Наказание и агрессивность




КЛАССИФИКАЦИЯ АГРЕССИИ

Разделение по направленности на объект Гетероагрессия – направленность на окружающих: убийства, изнасилования,нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д. Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания
Разделение по причине появления Реактивная агрессия – представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.) Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях)
Разделение по целенаправленности Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, стоматолог, удаляющий больной зуб, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. Целевая (мотивационная) агрессия -выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его, мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.
Разделение по открытости проявлений Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение,тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы ≪не в духе≫, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.
Разделение по форме проявления Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику Физическая - прямое применениесилы длянанесения моральногои физическогоущерба противнику Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику

Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.

«Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания» (Perry, Bussey, 1984).

Существует огромное число исследова­ний, которые убедительно показывают зависимость между негативными взаимоот­ношениями в системе «родители-ребенок», эмоциональной депривацией (лише­ние) в семье и агрессией. Установлено, на­пример, что если у ребенка сложились не­гативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденция развития по­зитивности самооценки и Я-концепции не находит поддержки и опеки, то вероят­ность девиантного поведения уже в до­школьном возрасте существенно возраста­ет, ухудшаются отношения со сверстника­ми, проявляется агрессивность по отноше­нию к собственным родителям.

Наказание и агрессивность

На сегодняшний день, пожалуй, уже не вызывает сомнения, что между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей су­ществует прямая зависимость, которая рас­пространяется и на те случаи, когда наказа­ние является реакцией родителей на агрес­сивное поведение ребенка, т.е. используется в качестве воспитательной меры, направлен­ной на снижение агрессивности и на форми­рование неагрессивного поведения ребенка.

Было изучено агрессивное поведение де­тей старшего дошкольного возраста в свя­зи с особенностями стратегии родитель­ского наказания и его строгостью, кото­рые измерялись по ответам родителей на 24 вопроса о том, как они обычно реагиру­ют на агрессивное поведение своего ре­бенка.

К первому уровню реагирования (кото­рый, строго говоря, и наказанием-то на­звать нельзя) относятся просьбы вести се­бя по-другому и поощрения за изменение поведения; ко второму уровню (умерен­ные наказания) - словесное порицание, выговоры, брань; к третьему уровню нака­заний (строгие наказания) относятся раз­личные физические воздействия, в том числе шлепки, подзатыльники и т.д.

В результате исследования было обна­ружено: те дети, которые со стороны роди­телей подвергались строгим наказаниям, в своем поведении проявляли большую аг­рессию и, соответственно, характеризова­лись другими детьми как агрессивные. Наблюдения показали, что вмешатель­ство родителей при агрессии между брать­ями и сестрами может на самом деле оказывать обратное воздействие и стимули­ровать развитие агрессии.

Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон (Felson, 1983) обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению.

Возникает вопрос: какой при этом должна быть позиция родителей?

Паттерсон (Рatterson, 1984) отмечает, что нейтральная позиция родителей ока­зывается предпочтительной. Самая неэф­фективная стратегия - вмешательство ро­дителей в форме наказания старших братьев или сестер, так как в этом случае уровень как вербальной, так и физической агрессии в отношениях между братьями и сестрами в результате оказывается наибо­лее высоким.

Обобщение результатов подобных ис­следований приводит специалистов к пред­ложению относиться к агрессии между братьями и сестрами особым образом, т.е. игнорировать ее, не реагировать на нее. Од­нако такой вывод представляется слишком радикальным. Иногда не реагировать на по­добную агрессию родителям просто невоз­можно, а подчас вредно и небезопасно.

В ряде ситуаций (например, когда агрес­сивное взаимодействие между братьями и сестрами не является исключительным слу­чаем) нейтральная позиция родителей мо­жет только способствовать дальнейшей ло­кализации агрессии. Более того, такая пози­ция может создавать благоприятные усло­вия для социального научения агрессии, за­крепления ее как устойчивого поведенчес­кого паттерна личности, что имеет уже дол­госрочные негативные последствия.

В исследовании, о котором говорилось выше, изучались лишь две формы реаги­рования родителей на агрессию между братьями и сестрами: нейтральная пози­ция, т.е. игнорирование фактов агрессии, и наказание детей (в одном варианте - стар­ших, в другом - младших).

Очевидно, при такой суженной альтер­нативе нейтральная позиция действитель­но оказывается относительно (но только относительно!) лучшей. Однако возможны и другие способы родительского реагиро­вания на агрессию между братьями и сест­рами, которые не были предметом данного изучения. Одним из них является обсужде­ние возникшей проблемы, переговорный процесс, научение на конкретном примере конфликта конструктивным, неагрессив­ным способам его разрешения. Ведь, как доказано в ряде исследований, агрессивные дети отличаются от неагрессивных в первую очередь именно слабым знанием конструктивных (альтернативных агрес­сивным) способов разрешения конфлик­тов. А родители, которые часто и чрезмер­но строго наказывают своих детей, сталки­ваются с тем, что агрессивность их детей не высокая, а очень высокая.

Методы психодиагностики агрессивности

Успешная профилактическая работа по предупреждению детской и подростковой агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности и предрасположенности к развитию агрессивного поведения. В узком смысле диагностика агрессивности — это определение, во-первых, уровня выраженности, а во-вторых, структуры агрессивного поведения, в широком смысле — это выявление признаков и видов, причин и факторов возникновения, провокации, нарастания и снижения агрессивности. Объективность диагностики в данном случае обеспечивается выбором характеристик, признаков и критериев, не зависящих от самооценки и оценки поведения ребенка людьми из его социального окружения.

Выявляя агрессивных детей в группе, следует помнить, что глав­ная задача – не постановка диагностики, не навешивание ярлыка и не подтверждение своих предположений, а, прежде всего, оказание по­сильной своевременной помощи нуждающемуся в ней ребенку.

Для выявления агрессии у детей дошкольного возраста, выясне­ния ее причин можно использовать следующие методы диагностики:

Ø наблюдение;

Ø беседа и анкетирование родителей и воспитателей;

Ø проективные методики: «Кинетический рисунок семьи», «Тест руки», рисунок «Несуществующее животное» и др.

Следует отметить, что не обязательно применять все диагностические методики к одному ребенку. Методы диагностики следует под­бирать в соответствии с условиями, возможностями, особенностями самого дошкольника.

Наблюдение

В зависимости оттого, какой степени точности необходимо получить информацию, используются два вида наблюдения: неструкту­рализированное и структурализированное:

а) Для неструктурализированного наблюдения характерно то, что:

· заранее не определяется, какие именно элементы поведения будут подвергнуты наблюдению;

· не имеется строгого плана.

б) Структурализированное наблюдение:

· заранее определяется круг изучаемых элементов или ситуаций;

· составляется специальный план записи или фиксации ре­зультатов.

Наблюдение позволяет выявить, какой вид агрессивного поведения свойственен данному ребенку, какие ситуации провоцируют появление агрессии; помогает установить частоту и легкость возник­новения агрессивных проявлений, степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает, степень напряженности в агрессивных реакциях. Конечно, нужно стремиться наблюдать за ре­бенком в различных ситуациях, однако необходимо отметить, что на­блюдение за игровой деятельностью дошкольника является наибо­лее информативным, т.к. игра — это ведущий вид деятельности дошкольника. В игре наиболее ярко проявляются особенности взаи­моотношений детей, их коммуникативные навыки.

 

Беседа и анкетирование

Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Особенно информативной может быть беседа с родителями, в ре­зультате которой можно получить информацию о той стороне жизни ребенка, которую не наблюдает ни воспитатель, ни психолог.

Беседа с родителями ребенка, проявляющего агрессию, строится по обычной схеме (заранее намеченный план, установление эмоцио­нального контакта и т. д.) и может включать в себя следующие блоки:

· корректное информирование о проблеме;

· анамнестические сведения;

· любимые занятия ребенка дома;

· предпочитаемые игры, книги; телепередачи, мультфильмы, иг­рушки и др.;

· отношения с родственниками;

· отношения с другими людьми и т. д.

Каждый блок включает в себя вопросы, направленные на выявление возможных причин подобного поведения ребенка, уточнение семей­ной ситуации. Необходимо узнать, наблюдает ли родитель дома вспыш­ки и проявление агрессии у ребенка. Важно, чтобы беседа не превра­тилась в опрос, поэтому особое внимание следует уделять ответам на вопросы, возникающие у родителя в процессе совместного общения.

Кроме беседы можно использовать метод анкетирования. Преиму­щества этого метода заключаются в значительной экономии времени, которого и так зачастую не хватает у психолога ДОУ. Но использова­ние анкетирования ни в коем случае не исключает беседу с родителем.

Проективные техники психодиагностики свободны от ограничений, накладываемых на опросники. Как правило, цель диагностики в них замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. Так, в инструкции к тесту «Несуществующее животное» испытуемому предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, а затем назвать его подходящим именем. Кроме того, применение рисуночных тестов не имеет ограничений по возрасту.

Диапазон диагностических возможностей теста «Несуществующее животное» достаточно широк, в частности его применение может быть направлено на диагностику агрессивности. Степень выраженности агрессивных тенденций будет определяться количеством, расположением и характером острых углов в рисунке независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, острые клювы, зубы, иглы и др. Методика «Несуществующее животное» может быть использована в качестве метода экспресс-диагностики склонности к агрессивным формам поведения. И поскольку по составу данный тест является ориентировочным, он не может быть использован как единственный метод и требует объединения с другими методами или тестами для формирования батарейного инструмента исследования.

В ряду методов диагностики предрасположенности к развитию агрессивного поведения нельзя не назвать тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга, который получил распространение под названием «Методика изучения фрустрационных реакций». Детский вариант данного теста может быть адекватно использован на детях в возрасте 6-12 лет.

Использование детского рисунка в диагностике является очень интересным и информативным для специалиста, но вместе с тем, выводы будут объективнее, если наряду с проективными методика­ми специалист будет пользоваться и другими методами диагностики

агрессивности.

Направления коррекционной работы с агрессивными детьми

Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка.

В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Основные направления работы, методы и техники коррекционного воздействия представлены в таблице:

 

Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями   Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей   Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей   Снижение уровня личностной тревожности  
Коррекция агрессивного поведения детей
Обучение ребенка отреагированию(выражению)своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом   Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.   Развитие позитивной самооценки  

 

Характерологические особенности ребенка Направления коррекционной работы Методы и техники терапевтического воздействия
1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствитель­ность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих Снижение уровня лич­ностной тревожности 1)релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку; 2)работа со страхами; 3)ролевые игры  
2. Слабое осознание собствен­ного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии Формирование осо­знания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии 1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния; 2) придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин); 3) рисование, лепка эмоций; 4) пластическое изображение эмоций; 5) работа с эмоциями через сенсорные каналы; 6) изображение различных предметов и явлений при­роды, придумывание рассказов от лица этих предме­тов и явлений; 7) разыгрывание сценок (этюдов), отражающих раз­личные эмоциональные состояния; 8) методика - «я грустный (радостный и т.д.), ког­да…» 9) ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы»
3. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих Развитие позитивной самооценки 1) упражнения, направленные на позитивное восприя­тие образа «Я», активизацию самосознания, актуали­зацию «Я-состояний»; 2) разработка системы поощрений и наград за имею­щиеся и возможные успехи («альбом успехов», меда­ли, аплодисменты и т.п.); 3) включение ребенка в работу различных (по инте­ресам) секций, студий, кружков
4. Эмоциональное «застрева­ние» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом 1) выражение гнева безопасным способом во внеш­нем плане (канализация агрессии); 2) пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения; 3) многократное (более 100 раз) повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружа­ющих способом; 4) рисование гнева, а также лепка гнева из пластили­на или глины, обсуждение (если ребенок хочет), в ка­ких ситуациях он испытывает такой гнев; 5) «письма гнева»; 6) «галерея негативных портретов»; 7) использование приемов арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной терапии в целях бо­лее полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации
5. Слабый контроль над своими эмоциями Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом 1) релаксационные техники - мышечная релаксация + глубокое дыхание + визуализация ситуации; 2) перевод деструктивных действий в вербальный план(«остановись и подумай, что ты хочешь сделать»); 3) ввод правила: «посчитай до, 10 прежде чем перей­дешь к действию»; 4) ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля; 5) сочинение рассказа от имени своего гнева с по­следующим отражением этого чувства в движениях; 6) осознание своего гнева через сенсорные каналы(на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь?); 7) осознание своего гнева через телесные ощущения(сокращения мышц лица, шеи, рук, грудной клетки, жи­вота, которые могут вызвать боль)  
6. Ограниченный набор пове­денческих реакций на проблем­ную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения Поведенческая тера­пия, направленная на расширение спектра поведенческих реак­ций в проблемной ситуации и снятие деструктивных эле­ментов в поведении 1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рас­сказов по картинке); 2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации; 3) использование игр, включающих в себя элементы соперничества; 4) использование игр, направленных на сотрудниче­ство; 5) разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, вы­бор позитивной и закрепление ее в ролевой игре; 6) введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений и при­вилегий в случае их соблюдения (награды, призы, ме­дали, аплодисменты и т.п.); 7) ведение ребенком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением; 8) ведение ребенком вместе с учителями (родителями) карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка (например, «дер­жи руки при себе», «говори уважительно со старши­ми») с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил; 9) включение ребенка в спортивные командные игры(канализация агрессии, взаимодействие в коллекти­ве, соблюдение определенных правил)  
7. Работа с родителями и педагогами Консультативная и коррекционная ра­бота с родителями и учителями, направ­ленная на снятие про­воцирующих факторов агрессивного по­ведения у детей 1) информирование педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка; 2)обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемамрегуля­ции психического равновесия; 3) обучение учителей и родителей навыкам «нена­сильственного» общения - «активное» слушание; ис­ключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение уг­роз и приказов, работа с интонацией; 4) отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру; 5) помощь семье в плане выработки единых требова­ний и правил воспитания; 6) отказ от наказаний как основного метода воспита­ния, переход к методам убеждения и поощрения; 7) включение ребенка в работу различных (по инте­ресам) секций, кружков, студий

 

Важно, чтобы работа с агрессивным ребенком (обладающим качеством «агрессивность») начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребенок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к терапевту.

После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приемами контроля своего гнева и поведенческой терапии, а также к развитию адекватной самооценки. Хочется еще раз отметить, что работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер; сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы, а также не должна быть эпизодической. Работу с агрессивными детьми в рамках данных направлений можно строить как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. Работу в группе лучше проводить в мини-группах по 5—6 человек. Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1—2 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста – не более 40 минут.

Рассмотрим подробнее основные направления работы, которые представлены в таблице:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: