Организация педагогического исследования.




Тема 1.2. Психолого-педагогическое исследование.

Содержание. 1.Понятие и сущность педагогического исследования. Виды исследований. Параметры педагогического исследования. Выбор темы исследования

Количество часов: 1

Цель: формирование знаний о способах представления научной информации в исследовании. Формирование знаний о методологическом аппарате научного исследования, умения формулировать тему исследования.

Способ коммуникации: электронная почта mariahabarova06@gmail.com

Сроки выполнения: 2 неделя семестра

 

Теоретический блок, часть 1.

Понятие и сущность педагогического исследования. Виды исследований. Параметры педагогического исследования.

Прочитайте новый материал в кратком изложении

 

Понятие и сущность педагогического исследования.

Педагогическое исследование – это сознательно организованный процесс и результат научной деятельности, направленный на выявление педагогических проблем и путей их решения, на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

 

Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления. Осуществляется посредством использования различных методов, средств, технологий, приемов и т.д., которые формируют научный аппарат исследования и способствуют успешности всего процесса.

Цель педагогического исследования – изучение закономерностей педагогического процесса, установление причин противоречий процессов воспитания, обучения и развития. Для организации педагогического исследования большое значение имеет разработка методики исследования.

Под методикой исследования понимается комплекс теоретических и эмпирических методов, направленных на всестороннее исследование воспитательно-образовательного процесса. Применение комплекса методов обусловлено тем, что перед исследователем стоит не одна определенная задача, а несколько задач, направленных на изучение проблемы и достижение конечной цели.

Методы педагогического исследования – это способы и приемы, направленные на изучение разнообразных педагогических явлений, получение необходимой научной информации, установление закономерностей и связей. Выделяют следующие виды методов педагогического исследования: теоретические (например, анализ научной литературы, моделирование), эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, опрос, анализ школьной документации) и математические (например, статистические, подсчет данных и др.)[1].

При организации педагогического исследования необходимо придерживаться установленных методологических параметров. Исследование не начинается «с чистого листа»: ему предшествует анализ состояния педагогической практики и научной литературы.

Повторите известный материал.

Педагогически исследования подразделяются на: · фундаментальные. Результат данных исследований представлен в виде обобщенных концепций теоретических и практических достижений в области педагогики. На основании данных результатов предлагаются модели развития педагогических систем в виде прогностических моделей. · Прикладные. Данный вид исследований направлен на изучение отдельных сторон воспитательно-образовательного процесса, его закономерностей развития. · Разработки. Разрабатываются и предлагаются конкретные научно-практические рекомендации, которые учитывают известные теоретические положения в области педагогики. Направлены на совершенствование управлением учебной организацией, создание актуальных и современных учебных программ, методической и учебной литературы и т.д.

 

Организация педагогического исследования.

 

Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, теоретического, экспериментально, прогностического.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

 

Теоретический блок, часть 2.

Выбор темы исследования

Тема очерчивает круг исследовательской работы. Она вытекает из анализа того, что есть в литературе и опыте работы педагогов и, следовательно, предполагает изучение теории и практики. Актуальность выбора темы обосновывается с позиции того, насколько она отвечает общественным запросам, потребностям школьной практики и потребностям науки. Она определяется задачами дальнейшего развития педагогического процесса, с одной стороны, и уровнем развития педагогической науки, с другой. Обоснование темы исследования включает ответы на вопрос: почему новое научное знание, которое предполагается получить, необходимо для практики (чтобы решить проблемную ситуацию), а в педагогической науке отсутствует?

 

Для того чтобы сформулировать тему, необходимо ответить на два вопроса: «что рассматривать?», «где накопились проблемы?» И «как это рассматривать: в каких аспектах, отношениях, связях, функциях?»

Исследователь, признавая существование препятствия (проблемы в педагогической практике), признает одновременно и возможность позитивного влияния на него. Он стремится решить проблему, преобразовать «камень преткновения» при помощи какого-либо его аспекта, который он может изменить в ходе экспериментальной работы, и о чем он получает новое знание.

формирования навыков работы с таблицами у студентов ПК.
Организация самостоятельной работы в программе Google-документы
как средство
1 часть темы Педагогическое действие + предполагаемое средство решения проблемы
слова для связи
2 часть темы Где накопились проблемы  


Примеры.

«Развитие критического мышления старшеклассников в процессе изучения общественных дисциплин».

«Производственная практика студента как средство формирования готовности будущего специалиста к конструктивным взаимоотношениям в педагогическом коллективе школы».

«Возможности программного обеспечения для контроля успеваемости в образовательном учреждении».

Трудно защитить выпускную квалификационную или дипломную работу по широко сформулированной теме, например: «Эстетическое воспитание школьников». Возникает множество вопросов: включает ли тема анализ истории эстетического воспитания? О каком возрасте детей идет речь? Воспитание осуществляется в процессе учебной или внеклассной работы? После уточнения вопросов тема сужается до следующей формулировки: «Воспитание эстетических потребностей учащихся младших классов в процессе изучения родного языка и литературы».

Практический блок.

Задание 1. Скорректируйте темы исследовательских работ.

Исходная тема Скорректированная тема
1. «Система упражнений для навыков чтения».    
2. «Формирование развития навыков культурного поведения в ходе формирования ценностного отношения к национальной культуре у дошкольников».  
3. «Формирование грамматических навыков в школе с помощью коммуникативного метода».    
4. «Видео- и аудиоматериалы на уроках в начальной школе».  
5. «Развитие речи как средство формирования коммуникативной компетенции детей».  

Задание 2 на оценку собственной деятельности.

Напишите тему вашей курсовой работы.

Ответьте на вопросы. Правильно ли сформулирована тема вашей исследовательской работы? Какой из аспектов ясно выражен в формулировке, где накопились проблемы, или что предлагается для ее решения? Или в вашей формулировке представлены оба аспекта?

Внесите изменения, если необходимо.

 

Литература

1. Меретукова З.К. Научно-методологический аппарат педагогических исследований // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodologicheskiy-apparat-pedagogicheskih-issledovaniy (дата обращения: 18.09.2020).

2. Компоненты научного аппарата педагогического исследования https://studme.org/169781/pedagogika/komponenty_nauchnogo_apparata_pedagogicheskogo_issledovaniya

 


[1] Подробно методы педагогического исследования будут изучаться в курсе позднее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: