Трудностей онлайн-обучения. И как учителю с ними справиться
Педагог Ирина Лавринова рассказывает, как справляется с основными трудностями дистанционного обучения. Она работает в «Центре образования детей с особыми образовательными потребностями города Смоленска». Здесь учатся дети в очной форме, а также с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Каждое утро школа (до пандемии) открывает двери для глухих и слабослышащих детей, а дистанционно на занятия выходят ребята с ОВЗ со всей области. Советы педагога пригодятся не только тем, кто работает с особыми учениками.
Трудность 1. На уроке группа учеников с разным уровнем усвоения материала
В случае, когда на уроке класс или группа учеников, в числе которых обучающийся с ОВЗ, можно использовать дифференцированные задания.
Я разбиваю их по уровням: базовый, повышенный и высокий.
В зависимости от того, насколько ученик освоил тему, он сам выбирает уровень. Иногда я рекомендую: «Ты сегодня хорошо справился с материалом. Вижу, что у тебя в упражнениях все получается. Советую взять повышенный уровень сложности».
Постоянно работаю над развитием навыков самооценивания у детей, поэтому многие ученики могут сами проанализировать свои знания и выбрать подходящий уровень заданий.
Благодаря такому у подходу отличник и ученик со средними знаниями тратят одинаковое количество времени на выполнение заданий.
Трудность 2. Обучение может показаться ученикам однообразным и скучным
Для того, чтобы ученики не засыпали над учебником и не пропускали утомительные упражнения в электронном курсе, учителю необходимо постоянно совершенствоваться и следить за трендами образования. Создать полезный и увлекательный материал для урока сложнее чем кажется на первый взгляд.
Интерактивные задания помогают разнообразить дистанционные уроки.
Для создания таких заданий рекомендую использовать следующие сервисы:
Edpuzzle. Создание интерактивных видео с активным контентом: викторинами, вопросами, комментариями.
LearningApps. Создание приложений для самопроверки учеников.
H5P. Создание разнообразных интерактивных заданий.
Quizizz. Организация викторин.
Learnis. Создание веб‑квестов, викторин и интеллектуальные онлайн‑игр.
Сервисов огромное количество, поэтому необходимо дозировать их использование в рамках урока. Главное, постараться подстроиться к темпу ученика с ОВЗ и сохранять позитивный настрой.
Трудность 3. У обучающегося скорость усвоения материала может быть невысокой
В этом случае при индивидуальной работе необходимо объяснять новый материал дозированно, чередовать методы обучения.
Пассивный метод. Я управляю ходом урока. Например, рассказываю лекцию, показываю материал или видео. Ученик в это время смотрит и слушает.
Активный метод. Я даю ученику возможность взаимодействовать со мной и получаю ответ сразу, как только задаю вопрос.
Интерактивный метод. Ученик может взаимодействовать со мной, одноклассниками и интерактивной средой, где он выполняет задание на экране, а система говорит, правильный ответ или нет.
Трудность 4. Дети могут почувствовать себя изолированными от класса
Все обучающиеся должны быть включены в образовательный процесс вне зависимости от форм обучения.
Опыт показывает, что для успешного взаимодействия учеников в классе и тех, кто учится удаленно, необходимо организовать электронное пространство, в котором дети чувствуют себя равными. Здесь могут быть учебные курсы и платформы для внеурочных мероприятий: дистанционных конкурсов, фестивалей творчества, акций, видеоэкскурсий; коллективные творческие проекты с одноклассниками.
Трудность 5. Ученикам бывает сложно выполнять действия на компьютере
Желательно, чтобы на первых онлайн-уроках вместе с учениками с ОВЗ присутствовали родители. Они помогают управлять компьютером и поддерживают ребёнка при возникновении страха и неловкости.
Еще один минус дистанционного обучения в том, что учитель не всегда может проконтролировать физическое состояние ребенка и организацию его рабочего места. Поэтому доверительное отношение родителей и учителей — один из важнейших шагов успешности ученика.
Родители наших учеников — первые помощники: они корректируют осанку ребят, следят за расположением специального оборудования, помогают перейти по ссылке, когда ребенку трудно.
Педагог может провести консультацию для родителей, показать, какие средства он будет использовать на уроках и дать советы по организации рабочего пространства ребенка.
Главная задача родителей — создать рабочий настрой и позитивное отношение к урокам в дистанционной форме. Когда ребенок слышит от мамы и папы, что дистант позволяет открывать границы и расширять возможности традиционных уроков, уходит дискомфорт на занятиях и боязнь технологий.