Тема 1.2. Психолого-педагогическое исследование.
Содержание. 1.Понятие и сущность педагогического исследования. Виды исследований. Параметры педагогического исследования. Выбор темы исследования
Количество часов: 1
Цель: формирование знаний о способах представления научной информации в исследовании. Формирование знаний о методологическом аппарате научного исследования, умения формулировать тему исследования.
Способ коммуникации: электронная почта mariahabarova06@gmail.com
Сроки выполнения: 2 неделя семестра
Теоретический блок, часть 1.
Понятие и сущность педагогического исследования. Виды исследований. Параметры педагогического исследования.
Прочитайте новый материал в кратком изложении
Понятие и сущность педагогического исследования.
Педагогическое исследование – это сознательно организованный процесс и результат научной деятельности, направленный на выявление педагогических проблем и путей их решения, на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. |
Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления. Осуществляется посредством использования различных методов, средств, технологий, приемов и т.д., которые формируют научный аппарат исследования и способствуют успешности всего процесса.
Цель педагогического исследования – изучение закономерностей педагогического процесса, установление причин противоречий процессов воспитания, обучения и развития. Для организации педагогического исследования большое значение имеет разработка методики исследования.
Под методикой исследования понимается комплекс теоретических и эмпирических методов, направленных на всестороннее исследование воспитательно-образовательного процесса. Применение комплекса методов обусловлено тем, что перед исследователем стоит не одна определенная задача, а несколько задач, направленных на изучение проблемы и достижение конечной цели.
Методы педагогического исследования – это способы и приемы, направленные на изучение разнообразных педагогических явлений, получение необходимой научной информации, установление закономерностей и связей. Выделяют следующие виды методов педагогического исследования: теоретические (например, анализ научной литературы, моделирование), эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, опрос, анализ школьной документации) и математические (например, статистические, подсчет данных и др.)[1].
При организации педагогического исследования необходимо придерживаться установленных методологических параметров. Исследование не начинается «с чистого листа»: ему предшествует анализ состояния педагогической практики и научной литературы.
Повторите известный материал.
Педагогически исследования подразделяются на: · фундаментальные. Результат данных исследований представлен в виде обобщенных концепций теоретических и практических достижений в области педагогики. На основании данных результатов предлагаются модели развития педагогических систем в виде прогностических моделей. · Прикладные. Данный вид исследований направлен на изучение отдельных сторон воспитательно-образовательного процесса, его закономерностей развития. · Разработки. Разрабатываются и предлагаются конкретные научно-практические рекомендации, которые учитывают известные теоретические положения в области педагогики. Направлены на совершенствование управлением учебной организацией, создание актуальных и современных учебных программ, методической и учебной литературы и т.д. |
Организация педагогического исследования.
Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, теоретического, экспериментально, прогностического.
Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
Теоретический блок, часть 2.
Выбор темы исследования
Тема очерчивает круг исследовательской работы. Она вытекает из анализа того, что есть в литературе и опыте работы педагогов и, следовательно, предполагает изучение теории и практики. Актуальность выбора темы обосновывается с позиции того, насколько она отвечает общественным запросам, потребностям школьной практики и потребностям науки. Она определяется задачами дальнейшего развития педагогического процесса, с одной стороны, и уровнем развития педагогической науки, с другой. Обоснование темы исследования включает ответы на вопрос: почему новое научное знание, которое предполагается получить, необходимо для практики (чтобы решить проблемную ситуацию), а в педагогической науке отсутствует?
Для того чтобы сформулировать тему, необходимо ответить на два вопроса: «что рассматривать?», «где накопились проблемы?» И «как это рассматривать: в каких аспектах, отношениях, связях, функциях?»
Исследователь, признавая существование препятствия (проблемы в педагогической практике), признает одновременно и возможность позитивного влияния на него. Он стремится решить проблему, преобразовать «камень преткновения» при помощи какого-либо его аспекта, который он может изменить в ходе экспериментальной работы, и о чем он получает новое знание. |
формирования навыков работы с таблицами у студентов ПК. |
Организация самостоятельной работы в программе Google-документы |
как средство |
1 часть темы Педагогическое действие + предполагаемое средство решения проблемы |
слова для связи |
2 часть темы Где накопились проблемы |
Примеры.
«Развитие критического мышления старшеклассников в процессе изучения общественных дисциплин».
«Производственная практика студента как средство формирования готовности будущего специалиста к конструктивным взаимоотношениям в педагогическом коллективе школы».
«Возможности программного обеспечения для контроля успеваемости в образовательном учреждении».
Трудно защитить выпускную квалификационную или дипломную работу по широко сформулированной теме, например: «Эстетическое воспитание школьников». Возникает множество вопросов: включает ли тема анализ истории эстетического воспитания? О каком возрасте детей идет речь? Воспитание осуществляется в процессе учебной или внеклассной работы? После уточнения вопросов тема сужается до следующей формулировки: «Воспитание эстетических потребностей учащихся младших классов в процессе изучения родного языка и литературы».
Практический блок.
Задание 1. Скорректируйте темы исследовательских работ.
Исходная тема | Скорректированная тема |
1. «Система упражнений для навыков чтения». | |
2. «Формирование развития навыков культурного поведения в ходе формирования ценностного отношения к национальной культуре у дошкольников». | |
3. «Формирование грамматических навыков в школе с помощью коммуникативного метода». | |
4. «Видео- и аудиоматериалы на уроках в начальной школе». | |
5. «Развитие речи как средство формирования коммуникативной компетенции детей». |
Задание 2 на оценку собственной деятельности.
Напишите тему вашей курсовой работы.
Ответьте на вопросы. Правильно ли сформулирована тема вашей исследовательской работы? Какой из аспектов ясно выражен в формулировке, где накопились проблемы, или что предлагается для ее решения? Или в вашей формулировке представлены оба аспекта?
Внесите изменения, если необходимо.
Литература
1. Меретукова З.К. Научно-методологический аппарат педагогических исследований // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodologicheskiy-apparat-pedagogicheskih-issledovaniy (дата обращения: 18.09.2020).
2. Компоненты научного аппарата педагогического исследования https://studme.org/169781/pedagogika/komponenty_nauchnogo_apparata_pedagogicheskogo_issledovaniya
[1] Подробно методы педагогического исследования будут изучаться в курсе позднее.