Надзор за исполнением законов судебными приставами.




Статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за исполнением законов судебными приставами выделен в отдельное направление. Но закон не устанавливает каких-либо специальных полномочий прокурора как по выявлению нарушений, так и принятию мер реагирования, так что все то, что было изложено выше, вполне применимо и относительно надзора за исполнением законов судебными приставами.

Поскольку функцией судебных приставов-исполнителей является исполнение как судебных актов, так и актов других органов, служба судебных приставов-исполнителей выделена из судебной системы и находится в структуре органов исполнительной власти. Поэтому данное направление надзора имеет свои особенности, на которых необходимо остановиться.

Согласно закону судебные приставы по своим функциям разделены на две категории:

- судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;

- судебные приставы-исполнители.

Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора.

Что касается судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, то предметом надзора прокуратуры является законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава Федеральным законам «О судебных приставах», «Об оружии», инструкции «О порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда» (см. список нормативных актов в конце учебного пособия), а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий. В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел.

Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является:

- надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;

- надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами-исполнителями;

- надзор за соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.

Характерным для деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение - выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации.

В том случае, когда проверка проводится по заявлению гражданина или юридического лица, обжалующего конкретные действия (бездействие) судебного пристава, и нет оснований предполагать наличия других нарушений, возможно ограничиться проверкой изложенных фактов. Хотя, как правило, допускается сразу несколько нарушений закона, о которых сам заявитель может и не подозревать. Поэтому целесообразно проверять выполнение судебным приставом всего комплекса требований, предъявляемых к исполнительному производству.

При плановой или текущей проверке исполнения законодательства в районной (городской) службе судебных приставов необходимо провести тщательную подготовку; о принципах проведения подготовительных мероприятий уже говорилось выше.

Вопросы, которые предстоит выяснить входе проверки, можно разделить на несколько групп:

- соблюдение установленных для исполнительного производства сроков;

- наличие фактов бездеятельности в тех случаях, когда закон требует от судебного исполнителя

совершения активных действий;

- соблюдение законности при наложении взысканий на граждан и должностных лиц;

- иные вопросы деятельности службы судебных приставов.

В зависимости от поступившей в прокуратуру информации целью проверки может быть выяснение и других обстоятельств, необходимых для того, чтобы определить состояние законности в деятельности службы судебных приставов.

Независимо от характера конкретного исполнительного производства необходимо проверить соблюдение судебным приставом следующих установленных законом сроков:

- возбуждения исполнительного производства;

- направления заинтересованным лицам копий постановления о возбуждении исполнительного производства;

- установленных должником для добровольного исполнения;

- совершения исполнительных действий;

- рассмотрения обращений юридических и физических лиц.

Как показывает практика, наиболее распространенным нарушением является несоблюдение сроков возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий.

Проверка порядка совершения исполнительных действий включает в себя проверку следующих моментов:

- выполнение требований закона о принятии к исполнению исполнительного документа;

- соблюдение сроков предъявления исполнительного документа к исполнению;

- соответствие исполнительного документа требованиям закона;

- соблюдение требований закона при возвращении исполнительного документа взыскателю;

- вынесение постановления об окончании исполнительного производств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: