Роды и жанры литературы.




По ряду сходных признаков произведения устного народного творчества и литературы могут быть разделены на 3 основных рода: эпос, лирику, драму.

I. ЭПОС –

повествовательная литература. Эпические произведения делятся на жанры.

1. Сказка — произведение устного народного творчества, повествующее о фантастических вымышленных событиях. Сюжеты народных сказок обычно основаны на мифологических представлениях. Герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), как правило, обладают волшебной силой или пользуются помощью магических существ (старичок-лесовичок, Баба-Яга) или предметов (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы); сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. По образцу народных сказок создавались и литературные сказки.

2. Былина — русская народная героико-эпическая песнь-сказание. Возникли былины вXI-XVI вв., повествуют о богатырях - защитниках родины; отражают нравственные идеалы народа (Былины об Илье Муромце); произведения русской народной поэзии о героических событиях, богатырях и народных героях.

3. Басня — небольшое произведение аллегорического (иносказательного) характера, на­писанное с обличительными и нравоучительными целями. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Обычно басня представляет собой маленькую сценку, в которой изображается какое-либо событие или развертывает спор между действующими лицами. В начале или конце басни содержится краткая «мораль». В России наиболее известны басни И.А.Крылова («Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»); небольшое повествовательное произведение аллегорического (инос­казательного) характера с прямо сформулированным моральном выводом.

4. Рассказ — прозаическое произведение, в котором повествуется об одном событии, составляющем отдельный (обычно важный, характерный) эпизод из жизни героя. Объем рассказа и количество персонажей невелики (В.Г.Распутин «Уроки французского»); небольшое произведение, посвященное отдельному событию в жизни человека. В таком кратком эпизоде из жизни человека автор раскрывает существенные типические черты жизни; малый прозаический жанр, представляющий один, реже — не­сколько эпизодов из жизни героя или ограниченного круга действующих лиц.

5. Повесть — эпическое произведение по своему объёму, по количеству действующих лиц и изображаемых событий больше рассказа, но меньше романа. Чаще всего содержание повести составляет история одной человеческой жизни, связанная с судьбами других людей (И.С.Тургенев «Ася»); в повести изображается ряд событий, освещающих целый период жизни чело­века. В древнерусской литературе повестью называли всякое повествование о событиях исторической или частной жизни; прозаический жанр, для которого характерны достаточно развернутый событийный ряд, представляющий в действии нескольких персонажей, развитие действия на более или менее значительном отрезке времени, позволяющем раскрыть психологический мир героя.

6. Роман — эпическое произведение, охватывающее широкий круг явлений частной и общественной жизни и раскрывающее историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порой — целых поколений людей. Имеет несколько сюжетных линий, позволяет, передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни (Л.Н.Толстой «Война и мир»); отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, по­казанных в развитии. В событиях, изображенных в романе, обычно принимают участие много действующих лиц, судьбы и интересы которых переплетаются; крупный повествовательный жанр, в котором повествование со­средоточено на формировании и развитии личности в ее отношениях с окру­жающим миром. Роман предполагает изображение многочисленных событий, большого количества персонажей, широкой картины объективного мира.

7. Новелла — разновидность рассказа, небольшое прозаическое, произведение, отли­чающееся строгость сюжета и композиции, отсутствием описательности, необыденностью события, элементами символики; отличается четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки; малый прозаический жанр, отличающийся динамичным, стре­мительно и часто парадоксально развивающимся сюжетом. В центре сюжета новеллы — неординарная ситуация, игра случая, неожиданный поворот в судьбе героя.

8. Миф — предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества, в мифах рассказывается о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев. (Мифы Древней Греции); повествование о деяниях богов, героев, демонов, духов и проч. Цель мифа — объяснить человеку его место в мире, его связь с высшими силами, показать священный характер мироздания, в этом его отличие от сказки, легенды.

9. Притча — небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, алле­горической форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи обычно более глубокий.

10. Эссе — жанр литературно-критической, художественной, публицистической ли­тературы, сочетающий индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто па­радоксальным изложением, ориентированные на разговорную речь («Дневник писателя» Ф.М.Достоевского).

11. Памфлет — небольшое литературное произведение обличительного характера, разоблачающее, часто в сатирической форме, доступной широким массам, отрицательные черты общественного строя, порочное поведение отдельных лиц, преступную деятельность учреждений и т. п. (Памфлетом являются сатирические очерки А.М.Горького «В Америке».)

12. Очерк – Изображаются события, реально происходившие в жизни, участники которых существовали в действительности.

13. Роман-эпопея – Роман, освещающий особенно сложный и богатый жизненный материал, охва­тывающий целую эпоху; масштабное эпическое произведение, сочетающее изоб­ражение объективно-исторических событий (чаще всего героического характера) и повседневной жизни частного человека.

14. Фэнтэзи — жанр сказочно-фантастической прозы, предполагающий изоб­ражение воображаемого («параллельного») мира. Заведомо невозможные («сказочные», условные) персонажи и ситуации описываются в произве­дениях этого жанра в объективно-эпической манере.

15. Эпопея — масштабное эпическое произведение, изображающее события, представляющие общенациональный исторический интерес.

II. ЛИРИКА –

один из 3-х родов художественной литературы (наряду с эпо­сом и драмой).

Рисует отдельные состояния души человека в определенные моменты жизни,

отражает собственное «я» поэта. Охватывает множество жанров.

1. Стихотворение — лирическое произведение, написанное в согласии с законами стихотворной речи; небольшое произведение, созданное по законам поэтической речи.

2. Песня — одна из самых древних форм лирической поэзии, стихотворение, пред­назначенное для пения, состоящее обычно из нескольких строф — куплетов, часто с рефреном – припевом. (Песни М.В.Исаковского, А.А.Суркова, В.С.Высоцкого); стихотворение, предназначенное для пения.

3. Романс — небольшая музыкальная пьеса для пения. Так называют также небольшое певучее лирическое стихотворение, обычно посвященное мимолетным настроениям, любовным переживаниям и т. п. (И.С.Тургенев «Утро туманное, утро седое»).

4. Сонет — стихотворение из 14 строк. Возник в XIII веке в Италии, особенно популярен в поэзии эпохи Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. (Наиболее известными поэтами, писавшими сонеты, были в Италии: Данте, Петрарка, в Англии — Шекспир, в России: В.А.Жуковский, А.С.Пушкин).

5. Элегия — один из видов лирической поэзии, появился в древней Греции. Стихотворение, пронизанное грустью. Жанр элегии был популярным в западноевропейской и русской лирике XVIII—XIX в. (В русской литературе элегии писали В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и др.); стихотворение-философское раздумье о жизни, любви, природе, течении времени; лирическое стихотворение медитативного характера, чаще все­го — лирический монолог, содержанием которого является неспешное философское размышление, грустное раздумье, тоска по прошлому.

6. Ода — стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или значительного, торжественного события. (Оды в России писали в XVIII в. М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, в советской поэзии В.В.Маяковский «Ода революции»); стихотворение восторженного характера в честь какого-либо значительного лица или события; торжественное, патетическое произведение, прославляющее бога, отечество, монарха, выдающихся государственных лиц и их деяния.

7. Стихотворение в прозе — небольшое произведение лирического характера, написанное прозой, приближающейся по эмоциональности речи и своеобразию ритма к стихотворной речи. (И. С. Тургенев «Воробей», «Русский язык», «Как хороший, как свежи были розы» и др.)

8. Лиро-эпический жанр —жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования: с лиризмом, эмоциональностью (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», А.Т.Твардовский «Василий Теркин»). К лиро-эпическим жанрам относятся также дума, баллада, поэма.

9. Дума — украинская народная песня об исторических событиях и народных героях. Думы возникли в XVI—XVII в. (К.Ф.Рылеев, А.В.Кольцов, М.Ю.Лермонтов).

10. Баллада — небольшое стихотворение с завершенным сюжетом фантастического или героического характера. (В.А.Жуковский «Светлана», А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»); небольшое сюжетное стихотворение исторического, героичес­кого или фантастического (мистического) содержания.

11. Поэма — большое стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Поэма от­личается особенным субъективно заинтересованным отношением автора к событиям и героям. Нередко в поэме изображаются судьбы людей с возвышенными, сильными ха­рактерами, сложные картины жизни. (А.С.Пушкин «Полтава», М.Ю.Лермонтов «Мцыри», Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»); крупное сюжетное стихотворное (реже — прозаическое) произ­ведение, воспроизводящее интимный мир человека и объективную дей­ствительность в их соотнесенности.

12. Послание – Лирическое произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам; лирическое произведение в форме письма к реальному или вымышленному лицу (группе лиц).

13. Эпиграмма – Краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо; небольшое сатирическое стихотворение, чаще всего обра­щенное против конкретного лица.

14. Стансы — элегическое стихотворение, написанное обычно четверостиши­ями, каждое из которых выражает законченную мысль и, отделяется от следующего интонационно (паузой) и пунктуационно (точкой).

III. ДРАМА —

один из 3-х основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и эпосом).Драматические произведения имеют ряд особенностей: в них отсутствует авторское повествование, характеры героев раскрываются через речь героев, их поступки.

1. Драма — литературный жанр, в основе которого лежит сложный и серьезный конфликт, напряженная борьба между действующими лицами. (К.Тренев «Любовь Яровая», М.Горький «На дне», А.Островский «Бесприданница» и др.); всякое произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без ав­торской речи. Произведение, которое изображает сложный и серьезный конфликт, напряжен­ную борьбу между действующими лицами; (в узком смысле слова) — пьеса с острым конфликтом, который обращен к сфере частной жизни человека, потенциально разрешим и за­трагивает прежде всего отношения человека со средой.

2. Комедия — один из драматических жанров, в котором отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое» явление, пародируются смешные черты человеческого характера. Комедия возникла в древней Греции. (Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве», Н.В.Гоголь «Ревизор»); произведение, в котором отражается смешное и несообразное в жизни, осмеи­вается какое-либо нездоровое общественное или бытовое явление, смешные черты человеческого характера; жанр, в котором характеры и действие представлены в смеш­ных формах, рассчитаны на создание комического эффекта. Комедия пред­полагает осмеяние недолжного, не соответствующего норме (идеалу).

3. Трагедия — один из драматических жанров, в котором характер героя раскрывается в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, нередко о брек ающей его на гибель. Трагедия — один из самых древних жанров. Она возникла в древней Греции. До наших дней сохранились древнегреческие трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида. Всемирную известность приобрели трагедии Вильяма Шекспира («Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Гамлет» и др.). К жанру трагедии обращались и многие русские авторы, например А.С.Пушкин (трагедия «Борис Годунов», маленькие трагедии: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь»); в этом произведении характер героя раскрывается в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель; драматический жанр, в основе которого лежит особо напря­женный, непримиримый, неразрешимый конфликт, таящий в себе катаст­рофические последствия и чаще всего завершающийся гибелью героя или его жизненных ценностей.

4. Мистерия – Средневековая драма, исполнявшаяся на латинском языке первоначально в ка­толических церквах, а позже как народное зрелище. Ее содержанием являлись инсценировки какой-либо церковной легенды с интермедиями.

5. Мелодрама – Драма, действующие лица которой резко делятся на добродетельных героев и отъявленных злодеев. Имеют необычайную судьбу, наделены исключительны­ми чувствами, попадают в неправдоподобные острые положения, которые за­канчиваются благополучно. По законам жанра добродетельные герои после многих превратностей судьбы всегда одерживают победу.

6. Фарс – Веселая комедия бытового содержания.

7. Водевиль – Небольшая шутливая театральная пьеса с куплетами и танцами, одноактная ве­селая комедия.

8. Трагикомедия – Совмещает в себе черты трагедии и комедии.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ — литературное произведение, отличительной чертой которого является изображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.

 

Ход событий в произведении определяют:
композиция конфликт сюжет фабула
Построение произ­ведения, располо­жение его состав­ных частей, порядок изложения событий; взаимное расположение и соотнесенность элементов лите­ратурного текста, т. е. построение художественного произведения. Разногласие, столкнове­ние, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произ­ведении; противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении характерами, характером и обстоятельства­ми, различными сторонами характера. Ряд связанных между собой и последовательно развиваю­щихся жизненных событий, составляющих непосредст­венное содержание эпическо­го произведения; ход событий в той последовательности, в которой их излагает автор в литературном произведении и воспринимает читатель; совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения. В сюжете отражаются характерные для жизни столкновения и противоречия, взаимоотношения людей и отношение к ним писателя.   Последовательное изложе­ние событий и происше­ствий (в хронологической последовательности), изо­браженных в художествен­ном произведении; цепь событий, составляющих сюжет, в их хронологической последовательности; цепь событий, составляющих сюжет, в их причинно-временной последовательности. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним. (Например, в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова фабульная последовательность глав следующая: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч». Но автор выстроил сюжет в иной последовательности — в целях углубления психологического анализа характера Печорина.)
Одно из основных средств, при помо­щи которого писа­тель характеризует действующих лиц. Конфликт может быть как внешним (герой и обстоя­тельства), так и внутрен­ним (герой борется со своими недостатками). В сюжете отражаются харак­терные для жизни столкнове­ния и противоречия, взаимо­отношения людей и оценка, отношение к ним писателя. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и рас­ходиться с ним.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: