Тема 17 Гордость
Гордость есть отвержение Бога, поклонение самому себе, есть идолопоклонство и смерть души!
Если тщеславие- это пустая слава, которую мы желаем получить от кого-то, то гордость может и не нуждаться в славе от других людей. Конечно, тщеславие питает нашу гордость, питает наше поклонение самому себе, но в самых изощренных и высших своих проявлениях гордость в славе от людей не нуждается- достаточно того, что человек сам поклоняется себе в своем сердце. Человек, ослепленный гордыней, считает себя настолько выше всех и вся, что ему никакое другое поклонение, кроме того, которое он возносит себе сам, и не нужно.
Святые Отцы говорят, что гордость составляет начало и конец всего зла. Начало — потому что она лежит в основе всех грехопадений и страстей. А вершину зла — потому что, в сущности, она ни от каких страстей не зависит. Мы можем победить все страсти, а гордость может остаться и даже возрасти.
Родоначальником гордости является падший Архангел Денница, который наслаждаясь своим светом и могуществом, даными ему Богом, возомнил себя самостоятельным и самодостаточным. Решив в себе "Зачем мне Бог, я сам как Бог", Денница пал и лишился всей славы. Свою злобу Денница вылил на первых людей, обманом сподвигнул их на преслушание и совершение первородного греха. Сатана всеял в души первых людей семена гордости и всех страстей. С этого момента дьявол требует от человека подчинения себе и поклонения, равного божественному. Дьявол заставил человечество приносить себе жертвы в виде грехов. Гордость есть вершина всех страстей. Гордый приобрел нрав Сатаны, став его рабом.
Гордость сравнивается с ехидной. Это маленькая змея, слепая и самая ядовитая. Как ехидна легко прячется среди камней и неожиданно нападает, так и гордость разглядеть очень трудно. Гордость есть грех ума, поэтому ум становится слепым и не видит проявлений гордости. Признак гордости неведение своих грехов. Гордость своим ядом убивает душу, сотворяя ее безжизненной для вечности. Если гордец отвергает попечение Божие и все врачества посылаемая Богом, в виде падений и искушений, для исцеления и покаяния, то доходит до полного умопомрачения и беснования.
|
Почему сказано, Господь противится не блуднику, не сребролюбцу, не вору, не убийце, а специально сказано: "Бог гордым противится"? Человек подвластный любой из страстей, действует против самого себя или против других людей. А гордость- это открытая вражда на Бога и присвоение того, что Господь дал человеку. Поэтому Бог в первую очередь гордым противится, а того, кто на Бога не враждует, Господь старается исцелить от всех остальных его недугов, хотя бы от самых тяжких и страшных.
Отцы различают два вида гордости. Низший вид — плотская гордость, когда человек, как и при тщеславии в самом его низшем варианте, поклоняется своим плотским успехам и внешним делам: уму, способностям, силе, богатству, власти. А когда человек поднимается выше по лестнице добродетели, эта гордость сменяется высшей формой — гордостью духовной, то есть поклонением своим духовным успехам и достижениям.
Гордость- это корень, в который собирается сила всех страстей, когда мы начинаем их вытеснять из души борьбою со страстями. Как корень можно сравнить с корнем репейника дающего в течении лета большое растение с колючками, осенью увядает, сгибается к земле, как ненужный сорняк репейник стараются срубить, зимой покрывается снегом, так что и не видно. Всё это напоминает нам первые аскетические опыты борьбы со страстями, упражнениями в покаянии, противлением грехам стараемся не подпитывать страсти, которые постепенно начинают увядать. Явных проявлений страстей может уже и не быть, так что появляется ощущение, что страсти побеждены и человек приходит в состояние самодовольства. Но сила растения уходит в корень и весной вновь вырастет репейник в полной своей силе. Так и силы страстей, которые аккумулировались в страсти гордости при удобном случае выльются в какую-нибудь страсть, которая восстанет и будет горше прежней.
|
Особая опасность страсти гордости заключается в том, что если для обнаружения и исправления других страстей человеку могут помочь окружающие люди, имеющие опыт борьбы со страстями, то страдающему гордостью другой человек помочь не может. Гордый не хочет никого слушать! Он считает, что всё знает, всё понимает и ему не нужна никакая помощь.
Святые отличали добро от зла сердцем, движимые Духом Святым они узнавали противоречие или согласие. У обычного человека в сердце живут страсти и доверять сердцу нельзя, ибо оно лжёт. Совесть как глас Божий со временем становится не слышно из-под толщи грехов. Лишь ум на основании Евангельских заповедей может отличить добро от зла, или в творениях святых отцов найти ответ, или через духовно опытных христиан. Но заражённый гордостью ум настолько помрачен, что добро путает со злом. Поврежденный ум рождает неправильные мысли, за которыми идут слова и поступки, всё это подкрепляется чувствами сердца, что это есть добро. Лишь исправленный ум может принять истину. Исправление ума происходит через принятие правильных мыслей. Человек должен иметь правильные понятии о Боге, о мире, о вере, о спасении, о смысле жизни, о покаянии, о заповедях, о страстях, о добродетелях. Неправильные понятия ума должны быть заменены на правильные. Исправленный ум может увидеть грех и раскаяться. Исправленный ум, зная, как правильно поступить, встречает сопротивление сердца, в котором страсти. Это второй этап, который заключается в очищении сердца от страстей.
|
Правильные понятия, укоренившиеся в исправленном уме, способствуют появлению в душе первых духовных состояний: страха Божия, сокрушение сердца и нищеты духа. Борьба со страстями более всего приводит к нищете духа. Нищета духа - это начало смирения. В этом состоянии мы открываемся для благодати, которая начинает нам помогать в борьбе со страстями и в очищении сердца.
«Начало гордости — конец (вершина) тщеславия; середина— уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец— отвержение Божией помощи, упование на своё тщание, бесовский нрав».
Одно из характерных проявлений гордости - это презрение к ближним. По слову святителя Игнатия: «Прекрасное, возвышенное природное свойство презрения ко греху превратилось в падшем естестве в презрение к ближним, в порочные самомнение, самолюбие и гордость». Вместо презрения к греху теперь любовь к греху, а вместо любви к ближним- презрение ближних.
Одно из труднопонятных проявлений гордости — страх. Тот, кто смиряется на грех, тот человекоугодничает, и это уже не добродетель, а страсть гордости, которая боится отказать старшим, сильным, влиятельным, чтобы не получить неприятности. Во времена гонений мучители, с помощью пыток и казней, старались добиться от христиан отречения от веры. Имеющие в душе страсть гордости, впадали в страх и отрекались, а имеющие смирение мужественно терпели пытки и принимали смерть, смиряясь перед Божией волей, а не перед палачами.
Мир признает за добро, когда человек умеет и любит рисковать. За правильный образ жизни признаётся чрезмерная весёлость, беззаботность, безалаберность, желание развлекаться. Откуда такой взгляд на жизнь? От неправильной любви к себе! Человек не ограничивает себя ни в чём, даже греховном, цель жизни гордого — непрестанное наслаждение грехом.
Обществом признаётся за добро и дерзость. Наглость — второе счастье!
В целях самозащиты используют ложь, перекладывают вину на других.
Способность ухватить, выкрутиться и пролезть, обмануть и обойти законы — называется предприимчивостью и деловитостью.
Гордец допускает, что есть Бог, Который, может быть, сотворил мир и человека, но, по его мнению, Бог должен судить людей не по Своим заповедям, а по заповедям гордеца. Он искренне верит, что все «хорошие» люди обязательно попадут в рай, без всяких испытаний, а ад предназначен для отъявленных злодеев.
Гордый не умеет просить о помощи, ему не позволяет гордость. Он боится, что ему грубо ответят или просто промолчат, обидят, посмеются над ним, поэтому пытается решить все сам.
Гордец живёт по мудрости мира. Он практичен, опытен, сведущ в разных делах и науках, расчётлив; всё у него должно быть в порядке, умно, аккуратно, по полочкам разложено, своевременно, по плану. Ему хочется «поделиться» собственным жизненным опытом, перед ним стоит сложная задача — научить окружающих жить правильно. Опытность, практичность, рассудительность — действительно полезные качества, но при соединении их с самомнением и превозношением становятся опасными для человека. На людей, которые советуют гордому, он раздражается и начинает с ними спорить, доказывая свою точку зрения.
Гордому свойственны памятозлобие и мстительность.
Следующий признак гордости — колкое насмешничество, подавление ближних, издевательство над кроткими.
Гордый обязательно завистлив, и когда у другого человека счастье, удача, успех, ему плохо и горько. Он не способен радоваться успеху ближних.
Гордый не умеет подчиняться властям, старшим, начальникам, он обычно враждует против вышестоящих. С таким человеком очень тяжело справляться руководителям.
Гордость не может уступить ближним и в делах малозначительных.
Гордость внутренняя проявляется по-другому. Мир, не знающий Христа, называет её другими именами: слабость, нерешительность, трусливость, плаксивость, замкнутость, «забитость». Такова внутренняя гордость — воспалённое самолюбие, привыкшее защищать себя не криком и кулаками, а слезами и истериками. Всегдашний страх исходит от гордости, потому что гордый не верит в Промысл Божий, он или отрицает Бога совсем, или имеет мёртвую веру, от которой не может родиться надежда на благого и любящего Господа.
Гордость умеет прятаться и проявляться в виде страха, но вскоре выходит наружу, чтобы властвовать, подчинять и подавлять. Страх проявляется при встрече с более сильным человеком, при обстоятельствах опасных и неожиданных; властность — в отношении слабых (подчинённых), а смелость — в обстоятельствах удобных и простых.
Гордость умеет маскироваться под смирение. Неопытный ум новоначального христианина не может это уловить и нередко тонкие малопонятные проявления гордости сам человек и окружающие воспринимают как добро. Обладатели ложного дара «добра» удовлетворены достигнутым, считают полученное даром Божиим, да и окружающие им завидуют. Вот некоторые из таких даров: излишняя, ложная стыдливость, человеко-угодливость и услужливость не по заповеди, а по страху, или ради выгоды, или по «интеллигентской» воспитанности. Проверяется качество «смирения» просто: реакцией на упрёк, оскорбление, обличение. Если смирение истинное, то не будет в человеке обидчивости, не появится страха, не потекут слёзы от обиды.
Одним из доказательств наличия гордости в душе человека являются хульные помыслы.
Распространённое в наше время среди христиан проявление гордости — попытка учить всех вере.
Обличается гордость и тем, что человек берет на себя подвиги, несоответствующие его духовному опыту, здоровью, роду занятий, без благословения внимательного, опытного духовника, хорошо знакомого с ним.
Гордость не боится «вымаливать» других, в том числе самоубийц. В больших помянниках о живых и умерших, ежедневно читаемых за молитвенным правилом, есть имена незнакомых людей. Святитель Игнатий говорит, что лучшая форма милостыни за умерших — это терпение незаслуженных скорбей.
Гордость может перейти в особое состояние, называемое прелестью.
«Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, производимое падением праотцев наших. Все мы — в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос»
Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину. Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его… Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти.
Прелесть- это доверие себе, ошибочное мнение о своей непогрешимости, нежелание сравнивать свои убеждения и ощущения с Евангелием и опытом святых отцов Церкви. От такого рода духовной прелести рождается неправильное состояние ума, которое отцы называют «мнение».
Новые правила жизни, евангельские заповеди невыносимы для гордости. Она боится их как смерти; недаром святые отцы говорят, что христианин должен распять себя на кресте Христовых заповедей. Из грехов составляется страсть, а из заповедей — добродетель. Поэтому заповеди, противоположные грехам, обличают и уничтожают страсть, и далее от исполнения заповедей взращиваются евангельские добродетели.
Добродетель, противоположная страсти гордости- любовь. Как возлюбить Бога, чтобы уничтожить гордость? Ответ таков: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21). Отсюда ясно, что желающему победить гордость нужно исполнять заповеди Христовы, особенно те, которые научают любви к ближним, поскольку только через любовь к ближним достигается любовь к Богу. Как говорит апостол Иоанн: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»
Весь путь веры человека отцы разделяют на три этапа:
1) борьба со страстями, которая ведётся с пролитием пота, слёз и крови — долго и мучительно;
2) обретение добродетелей, которые сначала бывают от естества и некачественные, а только потом от благодати и сверхъестественные, — это дары Святого Духа: мир, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание и высшая из них, любовь (см.: Гал. 5, 22);
3) служение Церкви и ближним, которое начинается по-особому Божию призванию и происходит при охотном и искреннем отречении от своей воли, при знании Божией воли как единственной спасительной.
Что Господь совершил для нашего спасения? Если в основе падения лежала крайняя гордость, сначала денницы, ставшего дьяволом, а потом Адама и Евы, захотевших быть, «как боги», то в ответ на это Господь явил необычайное смирение. Наше спасение произошло через акт глубочайшего смирения, которое в принципе человеческой природе недоступно. Началось оно с того события. «Сын Божий Сын Девы бывает...» (тропарь Благовещения). Всесильный Господь вселяется в немощное человеческое естество. При этом Он принимает на себя не то естество, которое было сотворено Им изначально и обитало в раю — чистое, непорочное, наделенное многими дарованиями и способностями, а естество, искаженное грехопадением. Это не следует понимать в том смысле, что Господь воспринял на Себя естество с грехами, а в том смысле, что оно было подвержено боли и страданиям, голоду, холоду, усталости и всем немощам, которые человек приобрел своим грехопадением.
Господь избрал себе жизнь смиреннейшую и наипоследнейшую. Он вочеловечился не в царских чертогах, а в вертепе и возлежал не в каком-то для младенцев уготованном лежбище, а в яслях, в которые насыпали корм для скота. Он воплотился через семейство, которое добывало себе пропитание трудами рук своих и относилось к разряду беднейших. Когда же Господь вышел на проповедь и проявил Свои силы и сотворил великие чудеса, Он все так же довольствовался малым. Он явил нам пример крайнего смирения, кротко принимая хулу, клевету, оскорбления, обиды и никогда ни единым словом не возмущаясь.
Вот этот величайший подвиг смирения является мистической духовной основой нашего исцеления от яда гордыни, который погубил денницу и через него пропитал наших прародителей. И в нас, когда мы принимаем в себя Тело и Кровь Христа, тоже появляется то семя истинного смирения, которое принес на землю Господь и которое является противоядием против страшной смертельной болезни, поразившей сначала часть ангельского мира, а потом и весь род человеческий. А дальше это, посеянное в нас семя, Господь всячески взращивает, научая нас, вразумляя, наставляя, действуя в нас силою Духа Своего Святаго, который преподается нам через всю церковную жизнь: в таинствах, обрядах, священных обычаях, через наши молитвы, через наши посильные труды. И происходит это до тех пор, пока семя не даст свой плод, побеждающий губительную гордыню. Господь спасает, но только того, кто этого желает и согласно этому желанию, не щадя себя, старается трудиться на ниве спасения своей души.
ГРЕХИ ПО СТРАСТИ ГОРДОСТИ
сомневались в бытии Бога;
отрицали бытие Бога;
хулили Бога (оскорбляли, презирали);
отрекались от Бога;
переходили в другую веру;
уходили в раскол, в секту;
распространяли ложное учение (ересь);
упрямо стояли в заблуждении, спорили, противоречили вероучению православной церкви в догматах и канонах;
непризнание грехов грехами в соответствии с евангелием, некоторые из грехов не считали таковыми, не оценивали свои поступки, слова, мысли, чувства с точки зрения заповедей Божьих, борьбу с грехами не вели, не каялись в грехах, говорили: «а какие у меня грехи? никого не убивал и т.д.»;
установление собственных заповедей и жизнь по ним;
не признавали Бога творцом, а себя и весь мир – творением;
утверждали, что все религии равны и ведут к одному Богу;
считали, что в церковь ходить не обязательно, а достаточно просто верить;
считали, что для спасения достаточно только верить, а как верить – не важно;
произвольно понимали священное писание, не читали толкований;
отвергали многовековый опыт церкви, искали свою дорогу к Богу;
требовали от священника прощения грехов без покаяния, без изменения жизни;
считали, что достаточно только назвать грех на исповеди, не исправляя его, и он автоматически простится;
обвиняли Бога в собственных грехах, оправдывая совершенные грехи словами: «видно, так Богу было угодно, коль я согрешил»;
дерзали причащаться без правильной веры, без покаяния, с нераскаянными смертными грехами, без борьбы со страстями (такое причастие оборачивается в осуждение и в смерть вечную);
дерзали причащаться, находясь на епитимии;
не имея препятствий, причащались реже, чем раз в три недели (дух святой отлучает таких от церкви – так гласит 80-е правило VI вселенского собора);
колдовали, ворожили, гадали, «лечили» заговорами, кодировали, вызывали духов, контактировали с нло, пытались «воскресить» умершего, входили в «общение» с умершими, занимались экстрасенсорикой, медитацией, аутотренингом, тем самым входили в общение с демонами;
обращались к колдунам, магам, чародеям, «целителям», «бабкам», экстрасенсам, «ясновидящим» и пр., - тем самым пользовались услугами демонов;
верили во всевозможные приметы и суеверия, доверяли снам, строили жизнь по «сонникам» и гороскопам;
прелесть: льстим себе, что чисты от грехов, святы, достойны божественных откровений и впечатлений, что достойны общения с ангелами, видения ангелов, святых, Господа, Пресвятой Богородицы;
искушали Господа, говоря: «если Ты есть, то исполни то, что я прошу, а если не исполнишь, то Тебя нет»;
попытка самоубийства;
самоубийство;
вера по расчету: ожидание от Бога благ в обмен на немощные попытки христианской жизни;
ожидание от Бога того, чего нам хочется;
обида на Бога, если не решаются наши проблемы;
верили только тогда, когда всё складывалось по-нашему;
не верим, что Бог всесилен и может избавить нас от греха при нашем искреннем желании, подтвержденном реальными попытками борьбы;
не признавали своего рабства дьяволу, что человек стал жилищем сатаны;
знали о своём грехе и не хотели исправляться, испытывали долготерпение Божье;
забывая о своей греховности и немощи, пытались «вымаливать» других грешников и даже самоубийц;
в записки о поминовении на проскомидии включали иноверцев, раскольников, сектантов, некрещеных, самоубийц, а также не исправляющихся, не кающихся грешников – живых или умерших без покаяния;
чтение книг еретических, противоречащих вероучению Православной Церкви;
стремление командовать, управлять, властвовать над другими, не имея на то никаких полномочий;
лжём, оправдываем ложь необходимостью обстоятельств, лжём даже просто так, по привычке;
зависть (желание того же, что видим у ближних, или мрачное чувство расстройства в сердце оттого, что мы чего-то не имеем, а у других это есть: достаток, счастье, положение в обществе, здоровье, способности, красота, рост, сила, успехи);
высокомудрие, самомнение, уверенность в своей духовной правоте, не основанной на Священном Писании и Предании Церкви;
самолюбие: почитание себя превыше всех и презрение тех, кто не согласен с нами, вражда против тех, кто «задевает» нас;
желание «долго жить», не задаваясь вопросом о смысле жизни, о Суде Божьем, о посмертной участи;
человекоугодие: угождение человеку из-за страха перед ним; готовы согрешить, если потребуют этого от нас; Бога не боимся, а человека боимся;
начальникам раболепно подчиняемся, подчинённых безжалостно укоряем;
не уходим из таких компаний, где осуждают, играют в карты, упиваются вином, сквернословят, хулят Бога, Церковь – боимся потерять отношения, раболепствуем;
утверждаем, что «всегда верили», «всегда Бога вспоминали», «всегда с Богом жили», что всегда имели «бога в себе, в своём сердце» (при этом показываем рукой на грудь или похлопываем по груди), однако, сами грубо нарушаем заповеди Божьи, даже не зная их, и не приступали никогда к исповеди и причастию;
говорили «грешны во всём», признавая себя грешниками на словах только, а на деле не могли назвать своих грехов и не боролись с ними;
поминали умерших водкой, организовывали застолья на кладбищах;
подавление ближнего грубым словом или колкой насмешкой, чтобы не возносился как мы или выше нас;
наглость, дерзость;
строптивость: неспособность подчиняться во всём, что не противоречит заповеди: подчиненные – начальникам, дети – родителям и учителям, младшие – старшим, жёны – мужьям;
долго не успокаиваемся от обид, жалеем, что мало наговорили, мало ответили обидчику, в мыслях будем долго спорить с ним, оправдывать себя; будем рассказывать другим об этом случае, очерняя обидчика и оправдывая себя; будем придумывать способы отмщения и пр.;
в окружающих людях видим врагов;
не способны просить и обращаться за помощью – гордость не позволяет: а вдруг откажут, тогда будет обидно – лучше уж сами как-нибудь;
стремление жён командовать в семье, самостоятельно распоряжаться деньгами;
прекословие (пререкание) даже со старшими, с родителями, с начальниками;
божились и клялись именем Божьим, прикрывали ложь божбой;
клялись жизнью (даром Божьим), здоровьем, своими детьми, матерью;
требовали клятв от других;
забвение и медление в исполнении обещания, данного Господу, даже если уже получили просимое;
не почитали священников, обращались к священникам по имени-отчеству (а не отец такой-то), избегали благословения, не хотели принимать Таинства от священников, считая их грешными и недостойными;
отказывались от лечения по причине гордости («Я сильный – всё вытерплю»), хотя болезнь была опасной для жизни;
считали, что достойны Вечной Жизни и спасёмся независимо от того, что живём во грехах;
самонадеянность: надеялись на собственные силы и способности, знания и опыт, на свои «добрые» дела, на свои молитвы, посты, забывая, что без Бога спастись невозможно;
попытка исправиться от недостатков собственными силами или исправить других без помощи Божьей, при этом главная опора во всех наших делах – «я сам»;
ставим себе цель «стяжать Духа Святаго» без понуждения себя к терпению, кротости, смирению, целомудрию – забыли, что Бог гордым противится, а только смиренным даёт Благодать;
о Боге вспоминали только тогда, когда все способы уже испробовали;
проповедовали веру, хотя не имели на то благословения;
наставляли, научали, давали духовные советы, хотя сами малоопытны и немощны в вере; «спасали» от грехов других, забывая, что сами находимся «под адом»;
неспособность к послушанию;
неперенесение обличений;
легко прощаем себе свои недостатки; в чём себя оправдываем, в том других осуждаем;
превозносимся над другими, считаем себя лучшими, своё мнение – более правильным, дело своё – более важным;
ждём услуг от ближних, требуем, чтоб нам все помогали, сами же не спешим на помощь;
гордость за успехи детей (забыли, что всё доброе в нас от Бога);
требуем, чтобы нас обязательно простили (для нашего самоуспокоения), выжимаем это «прощение» из обиженного нами человека;
брезгливы во всем и всегда (естественное отвращение от нечистот не греховно);
не умеем благодарить Бога за Его милости к нам;
не просим Божьего благословения на всякое дело;
хватаемся за дела, превышающие наши силы, а потом стонем, изнываем под непомерной тяжестью их и обижаемся на окружающих, что не помогают нам;
взятие на себя чрезмерного поста и превышающего наши силы молитвенного правила;
непосильные «подвиги», входящие в противоречие с нашим положением (семейным, социальным и т.д.) или невозможные для нашего здоровья, возраста, неопытности;
любим учить других, вмешиваться в чужие дела и разговоры;
говорим, что наши молитвы исполняет (слышит) Бог, например: «услышал меня Господь – получила пятерку по физике»;
страх, трусость, пугливость, боязливость, опасливость, робость, всегдашнее ожидание беды;
повышенные требования к другим и прощение себе ошибок без самоукорения;
судим об окружающих по внешнему виду, а не по делам;
«пророчествовали», как будто имеющие дар, на пример: «Точно тебе говорю, что ничего у тебя не получится!»;
вступали в спор, доказывали свою правоту, не могли уступить, настаивали на собственном мнении;
боязнь упрёков, угроз, осуждения, резкого голоса.