Почему работа с родителями – прежде всего?




Из чего состоит семейная система?

Метафорически (образно) — семью можно представить в виде цепи, взаимосвязанные между собой элементы, звенья:

 

 

 

Семейная система (метафора цепи). Система – это взаимосвязанные между собой элементы (звенья). Одно звено – папа. Другое звено – мама. Третье звено – сын. Четвертое звено – дочь, и т.д.

В какой-то момент, в семейной системе, одно звено начало «барахлить». То есть поведение старшего ребёнка-подростка стало причинять неудобство функционированию цепочке звеньев.

Что делают родители? Они «отцепляют» это отдельное звено от других звеньев и ведут на приём к психологу.

«Товарищ психолог! Помоги почистить звено! А то что-то загрязнилось, испачкалось» - просят родители психолога. И психолог берётся за работу с этим отдельным звеном. Берёт свою «губку» (методику работы с подростками) или «полировочный станок» (разнообразные психологические упражнени) и проводит с ребёнком определённую работу по чистке.

 

Через неделю или через месяц, звено от чистоты, начинает блестеть. Да так красиво и ярко, что родители – в восторге. Родителям заметно, что проблемное поведение ребёнка в семье, теперь не так остро выражено. Довольные родители благодарят психолога и прикрепляют это блестящее звено обратно на прежнее место в семейной цепочке.

 

И мы видим, что в этой цепочке все звенья тусклые, и только одно из них – блестящее. Ведь с другими звеньями психолог не работал – не начищал, не наблёскивал.

А теперь, мы возьмём и вынесем всю эту цепочку с блестящим звеном в подобные погодные условия – метель, мороз, снег, деревья ломаются (слева на картинке) или ураган, вихрь, грязь, дождь (справа на картинке). И оставим всю цепочку в таких погодных условиях на 10 минут.

 

Что произойдёт с блестящим звеном за это время?

 

Оно потускнеет и станет точно таким же, как и все другие звенья. Проблемное поведение ребёнка-подростка снова вернётся. И через неделю родители снова приведут его к тому же психологу, мягко намекая на то, что психолог плохо поработал и должен доделать свою работу качественно.

В каждой семейной цепочке есть звенья «ключевые» и есть звенья «второстепенные». Так вот, ключевые – это звенья, которые формируют атмосферу (погодные условия) в семье – РОДИТЕЛИ.

А второстепенные – это звенья, которые под погодные условия подстраиваются – ДЕТИ.

 

У кого-то в семье – великолепные погодные условия – «солнышко блестит и травка зеленеет» – тепло, уютно, спокойно. Скорее всего, в такой семье между супругами царит уважение, поддержка, взаимопомощь, понимание, доверие.

А у кого-то в семье – противоположная погода. Здесь, между супругами - недоверие, злоба, агрессия, упрёки, унижения, побои, измены, претензии и т.д. То есть, в такой семье царят - метель, холод, ураган, опасность, сырость, дождь, грязь – как на картинках.

У вас появится желание вести ребёнка к психологу, улучшать его поведение, когда в семье все спокойно и надёжно? Нет.

А от каких погодных условий родители приводят детей к психологу? Когда в семье не безопасно, не комфортно, не уютно.

 

Любые погодные условия, в которых живет ребёнок, оказывают на него свое влияние. Есть известное выражение – «ребенок точно такой, как его родители». То есть ребёнок ведёт себя так же, как себя ведут его родители. Ребёнок с детства впитывает модели поведения мамы и папы.

 

Если мама с папой в семье друг друга презирают, унижают, обманывают и т.д – какого поведения следует ждать от ребёнка?

Родители – это первые и самые главные учителя для своего ребёнка. В той семье, где у родителей «плохое» поведение, не ждите «хорошего» поведения у ребёнка.

Когда ребёнок живет в семье с «плохими» погодными условиями, он будет выдавать соответствующую реакцию в форме неблагоприятного поведения. Именно такое неблагоприятное поведение родители пытаются запретить ребёнку, не задумываясь о последствиях. И у некоторых родителей это получается – либо самостоятельно, либо с помощью других специалистов.

 

Но при этом погодные условия в семье как были дискомфортными для ребёнка, так они и остаются таковыми. А значит, продолжают оказывать негативное влияние на психическое состояние ребёнка.

 

Для сравнения… Возьмите резиновый надувной шарик и дуйте в него до бесконечности. Что произойдет? Рано или поздно шарик лопнет (взорвётся). Так вот так же точно, в семьях с неблагоприятными погодными условиями, «лопаются» и дети.

 

Что происходит, когда дети «лопаются»? Они «уходят»!

 

Уходят из дома, уходят в неблагоприятные компании, уходят в интернет, уходят в употребление психоактивных веществ, уходят в суицидальные попытки и т.д.

 

Но самое важное, что родители не замечают…

Какой бы способ ухода ребенок не выбрал, от кого он уходит, прежде всего? От самых важных и значимых людей в своей жизни – РОДИТЕЛЕЙ.

 

Выбирая способ ухода, ребёнок, прежде всего психологически, а потом физически «рвёт» связи и уходит от своих родителей. Что и выражается в его проблемном поведении.

 

Исходя из вышеописанного, главная задача родителей, когда у ребенка-подростка есть проблемы с поведением – это не запрещать такое поведение, а НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ его, чтобы вовремя и правильно среагировать, предотвратив «уход» ребёнка.

 

А теперь задумайтесь, родители! Много ли смысла в том, что Вы уговариваете психологов поработать с Вашим ребёнком? Какой от этого толк, когда ребёнок от психолога возвращается в те же самые некомфортные для него и даже опасные погодные условия, созданные Вами!

Чтобы поменять эти погодные условия в лучшую сторону, с кем, прежде всего, нужно проводить работу, психологу? Правильно именно с Вами – как с ключевыми звеньями семейной системы.

 

Формула положительных перемен – проста!

 

МЕНЯЮТСЯ РОДИТЕЛИ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ – МЕНЯЮТСЯ ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ В СЕМЬЕ, В КОТОРЫХ РАСТЁТ ВАШ РЕБНОК – МЕНЯЕТСЯ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ.

 

Все перемены происходят в форме цепной реакции. А теперь примите решение, кому нужно заниматься с Консультантом?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: