Цели урока:
-познакомить студентов с понятием «политическая культура» (далее-ПК) и её составляющими элементами;
-развивать навыки анализа событий и общественных явлений;
-формировать у студентов уважительное отношение к обществу, в котором они проживают.
Студент должен:
-знать определение «политическая культура» и её составляющие элементы;
-уметь свободно ориентироваться в элементах политической культуры.
ВОПРОСЫ:
1). Определение «Политическая культура» и её черты;
2). Типы политической культуры;
3). Элементы политической культуры и её функции.
Литература:
1). Обществознание, 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, базовый уровень, под редакцией Л.Н. Богомолова, Н.И. Городецкой, 4-е издание, Москва «Просвещение» - 2009г. – 178 с., (см. с.313- 316).
Интернет-ресурсы:
https://studfile.net/preview/2567545/page:24/
МАТЕРИАЛ
Для самостоятельной подготовки студентов
Политическая культура и её черты
Политическая культура – это система исторически сложившихся устойчивых
ценностей, установок, убеждений, представлений,
моделей поведения, проявляющихся в
непосредственности субъектов политического процесса
и обеспечивающих воспроизводство политической
жизни общества на основе преемственности.
Политическая культура – составная часть общей культуры человечества, включающая те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Вот почему на основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.
|
Характерные черты политической культуры:
1) является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;
2) фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;
4) обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы;
5) координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;
6) предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;
7) характеризует политическое сознание и политическое поведение массы населения.
Типы ПК
Политическая культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что и предопределяет многообразие ее видов, моделей.
Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:
1) в зависимости от уровня общности:
-общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и
-субкультура (совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам).
2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране:
-интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и
|
-фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности и конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти).
3) в зависимости от отношения к власти:
-господствующая и
-контркультура.
4) в зависимости от отношения к прогрессу:
-замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и
-открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности).
5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы:
-патриархальная, для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, отсутствие интереса граждан к политической жизни страны и общества, озабоченность только местными проблемами, низкий уровень активности и участия в жизни общества (является преобладающей для слаборазвитых – африканских и части азиатских – стран с сильными пережитками родоплеменных и земляческих отношений, а в развитых странах – для части жителей сельских местностей;
|
-подданническая, где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан. Люди имеют общие представления о политической системе и ее институтах, но не стремятся активно участвовать в политике, воспринимают государство, власть и политику как нечто «вышестоящее» по отношению к их частной жизни и ожидают от властей наказания за непокорность и поощрения за подчинение и дисциплинированность (чаще всего встречается в «переходных» и переживающих трансформацию обществах, где только еще формируются новые принципы и формы политических отношений);
-активистская, свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом. Граждане политически грамотны и сознательны, интересуются политикой и активно участвуют в политической жизни, воздействуя на государственную власть с целью удовлетворения собственных интересов (развитые демократические государства).
6) в зависимости от стилей политического поведения:
-рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и
-этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида).
7) в зависимости от вида политического режима:
-демократическая и
-антидемократическая.
8) в зависимости от классового подхода:
-аграрная,
-пролетарская,
-мелкобуржуазная,
-буржуазная.
9) в зависимости от связи с религией:
-божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и
-светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом).
10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности:
-общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и
-элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).
ВЫВОД: в реальной политической жизни все эти типы политической культуры существуют не в «чистом», а в «смешанном» виде. Соединяясь в определенной комбинации и пропорции, они формируют гражданскую культуру общества.
Элементы ПК и её функции
Элементы:
– политическое сознание, включающее в себя как идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления), так и психологические (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);
– политическое поведение (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности);
– политический опыт (политические традиции, обычаи, политическая память общества).
Функции ПК:
1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);
2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);
3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);
4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);
5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).
ВЫВОД: в реальной политической жизни все эти типы политической культуры существуют не в «чистом», а в «смешанном» виде. Соединяясь в определенной комбинации и пропорции, они формируют гражданскую культуру общества.
Элементы ПК- это составные её части, между которыми возникают взаимодействие (отношения), а, в целом, элементы образуют содержание ПК.
ВОПРОСЫСАМОКОНТРОЛЯ:
1). Дать определение «политическая культура»;
2). Рассказать о чертах ПК;
3). Перечислить типы ПК;
4). Назвать элементы ПК;
5). Осветить функции ПК.
Критерии оценивания
Каждый правильный ответ- 1 балл:
-оценка «5» (отлично) – правильные ответы даны на все 5 вопросов;
-оценка «4» (хорошо) – правильные ответы- на 4 вопроса;
-оценка «3» (удовлетворительно) – правильные ответы- на 3 вопроса;
-оценка «2» (неудовлетворительно) – правильные ответы- на 2 и менее вопросов.
ВНИМАНИЕ!
Студентам необходимо:
1). Кратко ответить на вопросы самоконтроля в рабочих тетрадях;
2). Сфотографировать материалы ответов и отправить по ссылке: https://vk.com/id470295683