Форма проведения семинара – собеседование, решение задач.
Модель Кидланда—Прескотта.
Репутация и динамическая согласованность политики.
Проблемы координации кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политик.
Для более углубленного понимания поставленных проблем студентам необходимо ответить на ряд вопросов:
1) Как взаимосвязаны шоки совокупного спроса и экономическая политика. Приведите примеры.
2) Каковы источники временной несогласованности экономической политики? Приведите примеры.
3) Сформулируйте способы преодоления временной несогласованности политики низкой инфляции. Какие способы используются в России?
4) Возможно устранение циклических колебаний при многопартийной системе?
5) Докажите, что увеличение независимости центрального банка повышает издержки инфляции.
6) Проблема временной несогласованности политики связана с неопределенностью частного сектора относительно предпочтений политика, находящегося у власти. Проиллюстрируйте это положение с помощью моделей.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Самостоятельная работа, наряду с лекционным курсом и семинарскими занятиями, является неотъемлемой частью изучения дисциплины «Макроэкономика (продвинутый уровень)».
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы магистрантов являются:
• для овладения знаниями: аналитический обзор текстов научной литературы; научно-исследовательская работа;
• для закрепления и систематизации знаний: ответы на контрольные вопросы и тесты; написание реферата; подготовка сообщений к выступлению на семинаре; подготовка эссе, докладов;
• для формирования умений: написание реферата; подготовка сообщений к выступлению на семинаре; подготовка эссе, докладов.
Для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины «Макроэкономика (продвинутый уровень)» кафедрой подготовлены следующие пособия:
Макроэкономика: методическая разработка деловой игры «Экономическая политика государства» [сост. Илюхин А.А., Зайденберг Е.В.]. Екатеринбург, 2012. [Электр. ресурс].
Макроэкономика: Методические рекомендации и задания по самостоятельной работе [сост. Илюхин А.А., Зайденберг Е.В.]. Екатеринбург, 2012. [Электр. ресурс].
Макроэкономика: сб. заданий для студентов магистратуры, обучающихся по направлению 38.04.01 «Экономика» [сост. Комарова О.В.]. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос.экон. ун-та, 2014. 49 с.
Обоснование затрат времени на самостоятельную работу студентов (СРС)
Суммарный объем часов на СРС составляет ___116_____ часов.
№ п/п | Виды самостоятельной работы | Расчетная трудоемкость СРС по нормам, час. |
Повторение и изучение материала лекций | 0,5 х 8 = 4 | |
Подготовка к практическим занятиям | 0,7х 24 = 16,8 | |
Подготовка к текущему контролю | 2,0 х 12 = 24 | |
Выполнение практических заданий (решение кейсов, сбор информации) | 11,2 | |
Написание эссе (реферата) | ||
Подготовка к экзамену (см. уч. план) | ||
Итого: |
Содержание самостоятельной работы студентов
Тема | Виды работ | Ссылка на методические рекомендации |
1. Введение в макроэкономику | 1.изучение понятийного аппарата темы, лекционного материала, глав рекомендованных учебников и дополнительных источников; 2.выполнение заданий; 3.подготовка к тесту 1 | МРиЗСР: Контрольные вопросы и задания к теме 1 Сб. заданий: Задания и тесты к разделу 1 |
2. Совокупный спрос и совокупное предложение | 1.изучение понятийного аппарата темы, лекционного материала, глав рекомендованных учебников и дополнительных источников; 2.выполнение заданий; 3.подготовка к тесту 2 | МРиЗСР: Контрольные вопросы и задания к теме 2 Сб. заданий: Задания и тесты к разделу 2 |
3. Потребление | 1.изучение понятийного аппарата темы, лекционного материала, глав рекомендованных учебников и дополнительных источников; 2.выполнение заданий; 3.подготовка к тесту 3 | МРиЗСР: Контрольные вопросы и задания к теме 3 Сб. заданий: Задания и тесты к разделу 3 |
4. Инвестиции | 1.изучение понятийного аппарата темы, лекционного материала, глав рекомендованных учебников и дополнительных источников; 2.выполнение заданий; 3.ответы на вопросы | МРиЗСР: Контрольные вопросы и задания к теме 4 Сб. заданий: Задания и тесты к разделу 3 |
5. Спрос на деньги и предложение денег | 1.изучение понятийного аппарата темы, лекционного материала, глав рекомендованных учебников и дополнительных источников; 2.выполнение заданий; 3.подготовка к тесту 5 | МРиЗСР: Контрольные вопросы и задания к теме 5 Сб. заданий: Задания и тесты к разделу 4, кейс 2 |
6. Макроэкономическое равновесие рынка благ и рынка денег: модель IS – LM | 1.изучение понятийного аппарата темы, лекционного материала, глав рекомендованных учебников и дополнительных источников; 2.выполнение заданий; 3.подготовка к тесту 6 | МРиЗСР: Контрольные вопросы и задания к теме 5 Сб. заданий: Задания и тесты к разделу 6 |
7.Государственный бюджет и государственный долг | 1.изучение понятийного аппарата темы, лекционного материала, глав рекомендованных учебников и дополнительных источников; 2.выполнение заданий; 3.подготовка к тесту 7 | МРиЗСР: Контрольные вопросы и задания к теме 7, 8 Сб. заданий: Задания и тесты к разделу 3 |
8.Экономический рост | 1.изучение понятийного аппарата темы, лекционного материала, глав рекомендованных учебников и дополнительных источников; 2.выполнение заданий; 3.подготовка к тесту 8 | МРиЗСР: Контрольные вопросы и задания к теме 9 Сб. заданий: Задания и тесты к разделу 6 |
9.Деловые циклы | 1.изучение понятийного аппарата темы, лекционного материала, глав рекомендованных учебников и дополнительных источников; 2.выполнение заданий; 3.подготовка к тесту 9 | Сб. заданий: кейс 3 |
10.Макроэкономические проблемы инфляции и безработицы | 1.изучение понятийного аппарата темы, лекционного материала, глав рекомендованных учебников и дополнительных источников; 2. подготовка к тесту 10 | МРиЗСР: Контрольные вопросы и задания к теме 10 Сб. заданий: Задания и тесты к разделу 5, кейс 1 |
11.Модель IS-LM-BP | 1.изучение понятийного аппарата темы, лекционного материала, глав рекомендованных учебников и дополнительных источников; 2.выполнение заданий; 3.подготовка к тесту 11 | МРиЗСР: Контрольные вопросы и задания к теме 11 Сб. заданий: Задания и тесты к разделу 7 |
12.Временная несогласованность экономической политики | 1.изучение понятийного аппарата темы, лекционного материала, глав рекомендованных учебников и дополнительных источников; 2.выполнение заданий; 3.подготовка к тесту 12 | МРиЗСР: Контрольные вопросы и задания к теме 12 |
Эссе | Сб. заданий по макроэкономике |
Примерные темы эссе
1. Любая экономическая система нуждается в определенной корректировке с учетом требований времени. (Бок Зи Коу Экономика Японии. Какая она? М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2012. С. 189).
2. Гибель капитализма повлечет за собой исчезновение больших циклов в экономической динамике. (Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры // Избранные сочинения. М.: Экономика, 2013. С. 67).
3. Путем бережливости массы (народа – прим. авт.), все массы и всегда, могут прийти к лучшей жизни. (Кондратьев Н.Д. Бумажные волны // Избранные сочинения. М.: Экономика, 2013. С. 325).
4. Неравенство замедляет экономический рост. (Хелпман Э. Загадка экономического роста: пер.с англ. М.: Изд. Института Гайдара, 2011. С. 145).
5. Депрессию как таковую мы рассматриваем как нормальный процесс, а процесс поглощения и ликвидации, вызванной самим кризисом, — паникой, крахом кредитной системы, эпидемией банкротств — и его следствиями, как отклоняющийся от нормы. (Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер.с англ. М.: Прогресс, 2012. С. 378).
6. Как бы ни сложны были бюджетные проблемы, недопустимо требовать от Центрального банка решений, подрывающих стабильность ценности денег. (Гутник В. Политика хозяйственного порядка в Германии. М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2012. С. 168).
7. Традиционная макроэкономическая политика универсальна и будет иметь позитивный эффект и одинаково срабатывать во всех системах. (Роузфилд С. Сравнительная экономика стран мира: Культура, богатство и власть в XXI веке: пер.с англ. М.: МГИМО, РОССПЭН, 2014. С. 69).
8. Инфляция является несправедливой, а дефляция — стесняющей хозяйственную жизнь. Из двух зол худшим, пожалуй, является дефляция, если оставить в стороне чрезмерную инфляцию, ибо для обедневшего мира вызвать безработицу вреднее, чем разочаровать класс рантье. (Кейнс Дж. М. Трактат о денежной реформе // Избранные произведения: пер.с англ. М.: Экономика, 2013. С.107).
9. Воодушевляя все больше и больше людей начать собственный бизнес, не удастся увеличить экономический рост или создать достаточное количество рабочих мест. (Шейн С. Почему вовлечение населения в предпринимательство — плохая политика? // Современные классики теории предпринимательства. Лауреаты Международной премии за вклад в исследования предпринимательства и малого бизнеса (1996-2010). М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2013. С. 424).
10. Что случится, если отменить правительственную монополию на выпуск денег и возложить решение задачи снабжения населения деньгами на открытую конкуренцию частных предприятий, выпускающих разные денежные единицы. (Хайек Ф. Частные деньги. М.: KOLONNA Publications. Фирма БАКОМ, 2011. С. 26).