Черкесские национальные праздники и день национального траура




Обычаи и традиции

Оказывается, по горскому обычаю, каждый приезжий мог заехать в любой двор, спешиться у коновязи, войти в кунацкую (так называется комната для кунаков, гостей) и провести там столько дней, сколько считал необходимым.

Гостем мог быть мужчина любого возраста, знакомый и незнакомый, даже кровный враг. Хозяин не имел права интересоваться ни его именем, ни его званием, ни целью посещения.

Отказ в гостеприимстве был немыслим, и даже недостаточная заботливость со стороны хозяев, принимавших гостя, считалась здесь позором: в старину такого человека судили и наказывали. Хозяин отвечал своим имуществом за ущерб, понесенный гостем во время пребывания в его доме; он должен был оружием защищать гостя, если тому угрожала опасность.

Обычно гость занимал самое почетное место за столом. Угощение представляло собой настоящий ритуал: небольшие столики с едой передвигали от более почитаемых лиц к менее важным и, наконец, выносились за пределы кунацкой. Там уже все, что осталось, поступало в распоряжение женщин и детей.

Если подавался целый баран, то мясо распределялось согласно положению участвующих в пиршестве. Голова и лопатка, как лучшие части, предлагались гостю.

Хозяин был обязан не только заботиться о пропитании гостя во все время пребывания его в доме, но и снабдить всем необходимым на дорогу.

Конечно, не могу сказать, что нам с мужем подавали в Архызе целого барана, но хозяйка, у которой мы жили, всегда угощала нас замечательной, нежнейшей домашней выпечкой.

Так вот, кунака (гостя) обычно принимали не в гостиной, а в жилом доме хозяина семьи.

По неписаному этикету каждая семья должна была иметь кунака другой национальности, который считался другом семьи и на которого распространялись брачные запреты.

Обязанности кунака были значительно шире, чем просто хозяина, так как куначество требовало установления особых отношений типа побратимства. Союз этот скреплялся совместным питьем из чаши, в которую бросали серебряные монеты или настругивали серебряные стружки с рукоятки кинжала. Часто после этого следовал обмен оружием. Такой союз заключался на всю жизнь.

Пища

Хозяйственный уклад карачаевцев обуславливал и специфику традиционного питания, основу которых составляли продукты животноводства. Наиболее распространенной и престижной пищей была баранина. В особенности - мясо овец карачаевской породы, получившей широкую известность за пределами Карачая своими высокими вкусовыми качествами. Реже употреблялась говядина. Все мясо животного, за исключением селезенки, желчного пузыря и половых органов употреблялось в пищу. Туша делилась на 16 "обязательных" частей (юлюш) - порций, которые в случаях праздничного застолья распределялись строго по старшинству: наиболее "почетные" порции для самых старших, менее "почетные" - для более молодых и т.д. Позвоночные кости с мясом и блюда из внутренностей представляли собой "добавочные" порции. Тамада получал в качестве основной порции лопатку, в виде добавочной - рассеченную часть головы (баш джарты). Можно упомянуть несколько традиционных блюд карачаевской национальной кухни.

Сохта. Тонкая очищенная кишка (къара ичеги) барашки или часть желудка начинялись фаршем из измельченной печенки с добавлением кусочков жира, соли, перца, риса, чеснока. Сохта закалывалась деревянной шпилькой (сохта тиш) и варилась в бульоне.

Джёрме. На нарезанные лентами очищенные куски желудка клали разрезанные вдоль и очищенные кишки с жиром, свертывали рулетом, обвязывали нитками или тесемками из тонкой кишки. Джёрме варился, жарился и вялился.

Къыйма. Мелкорубленное говяжье мясо, жир с чесноком, луком, солью, которым набивали кишку, приплющивали и вялили.

Были популярны молочные продукты, в первую очередь, айран и сыр. Из айрана готовили тузлук к мясу, применявшийся и в качестве заправки, приправы мясного бульона (шорпа).
Карачаевцы также употребляли крученку (булгъама), кефир (гыпы айран), творог (къой сюзме), сливки (сютбаши, къаймакъ), пенки с айрана (хамеши), простоквашу (мысты), масло (джау).
Растительная пища была дополнительной к мясомолочной. Из кукурузы, ячменя, пшеницы (будай), ржи (къара будай) и проса делали лепешки (гырджын). Карачаевцы делали мясные пироги (эт хычын), пирожки в форме полумесяца с начинкой из мяса или сыра (бёрек), печеные в масле коржи и др.

Черкесские национальные праздники и день национального траура

14 марта День черкесского языка и письменности (утвержден в 2000 году в честь выхода в свет в Тифлисе 14 марта 1853 года первого «Букваря черкесского языка». Созданный выдающимся адыгским просветителем Умаром Берсеем на арабской графической основе, букварь стал первым учебным пособием для горцев, обучавшихся в школах, гимназиях и училищах Северного Кавказа)

22 марта Навруз - черкесский новый год, отмечается в день весеннего равноденствия

25 апреля - день черкесского национального флага

21 мая день день памяти и скорби черкесского народа

1 августа день репатрианта

22 сентября наступает главный обрядовый черкесский праздник Тхьэшхуэгухьэж. Тхьэшхуэгухьэж отмечается в первый четверг после осеннего равноденствия.

22 декабря Дыгъэгъазэ (Созрэш) - один из древнейших черкесских праздников, отмечается 22 декабря. Этот праздник связан с зимним Солнцестоянием - когда продолжительность ночи самая длинная.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: