Религиозные войны, Наука в период первой буржуазной революции 1540-1650 годов




Дж. Бернал: рождение современной науки и научная революция

Джон Десмонд Бернал (1901-1971) – английский физик, биохимик и социолог науки. Бернал является основоположником науковедения (науки о науке). Он обращал внимание на закономерности развития науки, отмечая, что важную роль в этом процессе играют социальные факторы. Бернал считается создателем теории научно-технической революции.

«Наука в истории общества» — фундаментальное исследование Бернала. В работе Дж. Бернала предпринята исключительно интересная попытка исследовать историю взаимоотношений между развитием науки и техники и развитием общества от зарождения науки до наших дней. Автором показана возрастающие роль и значение науки в обществе.

Часть IV. Рождение современной науки. Глава 7. Научная революция.

Главная задача настоящей главы состоит в том, чтобы проследить развитие новой науки от критического периода ее рождения и первоначального роста до интеллектуальной ее зрелости. Необходимо прежде всего показать ее связь с новыми общественными силами Возрождения и Реформации, а затем изучить то, как ее достижения определяли технику и формировали идеи в последовав­шее затем новое время. Изменения в научных идеях в этот критический период были действительно важнее изменений в политике и религии, имеющих, как это тогда казалось, всеобъемлющее значение. Это была поистине научная рево­люция, разрушившая все здание интеллектуальных домыслов, унаследованных от греков н канонизированных как исламистскими, так и христианскими теоло­гами, и поставившая на его место совершенно новую систему.

Развитие городов, торговли и промышленности, достигшее к концу средневековья довольно высокого уровня, не соответствовало экономике феодализма. Начал учреждаться новый порядок в экономике и науке. Возрастало производство товарной продукции. Города, где учреждались рынки сбыта окрепли, в них теперь оплата труда деньгами, а не принудительная повинность, определяла форму производства. Капитализм становился ведущим способом производства. В науке преобладал эксперимент и математический анализ, как новый метод естествознания. Изменения в технических приемах вели к науке, которая, в свою очередь – к новым, все более быстрым изменениям в технических приёмах. Протекали техническая, экономическая и социальная революции, как единое общественное явление.

(Научная революция – это вид научной новации, который связан с перестройкой основных научных традиций, с изменением мировоззренческих оснований науки. Традиции непосредственно самих этих мировоззренческих оснований не касаются, они относятся к более поверхностному уровню. Традиции работают внутри науки, а мировоззренческие основания – на границе науки и не науки.)

Для того чтобы понять, как в действительности проходил процесс создания новой науки, Бернал разделил весь период научной революции на три фазы, которые для удобства изложения назвал фазами Возрождения (1440—1540), религиозных войн (1540—1650) и Реставрации (1650—1690). Следует при этом помнить, что они не являются тремя резко отличными друг от друга эпохами, апредставляют собой три фазы единого процесса видоизме­нения науки при переходе от феодальной к капиталистической экономике.

Возрождение (1440 – 1540)

В эту фазу активно развивалось искусство и медицина, навигация и астрономия, появлялись новые знания об окружающей природной среде. Изменение роли техники и технологии, искусство сливается с техническим знанием. Ремесленник – как творец, раньше они ценились меньше. В эпоху Возрождения человек, как бог, человек, как творец. Техники становятся в какой-то мере учеными (теоретика). Техническое и научное знание сливаются.

(По Берналю из хрестоматии, поясняет предыдущий абзац: «Меньше стали заниматься вопросами загробной жизни и больше — жизнью настоящей, причем занятие это нашло свое выражение в быстром росте светских искусств, живописи, поэзии и музыки. В идеале люди живут свободно и мыслят беспокойно; фактически же лишь немногие могли себе это позволить; эта новая жизнь стоила дорого, и платить за нее нужно было наличными. Деньги приобрели невиданное дотоле значение. Есте­ственным следствием этого было изменение отношения к добыванию денег. Все средства хороши, пока они работают, —честное ли производство или ремес­ленничество, предложение нового, прибыльного изобретения; открытие шахты; набег на иноземцев: сужение денег под проценты.

Именно потому, что техники и художники играли существенную роль как в добывании, так и в расходовании денег, ониуже не были теперь столь прези­раемы, как это было в древнеклассическую или средневековую эпоху.

Улучшение положения ремесленников позволило возобновить связь между их традициями и традициями теоретиков, которая была разорвана чуть ли не с начала ранних цивилизаций. И тем и другим предстояло внести важнейший вклад в науку: ремесленники могли дополнить старые технические приемы классической античности новыми изобретениями, появившимися в средние века; теоретики могли сделать свой вклад в области мировоззрения, идей и, быть может больше всего, логических методов доказательства, заимствованных у гре­ков через арабскую и схоластическую философию, а также в разработке новых методов вычисления. Такое соединение этих двух подходов заняло некоторое время и постепенно распространялось, охватывая сначала различные области познания и деятельности. Однако стоило только этим двум составляющим объединиться, как ничто уже не могло бы больше разъединить их.»)

Соответствующими событиями в науке были в первую фазу критика всей картины мира, которая досталась средневековью от классических времен. «В области идей первая фаза научной революции явилась главным образом фазой разрушения» - Бернал. Это выразилось главным образом в отказе Коперника от космологии Аристотеля, ставящей в центр вселенной Землю, и замене ее солярной системой, рассматри­ваемой с вращающейся вокруг Солнца Земли — планеты, подобной всем другим планетам.

«Успехи мореплавателей эпохи Возрождения обеспечили как раз то, что было необходимо — надежную и все возраставшую сферу практического применения научных открытий, — а наибольшая потребность ощущалась в астрономии и навигации, как раз в тех отраслях науки, которые лучше всего сохранились с классических времен и наиболее активно использовались для целей астрологии и составления календарей. Следующим шагом было обеспе­чение прогресса механики — создание новых машин, динамики и развитие артил­лерийского дела. С этого момента будущее науки было гарантировано; она стала необходимостью для осуществления наиболее жизненно важных, активных и выгодных предприятий — торговли и войн. Позднее она смогла распространить сферу своего воздействия на мануфактурную промышленность, земледелие и даже медицину. Всеобъемлющее значение эпохи Возрождения заключалось в том, что она означала первоначальный разрыв с экономикой, политикой и идеями феодального средневековья. Большая часть конструктивной работы была еще впереди, однако возврата назад уже не было. Наука начинала накла­дывать свой отпечаток на историю.»

Религиозные войны, Наука в период первой буржуазной революции 1540-1650 годов

Во вторую фазу критика всей картины мира была умело использована в борьбе против сильной оппозиции Кеплером и Галилеем, азатем перенесена Гарвеем на изу­чение тела человека. Сделать это удалось с помощью новых экспериментальных методов, в то время как в лице Бэкона и Декарта появились первые пророки нового века в науке.

По Берналю из хрестоматии: «Период примерно с 1540 по 1650 год не получил в истории соответствующего наименования. Он был назван периодом контрренессанса, однако такое назва­ние указывает на значительно большую степень реакционности по отношению к предыдущей фазе, чем это действительно имело место. В эту фазу входят контрреформация, наглядным выражением которой явился стиль барокко, религиозные войны, свирепствовавшие последовательно во Франции (1560-1598), Нидерландах (1572-1609) и в Германии (1618-1648), создание Гене­ральных Штатов в Голландии (1576) и Британского содружества наций (1649). Из всех этих событий последние два должны были иметь в конечном счете вели­чайшее значение. Они свидетельствуют о политическом торжестве нового класса — буржуазии в двух странах, где сконцентрировалась большая часть мировой торговли и мануфактурной промышленности.»

В области науки этот период ознаменовался торже­ством нового опытного, экспериментального подхода к явлениям. Началом этого периода следует считать впервые сформулированное Коперником разъяснение солнечной системы, концом же его – утверждение этой системы, невзирая на осуждение церкви – благодаря трудам Галилея. К этому же периоду относится данное Гильбертом в 1600 году определение Земли как магнита и открытие в 1628 году Гарвеем кровообращения. В это же время были впервые применены два величайших изобретения, расширивших возможности наблюдения природы, – телескоп и микроскоп (первое упоминание о нем 1590 г Иоанн Липперсгей).

В техническом отношении это был век неуклонного прогресса – расширение сельского хозяйства, кораблестроения, промышленности.

(По Берналю из хрестоматии: «Ни в отношении введенных в этот период технических новшеств, ни в исполь­зовании науки, промышленный подъем конца XVI и начала XVII веков, полу­чивший название первой промышленной революции, не может сравниться с великой промышленной революцией XVII века. И тем не менее сейчас мы видим, что первая революция была необходимым вступлением к революции XVII века. Прежде чем переход от техники, опирающейся на использование дерева и гидроэнергии, к технике железа и энергии угля стал мыслимым и возможным, переход этот должен был показать свою необходимость. Именно требования, предъявленные первой промышленной революцией к ограничен­ным ресурсам, которые удовлетворяли феодальную экономику средневековья, форсировали поиски новых ресурсов и новых технических приемов. (…)

И именно эти самые требования в конечном счете изменили отношение к новому. Раз прибыль была узаконена и новые методы сулили богатство, но­визны теперь уже не боялись, ее приветствовали. Это было лавочкой, продавав­шей, так сказать, «новые образчики мысли», которым профессор Баттерфилд приписал рождение современной науки. Конец XVI и начало XVII века видели первых представителей из рода прожектеров, позднее названных изобретателями. Они не только говорили, как это делал Роджер Бэкон, о чудес­ных новых машинах, но и предлагали сами сделать их за известное вознагражде­ние, а иногда даже действительно делали.»)

Обоснование солнечной системы

Специалисты-астрономы приветствуют теорию Коперника за ее простоту и как средство, хотя и далеко еще не точное, улучшения астрономических таблиц. Гипотеза эллиптических орбит и оба других закона, с помощью которых Кеплер объяснил скорость движения планеты, обращающейся по своей орбите, не только устранили главное возражение астрономов против гипотезы Коперника, но и нанесли смертельный удар по взглядам Пифагора – Платона, считавших, что небесные светила могли совершать только идеальные, то есть круговые, движения, – взглядам, которых придерживался даже Коперник.

Телескоп. Экспериментальная физика

Галилею удалось сформулировать математическое описание движения тел («Диалогах о двух новых науках», «Диалоге о двух главнейших системах мира»). Галилео начал подвергать сомнению все общепринятые воззрения, нового метода – метода эксперимента. Проведения точных измерений падения тел он использовал в своих опытах как маятник, так и наклонную плоскость. Отличие от экспериментов схоластов XIII столетия – эксперименты были исследовательскими, чем иллюстративными. Тем самым он создал первый определенный образец методов современной физики, которые должны были получить такое исключительно успешное развитие в последующие столетия.

Реставрация (1650-1690)

Наука достигает зрелости. Была создана новая картина мира. Теория упругости, механика Ньютона, мануфактура, развитие химии. Промышленные революции и после них – влияние техники на науку.

По Берналю из хрестоматии: «Третья фаза ознаменовалась торжеством новой науки, ее быстрым ростом и распространением на новые области, а также организацией ее в научные общества. Это век Бойля, Гука и Гюйгенса, век новой математическо–механической философии... Ньютоном «Математических началах натуральной философии», представляющих собой основу, на которой, как чувствовалось, можно было с уверенностью строить остальную науку. Конечные цели уступили место механическим причинам, и иерархическая вселенная средних веков была смещена и заменена другой. Отныне независимые частицы, руководимые незримой конституцией законов природы, могли свободно воздействовать друг на друга. В свою очередь, как показал опыт, знание этих законов дало в руки человека ключ, позволивший ему обуздать силы природы и заставить их служить себе. Возвышенное созерцание уступило место полезной деятельности. Третья фаза научной революции соответственно представляла собой период образования первых хорошо организованных научных обществ — Лондонского королевского общества и Французской Королевской академии, поставивших перед собой задачу сосредоточить свое внимание на главных технических проблемах того времени — накаливания и гидравлики, артиллерий­ского дела и мореплавания, одновременно чуть ли не нарочито избегая общих философских дискуссий. Прогресс науки особенно стимулировали проблемы мореплавания, ибо именно при нахождении их решений в замечательном синтезе Ньютона объединялись два элемента ранней науки — механика и астро­номия.

Отличительной чертой этого периода было экстенсивное исследование, охватывающее всю область природы и созданного человеком, и конструктив­ная теория в тех частях, где могли быть применены математические методы.»

(Примеры для доп. вопросов:

Корпускулярная философия. Гассенди

Демокриту и его атомистическая теория. Внимание к этой проблеме привлек математик и философ, провансальский священник Гассенди (1592–1655). Атомы Гассенди представляли собой частицы, обладающие массой и инерцией, и двигались они в пустоте, существование которой доказали последователи Галилея. Данное им определение атомов чуть ли не дословно такое же, как у Ньютона в его «Оптике», изданной пятьдесят лет спустя.

Микроскоп. «Оптика» Ньютона. Теория цветов, Ньютон

Ньютон приходит на смену Аристотелю. Динамическая вселенная против статической. Созданная Ньютоном теория тяготения и его вклад в астрономию знаменуют последний этап преобразования аристотелевской картины мира, начатого Коперником, Ибо представление о сферах, управляемых перводвигателем или ангелами по приказу бога, Ньютон успешно заменил представлением о механизме, действующем на основании простого естественного закона, который не требует постоянного применения силы и нуждается в божественном вмешательстве только для своего создания и приведения в движение.

Свет как частицы или волны. Гюйгенс

Исследуя оптические явления, Ньютон – у света атомистическое строение материи. Другие явления, порождающие цвет, приводили к иному выводу. Гримальди (1618 – 1663) задолго до Ньютона изучал цвета, обнаруживаемые по краям теней, в частности по краям узких щелей или волос. Он также обнаружил, что при прохождении вблизи какого-либо предмета лучи света были не абсолютно прямыми, а слегка изогнутыми – дифрагированными. Он приписал оба эти явления волновым колебаниям. Гюйгенс развил эту идею математически и показал, каким образом волновая теория света объясняет как диффракцню, так и цвета тонких пластинок.)

Оглядываясь назад, на эпическое развитие новой науки в XV, XVI и XVII веках, нам с наших позиций сейчас легче увидеть, почему рождение науки произошло именно в данное время и именно в данном месте. Рождение науки следует сразу же за рождением капитализма. В науке, так же как и в политике, разрыв с традицией означал освобождение человече­ской изобретательности и проникновение ее в скрытые от нее до тех пор области.

И все же, несмотря на все разнообразие областей исследования, наука XVII века имела определяющее ее единство, опиравшееся на троякую основу: единство лиц, идей и применения. Прежде всего, ученый XVII столетия был в состоянии охватить все отрасли известной в то время науки и создать в них оригинальные труды.

Во-вторых, определяющее единство науки порождалось руководящей идеей и методом работы, который являлся, по существу, математическим.

Третьим и наиболее характерным унифицирующим принципом новой науки был интерес ученых к важным техническим проблемам того времени.

К 1690 году наука определенно сформировалась. Она приобрела огромный авторитет, по крайней мере, в высших кругах общества того времени.

 

(Было во флаге, но относится к части V «Наука и промышленность», возможно для доп. вопросов:

Промышленная революция

Бернал выделяет 4 фазы:

1 Переходная (латентная) 1690-1760;

2 Революционная (1760-1830); (период французской революции)

3 Зенит капитализма (1830-1870);

4 Начало современного империализма, в науке – переходный период к революции 20 века (1870-1875).

Основные тезисы:

· Знание законов природы дало человеку ключ к ее обузданию и подчинению.

· Изменения в технических приемах вели к науке, а наука – к новым, все более быстрым изменениям в технических приемах.

· Благодаря науке в революции кроется возможность безграничного прогресса.

· Рождение науки следует сразу после рождения капитализма.

· Капитализм сделал науку возможной, наука делает капитализм ненужным.

· Капитализм – лишь этап развития, наука – постоянное приобретение человечества.

· Первая революция (научная) – прорыв в сфере понимания, вторая (промышленная) – в сфере практики.

· Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: