1. Принципы построения системы помощи лицам с нарушением интеллекта в России.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья создана единая система специальных учебно-воспитательных учреждений с соответствующими учебными планами и программами воспитания, обучения и трудовой подготовки, в основе которой лежат принципы общедоступности, обязательности, всеобщности обучения.
Учреждения для детей с ограниченными возможностями обучения, дифференцированные соответственно характеру и глубине дефекта, включены в государственную систему образования, здравоохранения, социальной защиты.
Сеть специальных учреждений в России организуется в соответствии с принципом учёта возрастных особенностей аномальных детей.
По возрастным данным учреждения делятся на три типа:
· дошкольные учреждения (детские сады, группы при массовых детских садах),
· специальные коррекционные учреждения для детей с отклонениями в развитии VIII вида, специальные коррекционные школы-интернаты;
· производственно-технические училища.
Аномальным детям с учётом их возможностей предоставляется конституционное право получить общее и профессиональное образование, участвовать в общественно полезном труде.
В России создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для умственно отсталых детей. В соответствии с характером дефекта и степенью его выраженности дети воспитываются в специальных учреждениях системы народного образования, Министерства здравоохранения, Министерства социального обеспечения.
В дошкольном образовании действуют традиционные формы помощи детям с лёгкой умственной отсталостью – дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида.
|
В системе образования существует сеть специальных детских садов с круглосуточным пребыванием детей, специальные детские дома.
В отдельных случаях - открытие дошкольных групп при специальных коррекционных школах – интернатах. Принимаются в дошкольные образовательные учреждения дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности неосложнённой формы»
Противопоказания:
· дети с эписиндромом,
· дети с ДЦП,
· дети с выраженным психопатоподобным поведением,
· дети с болезнью Дауна,
· дети с шизофренией,
· дети с ЗПР,
· дети с олигофренией в степени имбецильности
Возраст детей – от 4 до 8 лет.
В системе образования традиционная педагогическая помощь детям с нарушением интеллекта реализуется в ДОУ разных видов:
· компенсирующего, предназначенного для обучения детей с нарушением интеллекта;
· комбинированного, имеющего как группы для нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта;
· общеразвивающего, предназначенного для обучения нормально развивающихся детей и детей с нарушением интеллекта, которым должно быть обеспечено психолого-медико-педагогическое сопровождение;
· в образовательных учреждениях «Начальная школа – детский сад» VIII вида.
Дети с нарушением интеллекта дошкольного возраста могут получать коррекционную поддержку в следующих учреждениях:
· дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений и школ-интернатов VIII вида, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
|
· ППМС-центрах (психолого-медико-социального сопровождения); Центрах ППРК (психолого-педагогической реабилитации и коррекции); центрах диагностики и консультирования (для разновозрастных детей с отклонениями в развитии);
· оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа (для детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного возраста);
· учреждениях дополнительного образования: центрах дополнительного образования детей, детских оздоровительных центрах различного профиля.
Обучение и воспитание детей в ДОУ компенсирующего вида осуществляется на бюджетной основе (Закон РФ 1992 г. «Об образовании», Постановление Правительства РФ о «Типовом положении дошкольных образовательных учреждений» от 12.09.2008 г. № 666).
В ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта:
1. принимаются дети с лёгкой умственной отсталостью в возрасте от 3 до 7 лет с согласия родителей (законных представителей) по заключению районной ПМПК;
2. реализуются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи;
3. осуществляется щадящий режим воспитания и обучения.
ДОУ компенсирующего вида решают комплексные, социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для коррекции вторичных отклонений в развитии, формирование адекватных способов вхождения детей в социум и оказание психолого-педагогической поддержки.
На сегодняшний день многие дети с нарушением интеллекта оказываются своевременно не включёнными в образовательное пространство (дети с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью), которые также нуждаются в коррекционной поддержке. Трудность организации занятий и объединения детей в группу детского коллектива вызвана следующими обстоятельствами:
|
· дети не подчиняются требованиям взрослых,
· не обслуживают себя в быту,
· дети имеют сопутствующие психосоматические расстройства.
Для такой категории детей оптимальным вариантом коррекционной поддержки являются индивидуальные занятия в группах для детей с умеренной умственной отсталостью (группы кратковременного пребывания). В группах кратковременного пребывания создаются специальные педагогические условия для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми:
· адекватные способы общения взрослого с ребёнком;
· создание предметно-развивающей среды (дидактические пособия и материалы, игрушки);
· материально-техническое оснащение;
· проведение систематических занятий по индивидуальной программе обучения и развития каждого воспитанника;
· включение родителей в образовательный процесс.
Категория детей | Название групп | Кол-во детей | Учреждения образования |
Дети с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) | Одновозрастные группы для детей с умеренной умственной отсталостью | 3-4 года- 6 детей; 4-5 лет – 6 детей 5-6 лет – 8 детей 6-7 лет – 8 детей | - ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта; - ДОУ комбинированного вида; - ГОУ детский сад – начальная школа 8 вида; - Специальная (коррекционная) школа 8 вида; - ПМСС – центры; - Центры ПМП коррекции и реабилитации; -Лекотеки; - Центры развития ребёнка – детский сад; - Центры реабилитации. |
Разновозрастные группы для детей с умеренной умственной отсталостью | 3-5 лет – 6 детей; 5-7 лет – 8 детей |
В системе здравоохранения имеются:
· специальные ясли – дети с органическим поражением ЦНС в возрасте от 2 до 4 лет.
· специальные психоневрологические санатории с круглосуточным пребыванием для детей с органическим поражением ЦНС.
Принимаются дети с диагнозом олигофрения в степени дебильности осложнённой формы в возрасте от 4 до 8 лет.
В учреждения социальной защиты принимаются дети с диагнозом олигофрения в степени имбецильности (умеренная умственная отсталость), идиотии (тяжёлая умственная отсталость).
Для умственно отсталых детей школьного возраста в системе образования имеются:
1. специальные общеобразовательные школы – интернаты (специальные коррекционные учреждения VIIIвида), в которых обучаются дети со снижением интеллекта в степени дебильности в течение 9 лет. Наличие особых задач в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии определяет структуру коррекционных учреждений – это школы-интернаты, в которых обеспечивается более длительное организационное воздействие на детей не только в процессе обучения, но и в системе внеклассных мероприятий.
2. специальные коррекционные школы VIIIвида для детей с умственной отсталостью в степени дебильности (приходящие) – срок обучения 10 лет. Переход на 10-летний срок обучения позволяет получить законченную профессиональную подготовку в стенах учреждения.
Открыты классы для детей – имбецилов, в которых осуществляется процесс обучения и воспитания по экспериментальной программе.
Специальной задачей специальной коррекционной школы VIIIвида является коррекция дефектов развития умственно отсталого ребёнка в процессе обучения его общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки.
Исправление недостатков познавательной деятельности достигается в основном педагогическими средствами в процессе обучения основам общеобразовательных дисциплин и усвоения трудовых умений и навыков.
В системе социального обеспечения существуют:
1. детские дома для детей с глубокими степенями умственной отсталости (имбецилы, идиоты) в возрасте 7 – 18 лет.
2.Формирование элементов словесно-логического мышления у детей с нарушением интеллекта.
Развитие словесно-логического мышления происходит медленно и имеет большие трудности в своем формировании. Это происходит в результате недоразвития образного мышления, которое формируется в более поздние сроки. Это приводит к тому, что в старшем дошкольным возрасте у детей данной категории рассуждения лишены логики, отсутствует последовательность и связь логических компонентов. Даже к концу школьного обучения у детей с нарушением интеллекта отмечается существенное недоразвитие данного вида мышления. Так, в ходе решения словесно-логических задач наблюдается переключение на более простые виды мышления.
Выделение существенных признаков понятий, понимания их обобщающего значения с трудом усваивается детьми с нарушением интеллекта. Ученики с нарушением интеллекта могут усвоить небольшое количество существенных признаков, которое определяет то или иное понятие. Формирование у умственно отсталых школьников понимания причинно-следственных связей играет большую роль в развитии словесно-логического мышления. Специальные исследования В. Н. Синева, И.М. Бгажноковой помогли выявить особенности установления причинно-следственных зависимостей детьми с нарушением интеллекта. Серьезные затруднения у детей данной категории наблюдается в усвоении и самостоятельном раскрытии даже самых простых причинно-следственных связей. Объяснения таких зависимостей у большинства учащихся специальной школы приобретают тавтологический характер. Объясняя причину того или иного явления школьники склонны «соскальзывать» на его описание, например, отвечая на вопрос учителя «Почему в тундре не растут высокие деревья?», даже ученики старших классов в этом случае не могут назвать конкретной причины данного явления, прибегая вместо этого к описанию тундры: «Тундра очень красивая... там растут лишайники и мох, клюква... там много озер...».Очевидно, что в сознании ученика представления о тундре доминируют над понятийным знанием о ней, а этого недостаточно, чтобы ответить на поставленный вопрос.
С.Н. Баранов и С.А. Мусихина отмечают, что для умственно отсталых учащихся характерно нечеткое дифференцирование причины и следствия: наблюдается частая замена причин, которые вызывают то или иное явление, его следствием, или наоборот. Дети данной категории также испытывают трудности при установлении причинно-следственных зависимостей и в тех случаях, когда понятие, которое следует проанализировать не имеет подкрепления в их жизненном опыте или при недостаточно четкой сформированности представлений о свойствах и признаках объектов, явлений. Серьезные затруднения возникают у них при последовательном установлении «причинных цепей» различных явлений, когда необходимо рассматривать явление как причину последующего и как следствие предыдущего. Если причинно-следственные связи составляют цепь зависимостей, то ученики обычно называют какую-то одну причину, не раскрывая системы этих связей в целом. Детям трудно устанавливать причинно-следственные связи и в тех случаях, когда признаки объекта, существенные для нахождения искомой зависимости, оказываются заслоненными другими признаками, не связанными с причиной того или иного явления. В объяснениях умственно отсталых школьников часто встречаются указания на второстепенные, а иногда совершенно случайные приметы.
Словесно-логическое мышление при умственной отсталости отличается от нормы больше других видов. Оно развивается на речевой основе и оперирует понятиями, которые при умственной отсталости усваиваются на низком уровне обобщения. Дети не улавливают существенных признаков, особенно, если понятия не связаны с их жизненным опытом. Высказывания умственно отсталых школьников нелогичны, их суждения и умозаключения часто оказываются неправильными. В ходе решения мыслительной задачи они нередко переключаются со словесно-логического мышления на более простые его виды.