К курсовому проектированиюпо дисциплине




Д.С. Карпов, И.М. Соцкая

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К курсовому проектированию по дисциплине

«Проектирование предприятий технического сервиса»

для студентов, обучающихся по специальности

110304.65 «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК»

по направлению 110800.62 «Агроинженерия»

(профиль «Технический сервис» в агропромышленном комплексе)

 

 

Ярославль

Министерство сельского хозяйства РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯРОСЛАВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

КАФЕДРА «ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС»

 

 

Д.С. Карпов, И.М. Соцкая

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к курсовому проектированиюпо дисциплине

«Проектирование предприятий технического сервиса»

для студентов, обучающихся по специальности

110304.65 «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК»

по направлению 110800.62 «Агроинженерия»

(профиль «Технический сервис» в агропромышленном комплексе)

 

 

Ярославль

ББК 34.42я73

УДК 621.81.001.66 (075.8): 621.86.001.63 (075.8)

Б 59

 

Методические указания составлены на основании ГОС и учебной программы дисциплины: «Проектирование предприятий технического сервиса». Предназначено для студентов инженерного факультета дневной и заочной форм обучения специальностей 110301.65 – «Механизация сельского хозяйства»110304.65 – «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК».

 

Рецензенты: д.т.н., профессор, _____________

 

 

Рекомендованы к изданию Ученым советом инженерного факультета ФГБОУ ВПО «Ярославская ГСХА», протокол №__ от ___________

Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Проектирование предприятий технического сервиса» для студентов специальности 110304.65 – «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК» [Текст] / Д.С. Карпов, – Ярославль: ФГБОУ ВПО «Ярославская ГСХА», 2019. –106с.

В методических указаниях представлены требования, предъявляемые к курсовым проектам (поясниетльной записке, чертежам), типы предприятий технического сервиса базы АПК, основы организации ремонта техники в АПК, методы проектировочных решений при организации ремонтой зоны, последовательность расчета ЦРМ, определение общей трудоемкости ЦРМ и распределение по видам работ, расчет и проектирование участков, рабочих мест, номенклатуру потребного оборудования, а также проектирование энергетических ресурсов предприятия.

В приложении представлены варианты заданий и справочные материалы, необходимые для выполнения расчетов

 

© ФГБОУ ВПО «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия», 2019

© Карпов Д.С., Соцкая И.М.,2019

 

Содержание

Введение  
1 Ремонтно-обслуживающая база агропромышленного комплекса  
1.1 Структура ремонтно-обслуживающей базы  
1.2 Типы ремонтно-обслуживающих предприятий АПК  
1.3 Особенности организации производственно-технической базы предприятий технического сервиса АПК  
2. Принципы организации производственного процесса предприятий технического сервиса  
2.1 Особенности сельскохозяйственного производства  
2.2 Специализация, концентрация и кооперирование предприятий  
2.3 Методы организации ремонта на предприятиях технического сервиса  
2.4 Формы организации труда на предприятиях технического сервиса  
3. Методика проектирования ремонтных предприятий  
3.1 Основные положения курсового проектирования  
3.2 Исходная информация и задания по курсовому проектированию  
3.2.1 Содержание, объем, оформление и последовательность разработки проекта  
3.3 Обоснование оптимальной производственной программы ремонтно-обслуживающих предприятий  
3.3.1 Определение объемов работ по техническому обслуживанию и ремонту тракторов  
3.3.2 Определение объемов работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей  
3.3.3 Определение объемов работ по техническому обслуживанию и ремонтов комбайнов  
3.3.4 Определение объемов работ по текущему ремонту сельскохозяйственной техники  
3.4 Определение трудоемкости ремонтно-обслуживающих воздействий  
3.4.1 Определение трудоемкости текущего ремонта тракторов, автомобилей и комбайнов  
3.4.2 Определение трудоемкости технического обслуживания тракторов, автомобилей и комбайнов  
3.4.3 Определение трудоемкости текущего ремонта сельскохозяйственных машин  
3.4.4 Определение трудоемкости по устранению технических неисправностей тракторов и автомобилей  
3.4.5 Расчет трудоемкости дополнительных работ  
3.4.6 Распределений общей трудоемкости по видам работ  
3.5 Технологический расчет ремонтной мастерской  
3.5.1 Разработка организационной структуры и обоснование состава ремонтной мастерской  
3.5.2 Обоснование режимов работы и расчет годовых фондов времени мастерской, рабочих, оборудования  
3.5.3 Расчет количества производственных рабочих и другого персонала  
3.6 Технологическое проектирование отдельных производственных зон, постов и участков, цехов и складских помещений.  
3.6.1 Расчет числа рабочих постов для выполнения технического обслуживания  
3.6.2 Расчет числа рабочих постов для выполнения текущих ремонтов  
3.6.3 Расчет числа рабочих постов для выполнения диагностики  
3.6.4 Оптимизация числа производственных постов исходя из фактической загрузки ремонтного предприятия  
3.7 Расчет и подбор оборудования  
4 Расчет производственных и вспомогательных площадей ремонтного предприятия  
4.1 Расчет производственных площадей ремонтного предприятия  
4.2 Расчет вспомогательных площадей ремонтного предприятия  
4. 3 Расчет складских помещений  
4.4 Определение габаритных размеров проектируемого ремонтного предприятия  
5 Разработка компоновочной и планировочной схемы ремонтно-обслуживающего предприятия  
5.1 Выбор типа планировки ремонтной базы и аналога типового проекта ремонтной мастерской  
5.2 Планирование загрузки ремонтной мастерской  
6 Основы проектирования систем энергообеспечения предприятий технического сервиса  
6.1 Расчет естественного освещения производственных помещений  
6.2 Расчет искусственного освещения и мощности силовых потребителей  
6.3 Расчет вентиляции и проектирование систем кондиционирования воздуха  
6.4 Расчет отопления  
6.5 Расчет водоснабжения и канализации  
6.6 Определение потребности в сжатом воздухе  
7 Мероприятия по охране окружающей среды  
Приложения  
Библиографический список  

 

Введение

 

В условиях современного конкурентного рынка использование высокотехнологичной техники является обязательным условием для эффективной административно - хозяйственной деятельности предприятий любых форм собственности.

В конструкцию современных колесных и гусеничных машин включаются сложные изделия, состоящие из десятков элементов и составляющих отдельные сложные системы. Неравнопрочность конструктивных элементов различных систем обуславливает повышение трудоемкости обслуживания и ремонта машин различного типа, использование специального оборудования и высококвалифицированных специалистов при решении широкого круга инженерных задач.

Существующая ранее централизованная система сервисной базы и специализированных предприятий различного уровня в настоящее время нарушена, а комплексное управление службой технического сервиса страны утрачено.

Современная дилерская система, как альтернатива утраченной, позволяет приобретать, эксплуатировать и поддерживать работоспособное состояние колесных и гусеничных машин. Дилеры и их станции обслуживания часто удалены от сельскохозяйственного предприятия, что вызывает определенные трудности в транспортировке техники к месту проведения ремонта.

Готовность техники к проведению работ является важным аспектом эффективности предприятия и зависит от наличия и состояния ремонтно-обслуживающих производств сельскохозяйственных товаропроизводителей, на долю которых приходится более 80% от общего объема работ по обслуживанию и ремонту.

От организации обслуживания и ремонта колесных и гусеничных машин и рационального распределения объемов работ между сервисными предприятиями различных видов специализации и собственной ремонтно-обслуживающей базой во многом зависит обеспечение надежности и готовности машинно-тракторного парка предприятия.

Предлагаемое Вашему вниманию пособие содержит справочные данные по проектированию, реконструкции, расширению и техническому перевооружению предприятий технического сервиса, а также методику расчета основных параметров ремонтного предприятия.

Материал учебного пособия раскрывает основное содержание программы дисциплины «Проектирование предприятий технического сервиса» и может быть полезен не только студентам учреждений высшего профессионального образования, а также студентам смежных специальностей, аспирантам и инженерно-техническим работникам в АПК.

 

 

1. Ремонтно-обслуживающая база агропромышленного комплекса

 

1.1 Структура ремонтно-обслуживающей базы

 

Ремонтно-обслуживающая база — это комплекс всех предприятий, расположенных на данной территории, тесно взаимосвязанных между собой и обеспечивающих выполнение всего объема работ по техническому обслуживанию и ремонту техники [2].

Структура ремонтно-обслуживающей базы — это предприятия с учетом различных по сложности, трудоемкости, времени и месту выполнения операций технического обслуживания, устранения отказов, неисправностей и ремонта. Условно ремонтно-обслуживающую базу можно разделить на три уровня.

Первый уровень — ремонтно-обслуживающая база сельскохозяйственных предприятий, непосредственно эксплуатирующих технику и оборудование. Она включает в себя центральную ремонтную мастерскую, автомобильный гараж с профилакторием, машинный двор, нефтесклад с постами заправки и передвижные средства технического обслуживания и ремонта. Кроме того, в зависимости от оснащения техникой и отдаленности подразделений хозяйств в состав этой базы могут входить пункты технического обслуживания машинно-тракторного парка отделений или бригад и пункты технического обслуживания машин и оборудования животноводческих ферм и комплексов.

Ремонтно-обслуживающая база первого уровня в основном предназначена устранять неисправности и отказы машин и оборудования, проводить несложное техническое обслуживание, текущий ремонт и правильно хранить технику.

Второй уровень — ремонтно-обслуживающая база районов включает в себя мастерскую общего назначения, станцию технического обслуживания автомобилей, станцию технического обслуживания тракторов, станцию технического обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик, цехи по ремонту зерноуборочных комбайнов и других сложных машин, передвижные средства технического обслуживания и ремонта, технический обменный пункт. Наличие всех перечисленных предприятий не является обязательным для каждого района, а зависит от объемов ремонтно-обслуживающих работ на территории данного района.

Основное назначение этих предприятий — выполнять сложные операции технического обслуживания, проводить текущий и капитальный ремонт сложных машин.

Третий уровень — ремонтно-обслуживающая база областей. Эта база представляет собой сеть специализированных мастерских, цехов и заводов по капитальному ремонту тракторов, автомобилей, комбайнов и других сложных машин, двигателей, топливной аппаратуры, агрегатов гидросистем и других частей машин, силового электрооборудования, машин и оборудования животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик, подсобных, перерабатывающих и других предприятий, оборудования нефтескладов, металлорежущего и ремонтно-технологического, а также предприятий по восстановлению изношенных деталей, изготовлению ремонтно-технологического оборудования, оснастки, приспособлений, инструмента и др.

 

1.2 Типы ремонтно-обслуживающих предприятий АПК

Тип и размер ремонтно-обслуживающего предприятия во многом зависят от его назначения и от почвенно-климатических условий зоны, в котором оно расположено. Особенно в большой степени эти факторы влияют на размеры предприятий первого уровня. Сельскохозяйственные предприятия отличаются по площади земельных угодий, по видам производства сельскохозяйственной продукции, по количеству, маркам и типам машин.

Например, число тракторов в хозяйствах колеблется от 15 (иногда и менее) до 200 и более. Соответственно, размеры предприятий ремонтно-обслуживающей базы первого уровня также существенно различаются.

Пункты технического обслуживания машинно-тракторного парка создают в непосредственной близости от места работы машин в отделениях, бригадах и других подразделениях хозяйств. Их можно назвать первым звеном в системе технического обслуживания и ремонта техники. Пункты предназначены для проведения несложных технических обслуживаний, устранения мелких неисправностей и отказов машин, проведения текущего ремонта сельскохозяйственных машин и орудий, а также для их хранения. Здесь, как правило, предусматривают площадки, навесы и гаражи для стоянки и хранения техники, оборудованные площадки для наружной очистки и заправки машин, мастерскую и зону отдыха механизаторов.

Работа пунктов технического обслуживания подчинена и находится под контролем центральной ремонтной мастерской (ЦРМ) хозяйства. В зависимости от мощности ЦРМ и имеющейся в хозяйстве техники типовые проекты предусматривают пункты технического обслуживания для парка 20, 30 и 40 тракторов с соответствующим набором сельскохозяйственных машин.

Планировка типовой мастерской пункта технического обслуживания на 20 тракторов изображена на рисунке 1.1.

I — электростанция; II — участок технического обслуживания и ремонта; III — кузнечно-сварочный участок; IV — участок обслуживания топливной аппаратуры и электрооборудования; V — склад масел; VI — котельная; VII — бытовые помещения.

Рисунок 1.1 – Планировка мастерской пункта технического обслуживания

на 20 тракторов (ТП 816-69)

Такие мастерские оснащают кузнечным и сварочным оборудованием, подъемными устройствами, токарно-винторезным, обдирочно-шлифовальным и вертикально-сверлильным станками, гидравлическим прессом, слесарно-монтажным оборудованием, приборами и инструментом для операций технического обслуживания и диагностирования. На посту технического обслуживания можно установить два трактора и один комбайн, а на посту ремонта машин - один трактор. Пункты технического обслуживания машин и оборудования животноводческих ферм и комплексов размещают в блоке подсобно-вспомогательных помещений комплекса или в отдельном рядом стоящем здании. Они предназначены для технического обслуживания и текущего ремонта машин, оборудования и других средств механизации и электрификации процессов на животноводческих фермах или комплексах. Размеры и оснащение этих пунктов зависят от поголовья и технологии производства продукции на ферме или комплексе. Работу пунктов также координирует центральная ремонтная мастерская хозяйства, которая расположена на центральной усадьбе хозяйства и предназначена для проведения номерных технических обслуживании, диагностирования и текущего ремонта тракторов, комбайнов и автомобилей, а также для текущего ремонта сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих ферм и комплексов. Мощность этих мастерских зависит от численного состава тракторного парка.

Центральные ремонтные мастерские строят по типовым проектам, рассчитанным на 25, 50, 75, 100, 150 и 200 тракторов с необходимым набором сельскохозяйственных машин. Производственная площадь их колеблется от 120 до 2000 м2, поэтому, соответственно, такие мастерские отличаются по структуре и оснащению оборудованием. Центральные мастерские оснащают универсальным оборудованием для наружной очистки; небольшими моечными машинами циклического действия для очистки агрегатов, узлов и деталей; подъемными устройствами для перемещения агрегатов; кузнечным, сварочным и металлорежущим оборудованием для выполнения несложных ремонтных работ; универсальным оборудованием для контрольно-регулировочных работ топливной аппаратуры и агрегатов гидросистем тракторов и комбайнов; оборудованием, приспособлениями и инструментом для разборочно-сборочных работ, технического обслуживания и диагностирования машин, восстановления деталей полимерными материалами и для окраски машин.

В некоторых хозяйствах, имеющих 100 тракторов и более, центральные мастерские оснащают оборудованием для капитальных ремонтов техники. Планировка первого этажа типовой центральной мастерской хозяйства на 75 тракторов показана на рисунке 1.2. На втором этаже расположены гардеробные и инвентарная комната, комната мастера, вентиляционные камеры. Техническое обслуживание (ежесменное и ТО-1), а также несложный ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин рекомендуется выполнять на пунктах технического обслуживания. Такие же работы при обслуживании автомобилей рекомендуется проводить в гараже.

I, II, III, IV, V, VI и VII — участки соответственно наружной очистки и разборки машины, технического обслуживания и диагностирования, разборочно-моечный, ремонтно-монтажный, текущего ремонта двигателей, испытания и регулировки двигателей, заправки и обкатки машин; VIII, IX и X — участки ремонта электрооборудования; XI и XII -участки зарядки и хранения аккумуляторных батарей; XIII, XIV и XV — участки соответственно ремонта шин, медницко-жестяницкий, ремонта и регулировки топливной аппаратуры; XVI — склад запчастей и агрегатов обменного фонда; XVII — инструментально-раздаточная кладовая (ИРК); XVIII — слесарно-механический участок; XIX — участок ремонта сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих ферм; XX и XXI— кузнечно-сварочный участок; XXII — вентиляционная камера; XXIII — бытовые и вспомогательные помещения.

Рисунок 1.2 – Компоновочный план центральной мастерской

для хозяйства на 75 тракторов (ТП 816-129)

Автомобильный гараж строят обычно на одной территории с центральной мастерской. Он предназначен для хранения, технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей путем замены агрегатов и несложных операций ремонта. Типовыми проектами предусмотрено строительство гаражей на 10, 25, 60, 100 и 150 автомобилей в хозяйстве или межхозяйственном предприятии. Гаражи представляют собой отапливаемые помещения с участками для технического обслуживания автомобилей, ремонта камер, аккумуляторных батарей, электрооборудования, топливной аппаратуры, бытовые и другие помещения.

Типы и размеры предприятий второго уровня зависят от объемов ремонтно-обслуживающих работ в районе, а также от организации и распределения всех видов работ по месту их исполнения. Все предприятия этого уровня, как правило, расположены в районном центре.

Станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) предназначены для проведения технического обслуживания, диагностирования и текущего ремонта грузовых автомобилей, принадлежащих сельскохозяйственным предприятиям и организациям. Проектными институтами разработаны также типовые проекты на 800 и 1200 автомобилей. Однако при этом возрастают расходы на переезды автомобилей к станции и обратно, и лишь с увеличением плотности машин на территории района такие станции также будут эффективными.

Станции технического обслуживания тракторов (СТОТ) предназначены для проведения технического обслуживания, диагностирования и текущего ремонта колесных энергонасыщенных тракторов типа К-701, Т-150К и «Беларус». Такие станции строят по типовым проектам на 200, 300 и 400 тракторов в год. На станциях технического обслуживания тракторов выполняют операции ТО-3, диагностирования и текущего ремонта, заменяя неисправные агрегаты новыми или отремонтированными. Обычно в состав станции входят следующие отделения и участки: наружной очистки; диагностирования; технического обслуживания; агрегатно-механический; очистки агрегатов; текущего ремонта; проверки и регулировки топливной аппаратуры и гидросистем; обслуживания и ремонта электрооборудования; ремонта и зарядки аккумуляторных батарей; заправки и пуска тракторов и ряд вспомогательных подразделений. Практика работы этих станций подтверждает их высокую эффективность.

Станции технического обслуживания машин и оборудования ферм (СТОЖ) предназначены для обслуживания и текущего ремонта машин и оборудования животноводческих ферм и комплексов, а также птицеводческих ферм и фабрик. Кроме того, на базе этих станций ведут обучение обслуживающего персонала ферм и комплексов новой машинной технологии и правилам эксплуатации применяемых машин и оборудования.

Мастерские общего назначения предназначены для выполнения заказов сельскохозяйственных предприятий по текущему и капитальному ремонту тракторов всех марок и сложных сельскохозяйственных машин, а также оборудования нефтехозяйств, водополивной техники и других ремонтных работ. При отсутствии в районе станций технического обслуживания в этих мастерских организуют ремонт и техническое обслуживание оборудования животноводческих ферм и комплексов, а также техническое обслуживание и диагностирование тракторов типа К-703, Т150К-09 и «Беларус». Кроме того, мастерские могут иметь выездные бригады, которые с использованием передвижных средств технического обслуживания и ремонта выполняют определенные виды работ непосредственно в хозяйствах. Вариант планировки первого этажа мастерской общего назначения с участком технического обслуживания в помещении показан на рисунке 1.3.

Иногда пост технического обслуживания размещают внутри мастерской в ремонтно-монтажном участке или в боковой части мастерской с некоторым изменением всей планировки.

I — участок технического обслуживания и диагностирования; II — бытовые помещения; III — склад запасных частей; IV— механический участок: V, VI, VII и VIII — участки соответственно ремонта и регулировки топливной аппаратуры и электрооборудования, кузнечно-сварочный, ремонтно-монтажный.

Рисунок 1.3 – Планировка мастерской общего назначения с постом технического обслуживания тракторов

В связи с тем, что мастерские общего назначения выполняют разнообразные ремонтные работы, часто их программу исчисляют в условных ремонтах. За единицу условного ремонта принимают трудоемкость ремонтных работ, равную 300 чел.-ч. Типовыми проектами предусмотрено строительство мастерских общего назначения с годовой программой на 400, 600, 800, 1200 и 1600 условных ремонтов. Цехи по ремонту зерноуборочных комбайнов и других сложных машин предназначены для проведения текущего и капитального ремонта этих машин с использованием готовых агрегатов. Строят такие цехи, как правило, в районных центрах и специализируют в основном на ремонте машин одного вида. Годовую программу цеха исчисляют в приведенных ремонтах машины данного вида. Например, цехи по ремонту зерноуборочных комбайнов и других сложных уборочных машин рекомендуется строить с годовой программой, приведенной к ремонту зерноуборочных комбайнов на 200 и 300 единиц.

Технические обменные пункты (ТОП) поставляют заказчикам отремонтированные машины, оборудование, агрегаты, узлы и детали в обмен на требующие ремонта. Принятые от хозяйств машины, агрегаты, узлы и детали они передают в ремонт на специализированные предприятия и получают от них отремонтированные. Наряду с обменными операциями на технические обменные пункты могут быть возложены работы по сбору ремонтного фонда деталей и др.

Предприятия третьего уровня представляют собой, как правило, крупные производства машиностроительного типа, хорошо оснащенные специальным оборудованием, с высокой степенью механизации. Располагают их в районных и областных центрах.

Специализированные предприятия по ремонту тракторов организованы с учетом типа тракторов. Большинство этих предприятий специализированы на ремонте шасси тракторов нескольких марок определенного типа, а двигатели обычно ремонтируют по кооперации на других предприятиях. Программу их исчисляют в физических единицах, приведенных к наиболее распространенной марке трактора данного типа. Кроме того, в программу включают также строительную и мелиоративную технику на базе тех же тракторов, а также ремонт агрегатов для обменного фонда.

Специализированные предприятия или цехи по ремонту комбайнов и других сложных сельскохозяйственных машин и их частей проектируют и строят сравнительно небольшими. Это объясняется тем, что число этих машин невелико, а транспортировка их на большие расстояния представляет известные трудности. Предприятия выполняют текущий и капитальный ремонт, используя преимущественно готовые агрегаты, получаемые по кооперации с других ремонтных предприятий. Эти специализированные предприятия капитально ремонтируют отдельные агрегаты и узлы машин для нужд текущего ремонта, который проводят сами хозяйства в ЦРМ.

Специализированные предприятия по ремонту металлорежущего, ремонтно-технологического оборудования и оборудования животноводческих ферм и комплексов чаще всего представляют собой самостоятельные цехи в составе крупных ремонтных предприятий.

Программы цехов по ремонту погружных насосов, компрессоров холодильных установок, вакуумных насосов, мобильных раздатчиков кормов и другого оборудования исчисляют в единицах ремонтов и зависят от номенклатуры объектов. Ремонтно-механические заводы - это крупные промышленные предприятия, предназначенные для ремонта тракторов, автомобилей и их агрегатов, а также для изготовления ремонтно-технологического оборудования, инструмента и запасных частей.

Дилерские предприятия.

Дилер - юридическое или физическое лицо, осуществляющее на основе договоров посреднические услуги в инженерно-технической сфере по обеспечению техникой и ее техническому сервису. Основные функции дилерской деятельности: обеспечение техникой, запасными частями и расходными материалами, информацией о технических средствах и услугах; техническое обслуживание и ремонт техники в гарантийный и послегарантийный периоды.

Технические центры.

Центр технического сервиса — это предприятие (или подразделение предприятия) по оказанию услуг — выполнению работ по обеспечению потребителя техническими средствами производства, эффективному использованию и поддержанию их в исправном состоянии на протяжении всего периода эксплуатации.

Основные функции регионального (головного) технического центра сервиса: получение от изготовителя машин, их разгрузка, оплата, досборка, обкатка, подготовка и эксплуатация (регулирование), доставка потребителю, обучение его правилам эксплуатации, продажа, выполнение обязанностей изготовителя по гарантиям, ремонт и обслуживание по заявкам потребителя, обеспечение запасными частями, оборудованием для обслуживания и ремонта, шлейфом технологического (навесного) оборудования, сбор информации о качестве проданных машин при эксплуатации для изготовителя, изучение потребности в реализуемой продукции, ее реклама.

Нефтесклады (нефтебазы) и автозаправочные станции (комплексы).

Нефтесклады - это комплекс сооружений и установок, предназначенных для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов всех видов, включающий в себя инженерные сооружения и технические средства. Основные задачи работников нефтескладов - своевременное обеспечение машинно-тракторного парка и других потребителей нефтепродуктами, доставка, хранение и заправка машин без количественных потерь и ухудшения качества топливно-смазочных материалов.

К основным технологическим функциям нефтескладов относятся: прием нефтепродуктов из автоцистерн в резервуары и в таре с автомашин; хранение нефтепродуктов в резервуарах и таре; выдача нефтепродуктов из резервуаров и тары в топливные баки и заправочные емкости машин, в автоцистерны; механизация приемо-раздаточных работ; техническое обслуживание оборудования нефтескладов; контроль качества нефтепродуктов.

В соответствии с этими функциями на складе размещают оборудование: для налива нефтепродуктов, их хранения, контроля качества и измерения количества.

Автозаправочная станция (АЗС) - это комплекс зданий, сооружений и оборудования, предназначенный для заправки топливом, маслами, смазками, водой и воздухом автомобилей, тракторов на колесном ходу, мотоциклов и других транспортных средств, кроме гусеничного транспорта.

 

1.3 Особенности организации производственно-технической базы предприятий технического сервиса АПК

Новые тракторы, автомобили, комбайны и другие сельскохозяйственные машины, поступающие в разобранном или недоукомплектованном виде, хранятся на площадке, оборудованной козловым краном.

Транспортирование узлов и деталей обслуживаемых машин в цех предпродажного и гарантийного обслуживания осуществляется электропогрузчиками и тягачами (тракторами), тяговыми устройствами, рельсовой тележкой и крановым оборудованием. Технологический процесс досборки и предпродажного обслуживания начинается на посту приемки, где проверяется комплектность машин, узлов и деталей, проводятся их сборка и предпродажное обслуживание. Затем по мере необходимости собранные машины поступают на пост обкатки, регулирования и контроля. Испытанные и отрегулированные, они реализуются потребителю.

Техническое обслуживание машин в гарантийный и послегарантийный периоды. Различают следующие организационные формы технического обслуживания машин:

­­— обслуживание в полном объеме выполняет владелец машины;

— обслуживание в полном объеме выполняет сервисное предприятие (СТОТ);

— смешанная форма: часть работ по техническому обслуживанию выполняют владельцы техники, а сложные его виды и текущий ремонт - сервисные предприятия (станции технического обслуживания тракторов и автомобилей).

Организация технического обслуживания и текущего ремонта машин может быть различной и выбирается с учетом конкретных условий предприятия. Наиболее прогрессивной формой является централизованное техническое обслуживание, при котором на месте работы машин выполняются только те операции по обслуживанию и ремонту, которые невозможно или нецелесообразно переносить на стационарный пункт обслуживания или СТО. На пунктах техобслуживания выполняются все виды периодического обслуживания машин и текущего ремонта путем замены деталей, узлов и агрегатов.

Текущий ремонт машин выполняют агрегатным методом, при котором узлы и агрегаты, требующие ремонта, заменяются на постах технического обслуживания на заранее отремонтированные в ремонтной зоне. При этом должен создаваться оборотный фонд агрегатов.

Организация производства является рациональной, если она обеспечивает минимальные простои машин и оборудования по техническим причинам и эффективное использование труда ремонтно-обслуживающего персонала, денежных средств, материально-технических ресурсов ремонтно-обслуживающей базы.

 

2. Принципы организации производственного процесса предприятий технического сервиса

2.1 Особенности сельскохозяйственного производства

Организация и проектирование ремонтно-обслуживающих предприятий представляют известные трудности в связи со специфическими особенностями сельскохозяйственного производства: большая разномарочность, типоразмерность и различная сложность конструкции машин; сезонность их загрузки; исключительно тяжелые условия работы машин, с точки зрения как теплового режима, так и окружающей среды, а отсюда - различная степень износа деталей в отдельных почвенно-климатических зонах страны даже при одинаковой наработке; неравномерное распределение техники на огромной территории страны. Все эти особенности необходимо учитывать при создании и совершенствовании ремонтно-обслуживающей базы агропромышленного комплекса, так как они в значительной мере оказывают влияние на затраты производства сельскохозяйственной продукции [2].

В соответствии с увеличением количественного состава машинно-тракторного парка, с изменением конструкции, а также с учетом научно-технических разработок и опыта работы передовых предприятий совершенствуют и ремонтно-обслуживающую базу сельского хозяйства. Изменяются структура базы и типы предприятий. Применение сложных энергонасыщенных тракторов (К-9000, К-704, Т150К-09, типа «Беларус» (МТЗ-100 и МТЗ-102)) и автомобилей высокой грузоподъемности (ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ и других) вызвало необходимость в организации централизованного технического обслуживания и ремонта этих машин.

Появилась необходимость проектировать и строить станции технического обслуживания, а также специализированные ремонтные предприятия для машин повышенной сложности, таких как зерноуборочные, кормоуборочные комбайны и др. Это объясняется тем, что многие операции технического обслуживания и ремонта требуют сложного технологического контрольно-регулировочного и специального измерительного оборудования, а также высокой квалификации рабочих.

Развитие крупных животноводческих ферм и комплексов привело к созданию станций технического обслуживания их оборудования, а также к проектированию специальных предприятий по ремонту. Дальнейшее совершенствование сельскохозяйственного производства на основе его интенсификации и ускорения научно-технического прогресса также вносит коррективы и изменения в ремонтно-обслуживающую базу сельского хозяйства.

 

2.2 Специализация, концентрация и кооперирование предприятий

Данные направления являются основными в совершенствовании и развитии ремонтно-обслуживающей базы сельского хозяйства, обеспечивающими повышение производительности труда, снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт, а также повышение качества обслуживания и ремонта техники.

Концентрация производства применительно к ремонтному производству — это процесс, когда, несмотря на рост объемов ремонтных работ, число ремонтных предприятий остается постоянным и даже сокращается, а весь объем работ выполняют за счет увеличения программ предприятий.

Специализация предприятия — сосредоточение его деятельности на ремонте ограниченной номенклатуры объектов (иногда одного объекта) или на выполнении определенного вида ремонтных работ.

Кооперирование предприятий — такая форма организации производства, при которой в ремонте одного объекта принимают участие несколько ремонтных предприятий. Концентрация, специализация и кооперирование предприятий взаимно обусловлены и тесн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: