ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ




М. П. Фролов, М. В. Юрьева, В. П. Шолох, Б. И. Мишин

Рецензенты:

Российская академия наук, Российская академия образования


О-75


Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс: учебник / М. П. Фролов, М. В. Юрьева, В. П. Шолох, Б. И. Мишин; под ред. Ю. Л. Воробьёва. — 3-е изд., пересмотр. — М.: Дрофа; Астрель, 2018. — 222, [2] с.: ил.

ISBN 978-5-358-19082-5 (ООО «ДРОФА»)

ISBN 978-5-271-51570-5 (ООО «Издательство Астрель»)

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса соз- дан на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Его содержание соответствует современным научным представлениям, воз- растным и психологическим возможностям обучаемых.

Учебник завершает содержательную линию учебников по основам безо- пасности жизнедеятельности для основной школы, обобщает и системати- зирует освоенный в 5—9 классах учебный материал.


УДК 373:614 ББК 68.9я721

ISBN 978-5-358-19082-5 (ООО «ДРОФА»)

ISBN 978-5-271-51570-5 (ООО «Издательство Астрель»)

 

© ООО «Издательство Астрель»

© ООО «Дрофа», 2018, с изменениями


ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторов................................................... 5

Введение. Формирование культуры

безопасности жизнедеятельности................................ 7

 

Раздел I

ОСНОВЫБЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

 

Глава 1

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

§ 1. Россия в мировом сообществе

и национальная безопасность............................... 11

§ 2. Национальные интересы России............................ 16

§ 3. Основные угрозы национальным интересам

России и пути обеспечения её безопасности................... 23

§ 4. Организация обороны Российской Федерации................. 27

§ 5. Правовые основы обороны государства

и воинской обязанности граждан............................ 32

 

Глава 2

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫНАСЕЛЕНИЯ

И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

 

§ 6. МЧС России — федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны  
  и чрезвычайных ситуаций.................................  
§ 7. Единая государственная система предупреждения  
  и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС),  
  её структура и задачи.....................................  
§ 8. Законодательные, нормативные и правовые  
  основы обеспечения безопасности...........................  
§ 9. Гражданская оборона — составная часть  
  обороноспособности страны................................  

§ 10. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.......................... 69

§ 11. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций

мирного и военного времени................................ 81


§ 12. Защитные сооружения гражданской обороны................. 89

§ 13. Чрезвычайные ситуации мирного времени.................... 94

§ 14. Мониторинг и прогнозирование

чрезвычайных ситуаций............................................................................................ 106

Глава 3

ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 15. Терроризм и безопасность человека.................................................................... 114

§ 16. Международный терроризм

и безопасность России................................................................................................. 118

Раздел II

ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

§ 17. Понятие о здоровье........................................................................................................ 129

Глава 4

ФАКТОРЫ, РАЗРУШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ

§ 18. Табакокурение и его вред.......................................................................................... 130

§ 19. Алкоголь и его вред........................................................................................................ 138

§ 20. Наркотики и их вред...................................................................................................... 142

Глава 5

ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

§ 21. Рациональное питание................................................................................................ 147

§ 22. Основы подбора продуктов питания................................................................... 156

§ 23. Советы, как выбрать безопасные продукты..................................................... 160

§ 24. Гигиена одежды.............................................................................................................. 168

§ 25. Занятия физической культурой............................................................................... 171

§ 26. Туризм как вид активного отдыха.......................................................................... 176

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

ЗА КУРС ОБЖ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.............................................................................. 193

§ 27. Рекомендации специалистов МЧС России

по действиям в чрезвычайных ситуациях......................................................... 193

§ 28. Правила оказания первой помощи........................................................................ 215

Проекты.......................................................................................................................................... 222


 
 

От авторов

 

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 клас- са завершает содержательную линию учебников авторского кол- лектива по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для основной школы, обобщает и систематизирует весь освоенный ва- ми учебный материал.

В учебник включены разделы «Национальная безопасность России в современном мире» и «Основы формирования здорового образа жизни». Изучение указанных разделов учебника — задача государственной важности. Освоение учебного материала поможет вам не только сохранить и укрепить своё здоровье, выработать привычки ведения здорового образа жизни, но и активно вклю- читься в подготовку к военной службе и будущей профессиональ- ной деятельности.

Содержание учебника разработано нами таким образом, что по- зволяет вам получить новую информацию:

— о роли государства в обеспечении безопасности его граждан;

— об организации защиты населения и территорий от чрезвы- чайных ситуаций;

— об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техно- генного и социального характера.

Материалы учебника дополнят ваши знания, полученные на уроках физики, химии, географии, биологии, обществознания, и помогут сформировать необходимые навыки, умения и алгорит- мы безопасного поведения в жизни.

Мы не стали перегружать учебник излишней, пусть даже очень важной информацией, так как знаем, что вы уже хорошо владеете методами её поиска, отбора и получения.

Вам также помогут наши вопросы и задания со ссылками на ис- точники информации, в том числе на электронные образователь- ные ресурсы.

Мы убеждены, что знания, умения и навыки, полученные на уроках ОБЖ в 5—9 классах, позволят вам уверенно действовать в опасной или чрезвычайной ситуации любого характера. Вы, ко- нечно, никогда не оставите в беде своих товарищей, друзей, окаже- те помощь слабым и беззащитным, будете успешно передавать дру- гим знания в области безопасности жизнедеятельности.


Как работать с учебником

В первую очередь ознакомьтесь с оглавлением учебника, вам бу- дут понятны его структура и логика изложения материала.

Работая с учебником, обращайте внимание на выделенные в тексте слова — понятия и термины.

Для успешного усвоения знаний в учебнике предлагается до- полнительный материал:

в рубрике «На заметку...» даётся дополнительная спра- вочная информация, расширяющая представления по изучаемой теме параграфа;

 

 

в рубрике «Некоторые факты» приводятся документаль- ные сведения, иллюстрирующие учебный материал, а также необходимые статистические данные.

 

 

После каждой темы даются вопросы и задания. Они помогут проверить себя и понять, как усвоен прочитанный материал. За- крепить знания и приобрести необходимые навыки и умения помо- жет рабочая тетрадь, которая издаётся вместе с учебником.

В конце учебника даны темы проектной деятельности и реко- мендации, как их подготовить.

Продолжайте создавать свой словарь ОБЖ и записывать в него новые правила и понятия. Если вы будете сдавать во время итого- вой аттестации экзамен по ОБЖ, то словарь станет первым помощ- ником.

При подготовке к занятиям обращайтесь к форзацам учебника.


 
 

Введение

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫБЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В XXI в. не только сохраняются традиционные угрозы и опас- ности для жизни человека и окружающей среды, но и появляются новые. Об этом говорят учёные различных стран, опираясь на дан- ные последних лет и свои исследования. Стали чаще случаться стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы, эпидемии и пандемии, совершаться акты терроризма.

Факты свидетельствуют, что в возникновении многих опасных и чрезвычайных ситуаций повинен сам человек. По статистике, этот так называемый человеческий фактор вызывает или провоцирует до 90% всех техногенных и до 30—40% природных чрезвычайных ситуаций. Человек создаёт не всегда совершенные и надёжные тех- нические устройства, строительные конструкции. Человек наруша- ет технологии производства и инструкции по эксплуатации тех или иных средств, не реагирует своевременно на предпосылки к проис- шествиям, не исправляет выявленные недостатки. Человек своими прямыми, осознанными действиями или косвенно, неосознанно гу- бит окружающую природную среду. А всё это закономерно оборачи- вается против него авариями и катастрофами.

Следовательно, для уменьшения их количества, снижения тяже- сти последствий надо добиться, чтобы человек поступал более разум- но. Необходимо, чтобы человек другими глазами посмотрел вокруг, по-новому увидел окружающий мир и себя, способного не допустить опасных событий, не провоцировать несчастья и не пострадать от них. Требуется вырабатывать новое, современное мировоззрение.

В целях снижения негативного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности населения нужно сформиро- вать специфическую культуру поведения человека — культуру безопасности жизнедеятельности, которая неотделима от общей культуры человека. Культурный человек должен быть образован в общем плане, обладать определёнными познаниями в области ис- кусства, соблюдать нормы этикета, быть примером опрятности, вежливости, совестливости и т. п. Он обязан осознавать и пони- мать опасности современного мира, окружающей природной и со-


циальной среды, быть аккуратным и ответственным в своих делах и поступках повседневной жизни и профессиональной деятельно- сти, владеть способами и приёмами самозащиты и оказания помо- щи себе и ближним в чрезвычайных ситуациях.

В государстве с высокой культурой безопасности жизнедеятель- ности должны быть созданы максимально возможные условия для того, чтобы жизни и здоровью граждан ничего не угрожало. В случае наступления неблагоприятных событий граждане долж- ны быть защищены всеми возможными способами, силами и сред- ствами. При угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций люди должны быть своевременно оповещены об опасности и целе- сообразных действиях, вправе рассчитывать на помощь специаль- ных чрезвычайных служб и компенсацию потерь.

Таким образом, под культурой безопасности жизнедеятельно- сти следует понимать уровень развития человека и общества, при котором безопасность воспринимается как личная и социальная ценность, когда все граждане владеют основами безопасного пове- дения в чрезвычайных и опасных ситуациях природного, техно- генного и социального характера и надёжно защищены от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

Сегодня культура безопасности жизнедеятельности крайне необходима нашему обществу. Государство и его институты прини- мают различные меры для её формирования у населения. К основ- ным путям решения этой задачи можно отнести следующие. Пер- вый — это дальнейшее развитие и совершенствование законода- тельства, соблюдение которого, являясь обязанностью каждого гражданина и показателем его культуры, исключит всякую воз- можность опасной деятельности с его стороны, т. е. негативное проявление человеческого фактора. Второй — воспитание у граж- дан сознательного отношения к исполнению указанного законода- тельства, а также формирование у них необходимых знаний, уме- ний и навыков в области безопасности жизнедеятельности.

Законы в указанной области, равно как и в других областях, принимают органы законодательной власти — в масштабе страны это Государственная Дума Российской Федерации; знания, умения и навыки у населения формируют образовательные учреждения Министерства образования и науки Российской Федерации, а так- же Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).


В Российской Федерации принят целый комплекс законов, тре- бования которых призваны способствовать повышению культуры безопасности жизнедеятельности в нашем обществе. В их числе фе- деральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычай- ных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др. В законах изложены обязанности граждан по обеспечению безопасности, в том числе со- блюдению мер безопасности в быту и трудовой деятельности. Мы обязаны знать основные способы защиты от чрезвычайных ситуа- ций, приёмы оказания первой помощи пострадавшим и правила пользования средствами индивидуальной защиты.

Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности граждан через их обучение осуществляется в соответствии с разработанным на основе названных законов и утверждённым Правительством Россий- ской Федерации Положением о подготовке населения в области за- щиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак- тера. В эту систему входят все категории граждан: учащиеся общеоб- разовательных учреждений, работающее и неработающее население. Учащиеся школ нашей страны изучают предмет «Основы безо- пасности жизнедеятельности», а студенты — дисциплину «Безопас- ность жизнедеятельности». В целях продолжения формирования культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся во внеуроч- ное время созданы и успешно проявляют себя общественное детско- юношеское движение «Школа безопасности», кадетские корпуса, школы, классы, клубы, а также спортивные кружки и секции

«Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник», «Юный инспектор дорожного движения». Тому же служат проводимые еже- годно соревнования юных проводников идей безопасности, много- численные творческие конкурсы детей и молодёжи — рисунков, по- делок, научных работ и литературных произведений.

Преподаватели предмета ОБЖ и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» повышают квалификацию по своему профилю в учебных заведениях МЧС России и Министерства образования и науки Российской Федерации, а также в учебно-методических цен- трах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

Руководители органов государственной власти, местного само- управления, организаций, предприятий и учреждений обязаны совершенствовать свои знания и навыки в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности, так как именно от их подготовки


зависит то, как на соответствующем уровне будет организована ра- бота по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Неработающее население должно обучаться по месту житель- ства. Предусмотрены проведение групповых бесед, лекций, про- смотры учебных фильмов, самостоятельное изучение гражданами пособий, памяток, листовок и буклетов и т. п. При этом решается задача не только распространения жизненно важных знаний, но и воспитания людей, убеждения в необходимости поступать в по- вседневной жизни осмотрительно, например используя в быту электричество, газ и открытый огонь, химические препараты и пи- ротехнику, выполняя ремонтные работы и т. п. В противном слу- чае можно причинить своими действиями неприятности и несча- стья не только себе и своей семье, но и соседям.

Есть ещё один путь формирования у населения культуры безо- пасности жизнедеятельности. С помощью установленных на вок- залах и в аэропортах, на стадионах и в крупных торговых центрах, в учреждениях и на улицах крупных городов больших экранов к людям обращаются специалисты МЧС России, давая уроки безо- пасного поведения, выступая с прогнозами, предостережениями и рекомендациями. Речь идёт об Общероссийской комплексной си- стеме информирования и оповещения населения (ОКСИОН) в ме- стах массового пребывания людей.

В области формирования у населения нашей страны культуры безопасности жизнедеятельности сделано уже немало. Вместе с тем это процесс не быстрый, зависящий и от темпов роста общей культуры людей. Ясно одно: чем больше людей будет в него вовле- чено, тем реже человеческий фактор будет становиться причиной чрезвычайных ситуаций.

Вопросы и задания

1. Дайте собственное определение понятия «культура» применительно к ОБЖ. Обсудите этот вопрос с одноклассниками.

2. Выскажите своё мнение о влиянии общей культуры на формирование чело- века как личности.

3. Когда и как человек становится носителем культуры?

4. Почему современные проблемы безопасности жизнедеятельности требуют изменений в мировоззрении каждого человека?

5. Почему обеспечение собственной безопасности, безопасности окружающей среды, общества и государства должно стать естественной потребностью для человека?

6. Как государство участвует в формировании культуры безопасности жизне- деятельности своего населения?


 
 

Раздел I



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: