Развернутый план сочинения
I. Вступление. Основная особенность пейзажной лирики Ф.И.Тютчева – философский взгляд на природу и человека.
II. Пейзажная лирика Тютчева
1. Природа - одушевленная, мыслящая часть мира, природе свойственна одухотворенность, характерная для человека. О природе поэт говорит так, как принято говорить о человеке:
"Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык..."
2. Возможное соединение природы и человека, в природе заложено значительно больше, чем в человеке. Высшей реальностью в мире предстает для Тютчева природа: "мать-природа", "великая мать " "Бессмертьем взор ее сияет ", тогда как человек "греза природы", "злак земной". В минуты прозрения возможно постижение человеком великой гармонии природы:
"Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества...
Скажи заветное он слово –
И миром новым естество
Всегда откликнуться готово
На голос родственный его ".
3. В то же время человек ощущает тайну, заложенную в природе, и испытывает чувство непостижимого удивления, волнения перед этой тайной. Ему бы хотелось постичь природу, но он осознает, что это почти невозможно:
"В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою... "
4. В основе всего существующего лежит изначальный хаос. В природе существуют два мира - мир ночной, непостижимый, мир откровений и пророческих снов, и мир дневной, мир зримый и осязаемый. Человек в изумлении перед этим миром ночных загадок:
"Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся еженочный гул...
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?"
5. "Самый любимый и вместе с тем совершенно самостоятельный прием тютчевского творчества состоит в проведении полной параллели между явлениями природы и состоянием души" (В.Брюсов). Поэт чрезвычайно любит метафоры, которые дополняются эпитетами, что позволяет наделять природу свойствами живого существа.
"... и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!";
"Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля..."
"Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля..."
6. В поэзии Тютчева прекрасное небо как символ гармонии противопоставляется земле как символу человеческого одиночества:
"И как земля, в виду небес, мертва!
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею."
7. Тютчев чрезвычайно точно фиксирует краткость прекрасных мгновений в природе:
"Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора",
"Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!"
Поэт недаром любит такие явления, как гроза. Их кратковременность дает ощущение праздника, приобщения к божественной природе.
"Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом..."
8. Поэт умеет заметить самые тонкие оттенки движений жизни в природе. Это может быть гроза, таяние снега, первые проблески весны, тихо падающий на землю вечер.
"Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят... ";
"Песок сыпучий по колени...
Мы едем - поздно - меркнет день,
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень ".
9. Тютчев ощущал мир трагически, именно таким было в основном и восприятие природы и в большей степени судьбы и чувств человека. Борьба между идеальным и демоническим в душе человека неотделима от состояния природы.
"И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной ".
10. Поэт создал и образ конца мира, который, собственно, не является концом, это конец нашего мира, но и начало мира нового:
"Когда пробь ет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик отобразится в них ".
III. Пейзажная лирика Тютчева - вечный поиск непостижимой и недостижимой гармонии в человеческой жизни. "Тютчев может сказать о себе, что он создал речи, которым не суждено умереть" (И.С.Тургенев).