Тема: Композиция пейзажа. Эпический пейзаж «Поздняя осень» в технике акварель




Задание:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом, законспектировать самые главные исторические моменты возникновения и развития жанра, художников и их работы.

2. Выполнить практическую работу по изображению эпического пейзажа, раскрывающего красоту русской природы на тему «Поздняя осень». Формат А х 3. Для выполнения использовать технику акварель комбинированные приёмы (по- сырому, многослойная акварель(лессировка), однослойная по- сухому). В работе использовать приглушённый колорит оттенков, в тоже время прозрачных и лёгких.

3. Рассмотрите варианты предложенных акварельных композиций пейзажа. Можно выбрать из предложенных или подобрать свой вариант.

(фото ниже по тексту)

 

Пейзаж в русском и советском искусстве живописи

Семён Щедрин. «Вид на Гатчинский дворец с серебряного озера». 1798

В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце XVIII века. Его основоположником принято считать Семёна Щедрина (1745—1804). Пейзажные произведения Щедрина построены на стилистических канонах классицизма (использование кулис в композиции, трёхплановое распределение цвета, заглаженная фактура письма). В их пока ещё условной красоте они, тем не менее, значительно отличаются от существовавших до того «живописных видов» городов и достопримечательных мест своей художественно-эмоциональной выразительностью. Она разнообразно достигается глубиной и ширью далей, контрастами между крупными массами первого плана и открывающимися за ними зелёно-голубыми просторами, что в целом придаёт его пейзажам впечатляющую воздушность.

Алексей Венецианов. «Спящий пастушок». 1823

Другими пионерами этого жанра стали художники Фёдор Матвеев (1758—1826), Фёдор Алексеев (1753/55-1824) и другие художники, как и Щедрин, прошедшие обучение академической живописи в Западной Европе.

Классицизм продолжал занимать главенствующее положение в русском искусстве пейзажной живописи и в начале XIX века. Продолжают работать Матвеев (героические ландшафты) и Алексеев (элегические виды Петербурга и Москвы), городские виды привлекают и Андрея Мартынова (1768—1826).

Это направление, однако, постепенно всё более вытеснялось романтизмом. Здесь следует отметить Сильвестра Щедрина (1791—1830), Василия Садовникова (1800—1879), Михаила Лебедева (1811—1837), Григория Сороку (1823—1864), и, конечно, Алексея Венецианова (1780—1847), одним из первых показавшего очарование неяркой природы Среднерусской полосы.

Искусство русской пейзажной живописи второй половины XIX века сложилось чрезвычайно разнообразным по художественным направлением. По-прежнему широко создавались пейзажные произведения в духе романтизма такими мастерами, как Максим Воробьёв (1787—1855) и его ученики: братья Григорий (1802—1865) и Никанор (1805—1879) Чернецовы, Иван Айвазовский (1817—1900), Лев Лагорио (1826—1905), Алексей Боголюбов (1824—1896).

В жанре пейзажа работали также Пётр Суходольский (1835—1903), Владимир Орловский (1842—1914), Ефим Волков (1844—1920) и другие живописцы этого времени.

·

Николай Ге. «Сорренто». 1869

 

· Фёдор Васильев. «Мокрый луг». 1872

 

· Иван Айвазовский. «Радуга». 1873

 

·

Василий Поленов. «Бабушкин сад». 1878

 

·

Валентин Серов. «Открытое окно. Сирень. Этюд». 1886

 

·

Николай Дубовской. «Притихло». 1890

 

·

Иван Шишкин. «Дождь в дубовом лесу». 1891

Повествовательно-конкретные художественные тенденции нашли яркое отражение в творчестве многих живописцев, в первую очередь — Ивана Шишкина (1832—1898), сказочно-поэтические — в творчестве Виктора Васнецова (1848—1926), эмоционально-драматические — в произведениях ещё одного классика русской пейзажной живописи Фёдора Васильева (1850—1873) и других, менее известных мастеров — к примеру, Льва Каменева (1833/34-1886). Эпическим пейзажем приобрёл известность Михаил Клодт (1832—1902).

Некоторые живописцы были увлечены исканиями обобщённого образа, красочностью и декоративностью пейзажа — Виктор Борисов-Муса́тов (1870—1905), Михаил Вру́бель (1856—1910), Борис Кустодиев (1878—1927) и др.

Алексей Саврасов. «Грачи прилетели». 1871

Примерно с середины XIX века в русской пейзажной живописи окончательно утвердился пленэр. В дальнейшей эволюции пейзажа важнейшую роль сыграл импрессионизм, оказавший влияние на творчество почти всех серьёзных живописцев России. Тогда же сформировалась и особая эстетическая концепция восприятия и отображения природы — лирический пейзаж.

Исаак Левитан. «Озеро». 1899—1900. Последнее крупное произведение Левитана. Осталось неоконченным

Алексей Саврасов (1830—1897), ставший основоположником этого направления пейзажной живописи, сумел показать ненарочитую красоту и тонкий лиризм неброской русской природы. Ёе широту и мощь отобразил Михаил Нестеров (1862—1942). Архипа Куи́нджи (1841—1910) привлекала живописная игра света и воздуха.

Подлинных вершин русская пейзажная живопись XIX века достигла в творчестве Исаака Левитана (1860—1900), ученика Саврасова. Левитан — мастер спокойных, однако пронзительно-щемящих «пейзажей настроения». Многие его шедевры изображают виды Плёса на верхней Волге.

Значительный вклад высочайших достижений в уникальное по своей многогранности и общественной значимости развитие русского пейзажа XIX века внесли также Василий Поленов (1844—1927), Константин Коровин (1861—1939), Илья Репин (1844—1930), Николай Ге (1831—1894), Валентин Серов (1865—1911), Кириа́к Коста́нди (1852—1921), Николай Дубовской (1859—1918) и др.

Сложной оказалась впоследствии судьба «русского импрессионизма». Обозначившееся в 30-е годы и набравшее долговременную инерцию отрицательное отношение к «этюдничеству», искалечило множество судеб художников, а искусствоведов заставляла «задним числом» «спасать» от него И. Репина, В. Серова., И. Левитана, с недомолвками оценивать творчество К. А. Коровина и др. замечательных мастеров пейзажа.

·

Михаил Вру́бель. «Сирень». 1900

 

·

Илья Репин. «Какой простор!». 1903

 

·

Игорь Граба́рь. «Мартовский снег». 1904

 

·

Виктор Борисов-Муса́тов. «Осенняя песнь». 1905

 

·

Архип Куи́нджи. «Прозрачная вода. Пасмурный день. Крым». 1908

 

·

Мартиро́с Сарья́н. «У колодца, жаркий день». 1908

 

·

Зинаида Серебрякова. «Зеленя осенью». 1908

 

·

Константин Коровин. «Осенний пейзаж». 1909

 

·

Казимир Малевич. «Пейзаж. Зима». 1909

 

·

Иван Похитонов. «Валлонская деревня Юпиль». 1912

 

·

Роберт Фальк. «Старая Руза». 1913

 

· Кириа́к Коста́нди. «Галки. К осени». 1915

Пейзажная живопись XX века. Талантливо развивались традиции и направления, заложенные в XIX веке — Пётр Кончаловский (1876—1956), Игорь Граба́рь (1871—1960), Константин Юо́н (1875—1968), др. художники.

В первые два-два с половиной десятилетия предпринимался, нередко самый смелый, поиск новых выразительных средств для передачи пейзажа — авангардисты (Казимир Малевич (1879—1935), Василий Кандинский (1866—1944), Наталья Гончарова (1881—1962)).

В духе символистского искусства создавали свои пейзажи Павел Кузнецов (1878—1968), Николай Крымов (1884—1958), Мартиро́с Сарья́н (1880—1972) и др.

Практически в это же время (20-е-30-е годы) неоакадемические тенденции разрабатывали Николай Дормидонтов (1898—1962), Семен Павлов (1893—1941).

В 1930-е годы в СССР началась эпоха идеологически обоснованного метода социалистического реализма в искусстве вообще, и живописи в частности. В его рамках с помощью всевозможных художественных форм, индивидуальных стилей, приёмов и предпочтений достигается разнообразие стилистических направлений. Василий Бакшеев (1862—1958), Николай Крымов (1884—1958), Николай Ромадин (1903—1987) и др. — лирическая линия пейзажной живописи; Константин Богаевский (1872—1943), Александр Самохвалов (1894—1971) и др. — стремительные ритмы индустриального пейзажа; Александр Дейне́ка (1899—1969), Георгий Нисский (1903—1987), Борис Угаров (1922—1991), Олег Лошаков (1936) — «суровый стиль». В границах соцреализма работали вплоть до 70-х годов и многие другие пейзажисты.

Со второй половины 1950-х в связи с обновлением в общественном сознании, вызванным Хрущёвской оттепелью, постепенно реабилитируется целый ряд направлений отечественного и зарубежного искусства, в первую очередь импрессионизм. Такая «точка опоры» как на общекультурные, так и на местные живописные традиции открыло пути к более свободному и многообразному языку живописи всех последующих советских десятилетий, а в 60-е-70-е годы дала настоящий «всплеск» высоких художественных достижений пейзажной живописи в творчестве мастеров, представляющих московскую[2], ленинградскую, одесскую[3], владимирскую[4], крымскую[5], уфимскую, киевскую и прочие живописные школы.

· Кузьма Петров-Во́дкин. «Полдень». 1917

 

·

Марианна Верёвкина. «Аве Мария». 1927

 

· Сергей Виноградов. «Купола Успенского собора». 1928

 

·

Николай Рерих. «Караван». 1931

 

· Аркадий Рылов. «На страже». 1931

 

·

Константин Богаевский. «Порт воображаемого города». 1932

 

· Николай Лапшин. «Адмиралтейство». до 1942

 

·

Леонид Межерицкий. «Пляж Большого Фонтана». 1960

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: