Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева




Развернутый план сочинения

I. Вступление. Основная особенность пейзажной лири­ки Ф.И.Тютчева – философский взгляд на природу и человека.

II. Пейзажная лирика Тютчева

1. Природа - одушевленная, мыслящая часть мира, природе свойственна одухотворенность, харак­терная для человека. О природе поэт говорит так, как принято говорить о человеке:

"Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык..."

2. Возможное соединение природы и человека, в природе заложено значительно больше, чем в че­ловеке. Высшей реальностью в мире предстает для Тютчева природа: "мать-природа", "великая мать " "Бессмертьем взор ее сияет ", тогда как че­ловек "греза природы", "злак земной". В минуты прозрения возможно постижение человеком вели­кой гармонии природы:

"Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества...

 

Скажи заветное он слово –

И миром новым естество

Всегда откликнуться готово

На голос родственный его ".

3. В то же время человек ощущает тайну, заложен­ную в природе, и испытывает чувство непостижи­мого удивления, волнения перед этой тайной. Ему бы хотелось постичь природу, но он осозна­ет, что это почти невозможно:

"В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою -

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою... "

4. В основе всего существующего лежит изначаль­ный хаос. В природе существуют два мира - мир ночной, непостижимый, мир откровений и про­роческих снов, и мир дневной, мир зримый и ося­заемый. Человек в изумлении перед этим миром ночных загадок:

"Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся еженочный гул...

Откуда он, сей гул непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном?"

5. "Самый любимый и вместе с тем совершенно само­стоятельный прием тютчевского творчества со­стоит в проведении полной параллели между явле­ниями природы и состоянием души" (В.Брюсов). Поэт чрезвычайно любит метафоры, которые до­полняются эпитетами, что позволяет наделять природу свойствами живого существа.

"... и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!";

 

"Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля..."

 

"Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля..."

6. В поэзии Тютчева прекрасное небо как символ гармонии противопоставляется земле как симво­лу человеческого одиночества:

"И как земля, в виду небес, мертва!

 

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею."

7. Тютчев чрезвычайно точно фиксирует краткость прекрасных мгновений в природе:

"Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора",

 

"Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!"

Поэт недаром любит такие явления, как гроза. Их кратковременность дает ощущение праздника, приобщения к божественной природе.

"Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом..."

8. Поэт умеет заметить самые тонкие оттенки дви­жений жизни в природе. Это может быть гроза, таяние снега, первые проблески весны, тихо пада­ющий на землю вечер.

"Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят... ";

 

"Песок сыпучий по колени...

Мы едем - поздно - меркнет день,

И сосен, по дороге, тени

Уже в одну слилися тень ".

9. Тютчев ощущал мир трагически, именно таким было в основном и восприятие природы и в боль­шей степени судьбы и чувств человека. Борьба между идеальным и демоническим в душе челове­ка неотделима от состояния природы.

"И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь, и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной ".

10. Поэт создал и образ конца мира, который, собст­венно, не является концом, это конец нашего ми­ра, но и начало мира нового:

"Когда пробь ет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И божий лик отобразится в них ".

III. Пейзажная лирика Тютчева - вечный поиск непостижимой и недостижимой гармонии в человечес­кой жизни. "Тютчев может сказать о себе, что он создал речи, которым не суждено умереть" (И.С.Тургенев).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: