Семнадцатое июня. Домашняя работа




Семнадцатое июня

Домашняя работа

Тема «естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся»)

Цель:

· знакомствос особенностями изображения любви в повести А.И.Куприна «Олеся».

Задачи:

· показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;

· проанализировать поступки главных героев;

· рассмотреть роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Сегодня на занятии:

мы узнаем:

особенности творчества А. И. Куприна;

мы научимся:

интерпретировать повесть «Олеся»;

анализировать поступки главных героев;

мы сможем:

ответить на вопрос: чем является любовь для героев Куприна и для самого автора?

 

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Тема «естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся»).

2. Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев.

3. Осуждение пороков современного общества.

 

Тезаурус

Антитеза – противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Конфликт – столкновение противоположных взглядов действующих лиц в литературных произведениях.

Повесть – литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.

Реализм – направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

Романтизм – направление в литературе и искусстве начала XIX в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств, противопоставленных окружающей действительности.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

«Ты – репортёр жизни… Суйся решительно всюду… влезь в самую гущу жизни», — именно так определил Куприн своё призвание.

Выступая против пошлости и цинизма общества, продажных чувств, проявлений «зоологических» инстинктов, в своих произведениях писатель создаёт удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви.

Проблемные вопросы:

§ Так что же такое любовь для Куприна?

§ Чем она оборачивается для его героев: великим даром или трагедией?

«Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте…, не в творчестве выражается индивидуальность, но в любви», – пишет Куприн в письме к Батюшкову.

«Олеся» – одно из первых крупных произведений автора и, по его же словам, одно из самых любимых.

В 1897 году Александр Куприн служил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. Молодого человека впечатлили красота Полесья и сложные судьбы жителей этого края. На основе увиденного был написан цикл «Полесских рассказов», украшением которого стала повесть «Олеся». Произведение было написано достаточно быстро – за несколько месяцев.

Повесть А. Куприна «Олеся» впервые вышла в печать 1898 году в газете «Киевлянин» и сопровождалась подзаголовком. «Из воспоминаний о Волыни». Изначально А.И. Куприн хотел опубликовать повесть в журнале «Русское богатство», так как до этого в данном журнале уже выходил купринский рассказ «Лесная глушь», посвященный также Полесью. Таким образом, автор рассчитывал на создание эффекта продолжения. Но редакторы журнала отказали писателю, поэтому судьба произведения слегка изменилась. Возможно, издателей не устроили размеры повести, ведь к тому времени она была самым крупным произведением автора, а может быть, их смутила антирелигиозная подоплека произведения: верующие были отрицательными героями, в отличие от «слуг дьявола». Поэтому планируемого автором цикла не получилось.

В 1905 году «Олеся» вышла в самостоятельном издании, сопровожденном вступлением от автора, в котором рассказывалась история создания произведения. Авторское вступление сохранилось лишь в архивах. В нем Куприн рассказывал, что гостя в Полесье у знакомого помещика Порошина, он услышал от него множество легенд и сказок, связанных с местными верованиями. В числе прочего Порошин рассказал, что и сам был влюблен в местную колдунью.

Произведение содержит и автобиографические детали: главный герой — литератор, как и сам писатель, он провел в Полесье 6 месяцев, что тоже совпадает с реальными фактами.

Несмотря на то, что произведение было создано молодым автором, оно привлекает литературоведов сложной проблематикой, глубиной характеров главных героев, удивительными пейзажными зарисовками. В нём Куприн предстает перед читателями великолепным художником любви.

По жанру произведение представляет собой повесть. Основные черты: хроникальный сюжет, небольшое количество персонажей и оценка автором событий, пережитых в реальной жизни. Кроме того, мы видим и другие черты, характерные для повести: весь сюжет закручен вокруг одного героя — Ивана Тимофеевича, характер которого проявляется на фоне происходящего.

Направление. Александр Иванович придерживался реалистической традиции, поэтому и его повесть «Олеся» собрала в себе черты этого направления. Так, например, любовь главных героев Олеси и Ивана Тимофеевича была обречена на гибель в реальности, поэтому автор не смог променять правду жизни на красивые и несбыточные мечты. И все же есть в творчестве Куприна место романтизму: цивилизация представлена в мрачных красках, природа играет самостоятельную роль в произведении, а главная героиня имеет все черты, характерные для романтизма.

Основная тема повести «Олеся» — тема чувственных отношений, любовная линия Олеси и Ивана Тимофеевича. В центре — чистое и настоящее чувство, ради которого главная героиня готова на любые жертвы. Ради избранника она идет на позор, заранее зная о боли, которую придется пережить.

В произведении ярко видна и тема взаимоотношений природы и человека, которая начинает раскрываться с самого начала произведения. Автор показывает нам противостояние цивилизации и дикой природы.

На фоне природы раскрывается и тема естественного человека, воспитанного колыбелью природы. Такими были Олеся и Мануйлиха — открытые и свободные от предрассудков и клише. Можно сказать, что главная героиня воплощает в себе тот самый нравственный идеал, ведь ее отличает доброта, отзывчивость и сила духа. Она не стремится овладеть избранником, а дарит ему свободу.

По композиции повесть «Олеся» является ретроспективой. Повествование идет от лица рассказчика, который углубляется в воспоминания из прошлого, когда судьба занесла его в Полесье.

Эта повесть имеет традиционный для писателя сюжет, в котором главную роль играет интеллигент из города, обыкновенный человек средних моральных и нравственных качеств, который попадает в непривычную для него сельскую среду. Интеллигент Иван Тимофеевич приезжает из большого города погостить в глухую деревушку Переброд, что на Волыни. Этот заповедный край ему кажется очень странным. На пороге ХХ век, стремительно развиваются технические и естественные науки, в мире происходят громадные социальные преобразования. А здесь кажется, что время остановилось. И люди в этом крае верят не только в Бога, но также в леших, чертей, водяных и других потусторонних персонажей. Христианские традиции тесно переплелись в Полесье с языческими.

Молодой писатель-дворянин Иван Тимофеевич по воле судьбы забредает во время очередного лесного похода к дому местной ведьмы Мануйлихи. Там он знакомится с красавицей Олесей, которая очаровывает его. С этого момента и начинается их фантастическая история любви. Молодая колдунья пытается всячески избегать встреч с Иваном, ведь карты пророчили ей погибель от нежданного гостя. Судьба Олеси была предрешена.

Основной конфликт в повести: цивилизация и дикая природа живут по совершенно разным законам. В самом начале мы видим борьбу между техническим прогрессом и тихой, мирной жизнью в языческом Полессье. Читатель видит яркое противостояние цивилизации и дикой природы. Автор видит в городе и людях порочность, пошлость и глупость, а вот в природе — благородство, красоту и подлинное великодушие.

Из их противостояния вытекает и другой конфликт: нежная, великодушная любовь лесной «колдуньи» Олеси противопоставлена робости и нерешительности ее возлюбленного, «городского» человека, а люди, воспитанные в столь различных условиях, не могут быть вместе. Потому Иван Тимофеевич, который олицетворяет мир цивилизации и колдунья Олеся, живущая по законам дикой природы, обречены на расставание.

Помимо этого, в основе сюжета лежит ещё один из конфликтов: Олеся и люди (деревенские жители). Становится ясно, что это противостояние настолько сильно, что устранить его невозможно. Старания Олеси (поход в церковь) привели лишь к трагическим последствиям как для нее самой, так и для деревни, пострадавшей якобы от ведьминых чар.

Олеся — это необычная девушка 25 лет, человек с сильным и цельным характером, способный любить своим верным и горячим сердцем. Она стала такой потому, что жила всю жизнь вдали от цивилизации, не только городской, но и деревенской. Куприн в лице Олеси восхищается естественными представлениями о мире и осуждает общество мещан, которое несет гибель и разрушение. Только слияние человека с природой могло создать такой характер и яркий внутренний мир, который привлекает Ивана Тимофеевича. Он видит в ней тайну, загадку, и, несмотря на свою доброту и мягкость, причиняет девушке огромное горе. Его пассивности и бездействия оказывается достаточно, чтобы Олеся, избитая до полусмерти деревенскими бабами, была вынуждена бежать из родного края.

Близость Ивана и Олеси – кульминация повести. Несмотря на обоюдную искренность чувств, понимание героями любви и долга существенно разнятся. Олеся в сложной ситуации ведет себя гораздо ответственнее. Её не страшат дальнейшие события, важно только одно, что она любима. Иван Тимофеевич, напротив, слаб и нерешителен. Он в принципе готов жениться на Олесе и забрать ее с собой в город, но толком не представляет, как такое возможно. Влюбленный Иван не способен на поступок, поскольку привык в жизни плыть по течению. Он не просто совершает зло своей легкомысленностью и бездействием, Иван не видит своей вины и не испытывает угрызений совести.

Но один в поле не воин. Поэтому даже жертва молодой колдуньи, когда она ради своего избранника решается пойти в церковь, не спасает ситуацию. Красивая, но короткая сказка взаимной любви оканчивается трагически. Олеся с матерью вынуждены бежать из родного дома, спасаясь от гнева суеверных крестьян. В память о ней остается лишь нитка красных кораллов.

Проблематика повести «Олеся» разнообразна и интересна даже сегодня. На первом месте, конечно же, трагическая любовь главных героев. История их любви была изначально обречена на трагический финал, ведь жестокость этого мира не позволяет нарушать стандарты и правила. Общество не готово принимать тех, кто не хочет жить по шаблонам, именно поэтому Олеся вынуждена покинуть родные леса.

Проблема жестокости пронизывает весь текст: жители деревни ходят в церковь, но не учатся прощать и любить. Они пытают и убивают себе подобных (например, конокрада, которому забили гвозди в пятки), но при этом сохраняют видимость пристойности и благочестия.

Автор ярко раскрывает мир человеческих чувств на фоне любовной линии. В его повести не все так однозначно, как хотелось бы. Любовь Ивана искренняя, но в то же время он не способен за нее постоять. Куприн описывает его колебания, смешные для настоящего чувства: как будет Олеся смотреться в платье среди его знакомых? Должна ли она ходить в церковь? А вот героиня открыто признается, что не будет ревновать и неволить избранника: он свободен, и пусть не берет ее в свой мир, достаточно просто подарить ей любовь здесь и сейчас.

Проблема судьбы тоже занимает важное место в повести. Писатель показывает, как жестоко судьба может играть жизнями людей. Это не столько предопределение гадания, сколько логическая расстановка сил и обстоятельств: Олеся — не пара барину. Ведь даже большое и чистое чувство не может преодолеть то, что было ранее предрешено судьбой.

Основная идея повести «Олеся» — необходимость обращения людей к природе для восстановления гармонии. Олеся стала тем самым образцом чистого и открытого человека, живущего во взаимосвязи с окружающей средой.

«Олеся» является одним из произведений Куприна, в которых раскрылись лучшие черты его писательского таланта: умение создавать характеры своих героев, яркие картины природы, напряженное развитие сюжета и лиризм повествования.

Детали в повести «Олеся» играют особенную роль. Так, например, даже воплощение любви имеет свои новаторские грани: в начале зарождения чистых и искренних чувств мы видим, как природа радуется и изливается солнечным светом, но в конце произведения с гибелью любви погибает и природа: ледяной град поражает всходы поселян.

Язык повести достаточно простой. А.И. Куприн старался сделать произведение максимально доступным для простого обывателя, который стремится постичь правду жизни. Автор старался не перегружать текст сообразительно-выразительными средствами, чтобы донести до читателей свои основные размышления.

История трагической любви интеллигента и колдуньи вдохновила на экранизацию произведения советского режиссера Бориса Ивченко. Главные роли в его картине «Олеся» (1971) сыграли Геннадий Воропаев и Людмила Чурсина. А пятнадцатью годами ранее французский режиссер Андре Мишель по мотивам повести Куприна снял фильм «Колдунья» с Мариной Влади.

ü Основные выводы

Главную особенность своей эпохи Куприн увидел в том, что из мира уходит любовь. И виноваты в этом в первую очередь люди, боящиеся думать, чувствовать, жить.

В повести «Олеся» раскрываются тема любви (Олеся и Иван Тимофеевич) и тема естественного человека, воспитанного колыбелью природы (такими были Олеся и Мануйлиха). Только в единении с природой человек сохраняет свою естественность и способен достичь духовной чистоты и благородства.

Олеся стала образцом чистого и открытого человека, живущего во взаимосвязи с окружающей средой. Это героиня, которая способна жертвовать.

До встречи на занятиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: