу много разной полезной еды, дали попить кислородный коктейль. После этого Головной мозг сразу оживился, пришел в себя и продолжил свою ответственную работу. Жители же приставили к правителю специальных людей, которые каждый день следили за тем, чтобы он полноценно питался. С этих пор Головной мозг никогда не голодал.

Однажды Головной мозг перестал быть внимательным во время приема докладов от Нервов, стал тупеть. За ним и жители страны ста­ли невнимательными, не слушали друг друга, не вникали в суть дела. Пришлось им снова разбираться в сложившейся ситуации. Никому не хотелось стать тупым. Оказывается, правитель перестал тренировать­ся во внимательной приемке информации. Он подумал, что все уже знает и понимает, поэтому перестал развиваться. Пришлось жителям раскрыть глаза своему начальнику, опустить его задравшийся нос, по­казать, что он знает далеко не все. Стыдно стало Головному мозгу за свое поведение, свою гордыню. Покраснел он, как рак, до ушей и дал обещание своим подданным, что будет учиться всегда внимательно слушать важную информацию, много читать полезной литературы, смотреть интересные телепередачи.

Случались и другие казусы в поведении Головного мозга. Как-то жители заметили, что он стал очень раздражительным, часто гневал­ся, ссорился со всеми, стал каким-то агрессивным. Это перессорились маленькие существа — Нервы. Ладно бы на этом все закончилось. Но дело в том, что такое поведение повлияло на работу правителя: он стал отдавать не совсем продуманные распоряжения. Они часто были поспешными и под влиянием отрицательных эмоций. От этого стали страдать все обитатели Человекии. Пришлось им вызывать к правителю врача-невропатолога. Тот прописал ему нужные пилюли. Потом Головной мозг ходил на специальные занятия к психологу, который научил его сдерживать свой гнев, правильно от него из­бавляться. Правитель стал более сдержанным, уравновешенным и решения его стали правильными. К тому же у него появилось много новых интересных друзей, которые тоже помогали Мозгу стать более умным и эмоционально уравновешенным. Жизнь в Человекии по­тихоньку наладилась.

Вопросы и задания

- Что это за страна, о которой говорится в сказке?

- Как выглядел Головной мозг? За что отвечали голова, руки и нога правителя?

- Что умел Головной мозг?

- Почему он был самым главным в Человекии?
- Какие маленькие клетки ему помогали?

- Что случилось с Головным мозгом, когда он стал плохо спать?
- Почему человек должен хорошо высыпаться?

- Что случилось с Головным мозгом, когда он стал плохо питаться? Чем питается мозг? Почему так важно полноценно питаться?

- Что случилось с Головным мозгом, когда он стал невнимательным к тому, о чем говорят окружающие? Почему человеку так важно он быть внимательным к информации, поступающей от окружающих? Почему мозг надо тренировать? Как это можно сделать?

- Что случилось с Головным мозгом, когда он стал раздражительным, гневливым? Почему таким людям отрицательные эмоции мешают думать?

- Какая беда случилась с Головным мозгом? К чему это привело?

- Что может привести к травмам головного мозга? Почему так важно беречь голову от травм? В каких случаях после травмы головы надо обязательно обратиться к врачу? (Потеря созна­ния, головная боль, изменение зрения, кровотечение из ушей или носа, из головы, повышенная сонливость, тошнота или рвота.)

- Что следует делать, чтобы избежать тяжелых травм головы? (Использовать шлем при игре в футбол, хоккей или езде на мотоцикле; не нырять там, где мелко, в незнакомом водоеме; не прыгать с большой высоты; не бегать и не делать резких движений в темноте; быть очень осторожным в гористой местности; не швыряться камнями; пристегиваться ремнем безопасности в машине.)

- Что нужно делать, чтобы мозг получал как можно больше кислорода?

- Что может мешать человеку думать?

- Как мы узнаем, о чем человек думает? (Мысли молено вы­сказать, записать.)

- Нарисуйте правителя Человекии, используя картинку с изо­бражением головного мозга.

 

Ох уж эти Нервы!

Задачи:

- закреплять знания о значении и деятельности нервной системы, о том, как предупредить возникновение заболеваний нервной системы;

- активизировать словарь по теме;

- развивать целенаправленное внимание, воображение, память, диалогическую речь;

- формировать интерес к собственному организму и здоровью, желание быть здоровым.

* * *

 

Мы уже с вами знаем, что вся Человекия была покрыта сетью, об­разованной Нервами. Напомню, что эту сеть мы называли нервной системой. Где их только не было! Во всех домах, на всех улицах и в переулках, в организмах всех жителей и даже в реках и озерах. Они были везде. Но для чего?

Одни из Нервов жили на улице Органов чувств и помогали жите­лям страны чувствовать. Без них невозможно было бы ощутить тепло и холод, давление и боль, вкус и запах. Они поселились в домах Носа, Ушей, Глаз, Кожи, Языка и других местах.

Другие Нервы поселились только в домах на улице, где жили разные Мышцы: мышцы рук, ног, туловища, шеи, внутренних ор­ганов... Вот уж и командиры были эти Нервы! Они командовали мышцами день и ночь, то сокращая, напрягая их, то расслабляя. Без них невозможно было бы движение, невозможно было бы играть на музыкальных инструментах, вытачивать детали, что-то мастерить. Они работали как моторчики. Их и прозвали за это моторными Нервами.

Надо сказать, что все Нервы были очень дружными и всегда по­могали друг другу.

А еще Нервы были очень шустрыми. Сигналы проходили по ним со скоростью, с которой зажигается электрическая лампочка! Эта их быстрота защищала жителей страны от разных травм.

Например, кто-то уколет палец острым предметом, а Нервы тут как тут. Учуют боль да быстрее передавать сигнал на главную дорогу страны — Спинной мозг. А там тоже есть Нервы. Они примут сигнал и передадут его Нервам, которые находятся в руке, мышцы руки со­кратятся, и она сразу отдернется от острого предмета. Хорошо, что Нервы такие шустрые, передают сигналы очень быстро, а то бы по­следствия травм были бы тяжелыми.

Однажды поспорили Нервы, кто из них самый чувствительный к теплу, холоду или боли. Стали соревноваться. Больше всех хвалились Нервы, жившие в домиках Кожи Живота и Бедер. Судьи прикладыва­ли к ним лед, кололи иголками, накладывали монету, но, к удивлению всех, в этом соревновании выиграли Нервы, которые жили в домике Кожи на кончиках Пальцев Рук. Эти Нервы оказались самыми чув­ствительными из всех Нервов. Они были такими скромными, что сразу застеснялись от пристального внимания к их особе, поэтому спрятались вместе с Руками за Спиной. А Нервы кожи Живота и Бедер еще долго пыхтели от обиды.

Еще Нервы были хорошими исследователями. Когда в их поле зрения попадался незнакомый предмет, они исследовали его и сразу передавали сигнал о нем своему правителю — Головному мозгу. Правитель по сигналам узнавал, что за предмет находится в Руке или какой предмет видит Глаз. Тогда Головной мозг отдавал соответству­ющий приказ Нервам, насколько опасен или хорош предмет, нужен он или не нужен, полезен он или вреден.

Жила в Человекии еще одна группа Нервов, которая делала очень полезную работу. Например, с их помощью автоматически работали Легкие, и в страну бесперебойно поступал кислород. Они заставляли сжиматься и разжиматься кровеносные сосуды Кожи, чтобы в холод жители страны не замерзали, а в жару не перегревались. Они при­казывали Сердцу чаще биться и приносить Мышцам больше крови, когда жители страны занимались спортом или физкультурой. Они подсказывали жителям страны, когда сходить в туалет, а когда уже пора есть. Эти Нервы не требовали вмешательства Головного мозга, они были очень самостоятельными. Но от этого не задирали нос, были всегда предельно вежливыми и доброжелательными.

Все обитатели Человекии берегли Нервы. Ведь от их здоровья так много зависело! А беречь — значит заботиться. В чем же проявлялась эта забота?

Во-первых, жители делали каждый день зарядку и закалялись. Это очень нравилось Нервам, которые становились крепкими.

Во-вторых, жители правильно питались. В пище, которую они употребляли, было много витаминов группы В и минеральных солей, таких необходимых для хорошей работы нервной системы. Витамины этой группы содержатся в таких продуктах, как хлеб, свинина, печень, молоко, яйца, зелень и растительное масло.

В-третьих, жители старались не нервничать по пустякам, а больше радоваться жизни, улыбаться, смеяться. Ведь отрицательные эмоции так губительны для Нервов!

Вот каких замечательных помощников имел Головной мозг.

Вопросы ы задания

- Какие Нервы жили на улице органов чувств? Чем они занимались?

-Какие Нервы жили на улице Мышц? Чем они занимались? Почему их прозвали моторными?

- Какими качествами обладали Нервы? Какое значение имели

эти качества для жителей Человекии?

- Нервы какого органа самые чувствительные?

- Почему Нервы можно назвать исследователями?

- Какая еще группа Нервов жила в Человекии? За что они отвечали? Как обитатели Человекии берегли свои Нервы?

- Почему люди часто говорят, что все болезни от нервов?

- Как дети должны себя вести, чтобы беречь нервы окружающих людей?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: