По ряду сходных признаков произведения устного народного творчества и литературы могут быть разделены на 3 основных рода: эпос, лирику, драму.
I. ЭПОС –
повествовательная литература. Эпические произведения делятся на жанры.
1. Сказка — произведение устного народного творчества, повествующее о фантастических вымышленных событиях. Сюжеты народных сказок обычно основаны на мифологических представлениях. Герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), как правило, обладают волшебной силой или пользуются помощью магических существ (старичок-лесовичок, Баба-Яга) или предметов (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы); сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. По образцу народных сказок создавались и литературные сказки.
2. Былина — русская народная героико-эпическая песнь-сказание. Возникли былины вXI-XVI вв., повествуют о богатырях - защитниках родины; отражают нравственные идеалы народа (Былины об Илье Муромце); произведения русской народной поэзии о героических событиях, богатырях и народных героях.
3. Басня — небольшое произведение аллегорического (иносказательного) характера, написанное с обличительными и нравоучительными целями. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Обычно басня представляет собой маленькую сценку, в которой изображается какое-либо событие или развертывает спор между действующими лицами. В начале или конце басни содержится краткая «мораль». В России наиболее известны басни И.А.Крылова («Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»); небольшое повествовательное произведение аллегорического (иносказательного) характера с прямо сформулированным моральном выводом.
4. Рассказ — прозаическое произведение, в котором повествуется об одном событии, составляющем отдельный (обычно важный, характерный) эпизод из жизни героя. Объем рассказа и количество персонажей невелики (В.Г.Распутин «Уроки французского»); небольшое произведение, посвященное отдельному событию в жизни человека. В таком кратком эпизоде из жизни человека автор раскрывает существенные типические черты жизни; малый прозаический жанр, представляющий один, реже — несколько эпизодов из жизни героя или ограниченного круга действующих лиц.
5. Повесть — эпическое произведение по своему объёму, по количеству действующих лиц и изображаемых событий больше рассказа, но меньше романа. Чаще всего содержание повести составляет история одной человеческой жизни, связанная с судьбами других людей (И.С.Тургенев «Ася»); в повести изображается ряд событий, освещающих целый период жизни человека. В древнерусской литературе повестью называли всякое повествование о событиях исторической или частной жизни; прозаический жанр, для которого характерны достаточно развернутый событийный ряд, представляющий в действии нескольких персонажей, развитие действия на более или менее значительном отрезке времени, позволяющем раскрыть психологический мир героя.
6. Роман — эпическое произведение, охватывающее широкий круг явлений частной и общественной жизни и раскрывающее историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порой — целых поколений людей. Имеет несколько сюжетных линий, позволяет, передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни (Л.Н.Толстой «Война и мир»); отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в развитии. В событиях, изображенных в романе, обычно принимают участие много действующих лиц, судьбы и интересы которых переплетаются; крупный повествовательный жанр, в котором повествование сосредоточено на формировании и развитии личности в ее отношениях с окружающим миром. Роман предполагает изображение многочисленных событий, большого количества персонажей, широкой картины объективного мира.
7. Новелла — разновидность рассказа, небольшое прозаическое, произведение, отличающееся строгость сюжета и композиции, отсутствием описательности, необыденностью события, элементами символики; отличается четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки; малый прозаический жанр, отличающийся динамичным, стремительно и часто парадоксально развивающимся сюжетом. В центре сюжета новеллы — неординарная ситуация, игра случая, неожиданный поворот в судьбе героя.
8. Миф — предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества, в мифах рассказывается о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев. (Мифы Древней Греции); повествование о деяниях богов, героев, демонов, духов и проч. Цель мифа — объяснить человеку его место в мире, его связь с высшими силами, показать священный характер мироздания, в этом его отличие от сказки, легенды.
9. Притча — небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи обычно более глубокий.
10. Эссе — жанр литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированные на разговорную речь («Дневник писателя» Ф.М.Достоевского).
11. Памфлет — небольшое литературное произведение обличительного характера, разоблачающее, часто в сатирической форме, доступной широким массам, отрицательные черты общественного строя, порочное поведение отдельных лиц, преступную деятельность учреждений и т. п. (Памфлетом являются сатирические очерки А.М.Горького «В Америке».)
12. Очерк – Изображаются события, реально происходившие в жизни, участники которых существовали в действительности.
13. Роман-эпопея – Роман, освещающий особенно сложный и богатый жизненный материал, охватывающий целую эпоху; масштабное эпическое произведение, сочетающее изображение объективно-исторических событий (чаще всего героического характера) и повседневной жизни частного человека.
14. Фэнтэзи — жанр сказочно-фантастической прозы, предполагающий изображение воображаемого («параллельного») мира. Заведомо невозможные («сказочные», условные) персонажи и ситуации описываются в произведениях этого жанра в объективно-эпической манере.
15. Эпопея — масштабное эпическое произведение, изображающее события, представляющие общенациональный исторический интерес.
II. ЛИРИКА –
один из 3-х родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой).
Рисует отдельные состояния души человека в определенные моменты жизни,
отражает собственное «я» поэта. Охватывает множество жанров.
1. Стихотворение — лирическое произведение, написанное в согласии с законами стихотворной речи; небольшое произведение, созданное по законам поэтической речи.
2. Песня — одна из самых древних форм лирической поэзии, стихотворение, предназначенное для пения, состоящее обычно из нескольких строф — куплетов, часто с рефреном – припевом. (Песни М.В.Исаковского, А.А.Суркова, В.С.Высоцкого); стихотворение, предназначенное для пения.
3. Романс — небольшая музыкальная пьеса для пения. Так называют также небольшое певучее лирическое стихотворение, обычно посвященное мимолетным настроениям, любовным переживаниям и т. п. (И.С.Тургенев «Утро туманное, утро седое»).
4. Сонет — стихотворение из 14 строк. Возник в XIII веке в Италии, особенно популярен в поэзии эпохи Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. (Наиболее известными поэтами, писавшими сонеты, были в Италии: Данте, Петрарка, в Англии — Шекспир, в России: В.А.Жуковский, А.С.Пушкин).
5. Элегия — один из видов лирической поэзии, появился в древней Греции. Стихотворение, пронизанное грустью. Жанр элегии был популярным в западноевропейской и русской лирике XVIII—XIX в. (В русской литературе элегии писали В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и др.); стихотворение-философское раздумье о жизни, любви, природе, течении времени; лирическое стихотворение медитативного характера, чаще всего — лирический монолог, содержанием которого является неспешное философское размышление, грустное раздумье, тоска по прошлому.
6. Ода — стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или значительного, торжественного события. (Оды в России писали в XVIII в. М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, в советской поэзии В.В.Маяковский «Ода революции»); стихотворение восторженного характера в честь какого-либо значительного лица или события; торжественное, патетическое произведение, прославляющее бога, отечество, монарха, выдающихся государственных лиц и их деяния.
7. Стихотворение в прозе — небольшое произведение лирического характера, написанное прозой, приближающейся по эмоциональности речи и своеобразию ритма к стихотворной речи. (И. С. Тургенев «Воробей», «Русский язык», «Как хороший, как свежи были розы» и др.)
8. Лиро-эпический жанр —жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования: с лиризмом, эмоциональностью (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», А.Т.Твардовский «Василий Теркин»). К лиро-эпическим жанрам относятся также дума, баллада, поэма.
9. Дума — украинская народная песня об исторических событиях и народных героях. Думы возникли в XVI—XVII в. (К.Ф.Рылеев, А.В.Кольцов, М.Ю.Лермонтов).
10. Баллада — небольшое стихотворение с завершенным сюжетом фантастического или героического характера. (В.А.Жуковский «Светлана», А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»); небольшое сюжетное стихотворение исторического, героического или фантастического (мистического) содержания.
11. Поэма — большое стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Поэма отличается особенным субъективно заинтересованным отношением автора к событиям и героям. Нередко в поэме изображаются судьбы людей с возвышенными, сильными характерами, сложные картины жизни. (А.С.Пушкин «Полтава», М.Ю.Лермонтов «Мцыри», Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»); крупное сюжетное стихотворное (реже — прозаическое) произведение, воспроизводящее интимный мир человека и объективную действительность в их соотнесенности.
12. Послание – Лирическое произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам; лирическое произведение в форме письма к реальному или вымышленному лицу (группе лиц).
13. Эпиграмма – Краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо; небольшое сатирическое стихотворение, чаще всего обращенное против конкретного лица.
14. Стансы — элегическое стихотворение, написанное обычно четверостишиями, каждое из которых выражает законченную мысль и, отделяется от следующего интонационно (паузой) и пунктуационно (точкой).
III. ДРАМА —
один из 3-х основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и эпосом).Драматические произведения имеют ряд особенностей: в них отсутствует авторское повествование, характеры героев раскрываются через речь героев, их поступки.
1. Драма — литературный жанр, в основе которого лежит сложный и серьезный конфликт, напряженная борьба между действующими лицами. (К.Тренев «Любовь Яровая», М.Горький «На дне», А.Островский «Бесприданница» и др.); всякое произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи. Произведение, которое изображает сложный и серьезный конфликт, напряженную борьбу между действующими лицами; (в узком смысле слова) — пьеса с острым конфликтом, который обращен к сфере частной жизни человека, потенциально разрешим и затрагивает прежде всего отношения человека со средой.
2. Комедия — один из драматических жанров, в котором отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое» явление, пародируются смешные черты человеческого характера. Комедия возникла в древней Греции. (Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве», Н.В.Гоголь «Ревизор»); произведение, в котором отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое явление, смешные черты человеческого характера; жанр, в котором характеры и действие представлены в смешных формах, рассчитаны на создание комического эффекта. Комедия предполагает осмеяние недолжного, не соответствующего норме (идеалу).
3. Трагедия — один из драматических жанров, в котором характер героя раскрывается в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, нередко о брек ающей его на гибель. Трагедия — один из самых древних жанров. Она возникла в древней Греции. До наших дней сохранились древнегреческие трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида. Всемирную известность приобрели трагедии Вильяма Шекспира («Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Гамлет» и др.). К жанру трагедии обращались и многие русские авторы, например А.С.Пушкин (трагедия «Борис Годунов», маленькие трагедии: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь»); в этом произведении характер героя раскрывается в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель; драматический жанр, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый, неразрешимый конфликт, таящий в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающийся гибелью героя или его жизненных ценностей.
4. Мистерия – Средневековая драма, исполнявшаяся на латинском языке первоначально в католических церквах, а позже как народное зрелище. Ее содержанием являлись инсценировки какой-либо церковной легенды с интермедиями.
5. Мелодрама – Драма, действующие лица которой резко делятся на добродетельных героев и отъявленных злодеев. Имеют необычайную судьбу, наделены исключительными чувствами, попадают в неправдоподобные острые положения, которые заканчиваются благополучно. По законам жанра добродетельные герои после многих превратностей судьбы всегда одерживают победу.
6. Фарс – Веселая комедия бытового содержания.
7. Водевиль – Небольшая шутливая театральная пьеса с куплетами и танцами, одноактная веселая комедия.
8. Трагикомедия – Совмещает в себе черты трагедии и комедии.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ — литературное произведение, отличительной чертой которого является изображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.
Ход событий в произведении определяют: | |||
композиция | конфликт | сюжет | фабула |
Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий; взаимное расположение и соотнесенность элементов литературного текста, т. е. построение художественного произведения. | Разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении; противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. | Ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпического произведения; ход событий в той последовательности, в которой их излагает автор в литературном произведении и воспринимает читатель; совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения. В сюжете отражаются характерные для жизни столкновения и противоречия, взаимоотношения людей и отношение к ним писателя. | Последовательное изложение событий и происшествий (в хронологической последовательности), изображенных в художественном произведении; цепь событий, составляющих сюжет, в их хронологической последовательности; цепь событий, составляющих сюжет, в их причинно-временной последовательности. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним. (Например, в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова фабульная последовательность глав следующая: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч». Но автор выстроил сюжет в иной последовательности — в целях углубления психологического анализа характера Печорина.) |
Одно из основных средств, при помощи которого писатель характеризует действующих лиц. | Конфликт может быть как внешним (герой и обстоятельства), так и внутренним (герой борется со своими недостатками). | В сюжете отражаются характерные для жизни столкновения и противоречия, взаимоотношения людей и оценка, отношение к ним писателя. | Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним. |