ЗАПРЕЩАЕТСЯ навар высотой: у колесных пар пассажирских вагонов более 0,5 мм; у колесных пар грузовых вагонов более 1 мм. При обнаружении на промежуточной станции вагонов с колесными парами, имеющими «навар» более указанных размеров порядок следования такой же, как при обнаружении ползуна. Допускается эксплуатация вагонов с зачищенным наждачным кругом «наварами» на поверхности катания колес: грузовые из деповского и текущего ремонтов; пассажирские, обращающихся со скоростью не более 120 км/ч с текущего ремонта. При этом на зачищенном месте не должно быть трещин, переход от зачищенной поверхности к незащищенной должен быть плавным, зачищенная поверхность должна располагаться заподлицо с прилегающими бездефектными участками, в месте зачистки допускается углубление не более 0,5 мм.
ИЗМЕРЕНИЕ ползуна (выбоины), «навара», кольцевых выработок
Измерение производится с помощью вертикального движка абсолютного шаблона (см. рис.10, 18). Отсчет по нониусу шаблона 0,1 мм, цена деления шкалы вертикального движка 1,0 мм. Установка шаблона производится в месте расположения дефекта. Вертикальный движок 2 опускают на поверхность катания колеса в месте дефекта над самым глубоким местом (или высоким - для «навара») и производят измерения по шкале движка и нониусу. Затем производят измерения рядом с этим местом (при этом движок должен оставаться после замера дефекта на том же расстоянии от внутренней грани обода колеса) и определяют разность между величиной углубления (завышения) и проката. В случае, когда «навар», ползун или выработка смещены от круга катания, в основании шаблона 1 имеется прорезь, по которой вертикальный движок 2 можно перемещать до совпадения с местом дефекта.
|
Появление на колёсах «навара» часто сопровождается образованием ползунов, поэтому для определения возможности дальнейшей эксплуатации колёсной пары, следует проверить их глубину. Абсолютный шаблон или толщиномер установить так же, как при измерении глубины ползуна.
Измерительные ножки шаблонов разместить над смещённым слоем металла. Высота «навара» определяется разностью измерений в повреждённом и неповреждённом местах.
Рисунок 18
Принцип действия при отсчете показаний по шкале вертикального движка и нониусу абсолютного шаблона:
При совпадении крайнего нижнего (или нулевого) штриха нониуса с любой отметкой (оцифрованной или не оцифрованной) основной шкалы вертикального движка результат показаний будет выражен полными цифрами без десятичных делений.
На рисунке 18 вариант а) показано положение основной шкалы и шкалы нониуса, соответствующее измеряемой величине проката 2 мм. Крайний нижний штрих нониуса совпадает со вторым делением основной шкалы.
При несовпадении вышеуказанного штриха нониуса и отметок движка результат измерений определяется как сумма целого числа (на рисунке 18 вариант б) - 4 мм, считываемого по основной шкале вертикального движка и десятичного значения - 0,5мм, определяемого по шкале нониуса. Проведенное измерение равно 4,5 мм.
Целое число определяется по количеству полных делений на шкале вертикального движка до крайнего нижнего штриха нониуса.
Отсчет по нониусу сводится к определению совпадения одного из штрихов с любым штрихом шкалы движка.
|
Десятичное значение определяется по количеству делений нониуса до совпадающего штриха начиная от нижнего штриха на нониусе.
Рис. 18. а)
Рис. 18. б)
Глубину ползунов, выщербин, высоту «наваров» можно измерить также толщиномером. Размеры этих дефектов определяют как разницу между толщиной обода в местах расположения этих дефектов и толщиной обода на таком же расстоянии от внутренней грани обода колеса, но в том месте, где их нет.
ТОНКИЙ ГРЕБЕНЬ
Рисунок 19 |
Тонкий гребень (толщина гребня колеса менее допустимой). Нарушение размера, происходит вследствие интенсивного износа гребня из-за ненормальной работы колесной пары, неправильной установки ее в тележке, значительной разницы диаметров колес на одной оси, длительной работы на пути с крутыми кривыми участками пути, изгиба оси, перекоса рамы тележки, неправильной посадки колес на ось (см. рис. 19, фото).
Для выявления тонкомерного колеса (см. рис. 19) пользуются браковочным вырезом 7 абсолютного шаблона 1, глубиной 18 мм и шириной
25 мм.
Тонкий гребень
Запрещается подавать под погрузку:
грузовые вагоны назначением в страны дальнего зарубежья (толщиной
гребня колес более 33 мм и менее 26 мм.
вагоны с разностью толщины гребней колес более 6мм.
Разрешена эксплуатация грузовых вагонов, в том числе под погрузку по РФ, в страны ближнего зарубежья (СНГ) и Балтии, с колесными парами, имеющими толщину гребней не более 33 мм и не менее 24 мм.
Толщину гребня измеряют на расстоянии 18 мм от его вершины. К эксплуатации колесные пары не допускаются при толщине гребня более 33 мм или менее 25 мм у всех пассажирских вагонов, включаемых в поезда, обращающиеся со скоростью до 120 км/ч; менее 28 мм, обращающихся со скоростью от 120 до 140 км/ч, и менее 30 мм - - обращающихся со скоростью от 140 до 160 км/ч.