Вопрос . Международная политика в области занятости.




Международная организация труда и право на труд.

Борьба с безработицей и деятельность, способствующая обеспечению полной занятости, - важнейшие цели Международной организации труда (МОТ), закрепленные в ее уставе. За время своего существования (МОТ была создана в 1919 г.) Организация приняла несколько десятков конвенций и рекомендаций по вопросам учета и организации рабочих мест, организации бирж труда и других служб трудоустройства, страхования по безработице, содействия развитию профессионального обучения, увеличения возможностей занятости отдельных групп трудящихся, установления юридических гарантий против необоснованных увольнений и др.

Несмотря на свою несомненную полезность, эти документы, большинство из которых было принято в 20-40-х гг., даже не ставили перед собой задачу разрешения главной социальной проблемы, стоявшей перед странами капиталистического мира, - проблемы ликвидации массовой безработицы, обеспечения полной занятости и ответственности государств за достижение этой цели.

Ситуация изменилась в 50-60 годы. Еще в 1945 году достижение полной занятости, как одна из целей деятельности Организации Объединенных Наций, было по инициативе советских представителей зафиксировано в Уставе ООН. В 1948 г. Советский Союз совместно с другими прогрессивными силами настоял на включении права на труд во Всеобщую декларацию прав человека, а в 1966 г. - в Пакт об экономических, социальных и культурных правах. То были важнейшие международные документы современности, принятые под эгидой ООН.

В 1964 г. на 48 сессии Генеральной конференции МОТ социалистическим странам удалось добиться принятия конвенции № 122 "О политике в области занятости". В ней провозглашалась обязанность каждого государства - члена МОТ "в целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости" провозгласить в качестве главной цели "активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости".

Конвенция № 122 была ратифицирована многими государствами и оказала положительное воздействие на развитие национального планирования в социальной области. Учет потребностей населения в сфере занятости, создание и расширение новых рабочих мест стали включаться в качестве приоритетной цели во многие планы развития национальной экономики, особенно в развивающихся странах.

Однако эта конвенция, как и другие документы МОТ, несмотря на все ее значение, и словом не упоминала об основном правовом условии обеспечения всеобщей занятости - о праве на труд. Создавалась парадоксальная ситуация, когда МОТ - главный международный форум, созданный для обсуждения социальных проблем трудящихся и содействия их разрешению, обошел вниманием наиболее важную юридическую гарантию достижения всеобщей занятости.

Советский Союз, другие социалистические страны, а также Всемирная федерация профсоюзов неоднократно подчеркивали необходимость глубокого обоснования и закрепления в одном из юридически обязывающих документов МОТ права на труд. Эта необходимость стала особенно очевидной с наступлением очередного острого социально-экономического кризиса капиталистической системы, начавшегося в середине 70-х годов. В условиях, когда безработица в промышленно развитых капиталистических странах охватила 35 млн. человек, а в развивающихся странах достигла уровня 500 млн. человек, пассивная позиция Организации в этом вопросе стала совершенно недопустимой. "Мы в праве ожидать от МОТ, - говорил на 69-й сессии Генеральной конференции в 1983 г. делегат СССР В. Прохоров, - более активных и решительных действий, направленных на то, чтобы неотъемлемое право каждого человека - право на труд - не оставалось пустым звуком для десятков и сотен миллионов безработных, а стало реально обеспеченной и гарантированной международной нормой..."

Делегации социалистических и ряда развивающихся стран, а также профсоюзы, представленные в МОТ, настаивали на разработке и принятии Организацией нового всеобъемлющего документа, который, провозгласив и юридически закрепив право на труд, наметил бы глубокую научную, обоснованную и реалистическую социально-экономическую политику, обеспечивающую осуществление этого права с учетом современных реальностей, порожденных мировым экономическим кризисом и научно-техническим прогрессом. Право на труд, указывалось в заявлении советской делегации на 70-й сессии Генеральной конференции МОТ, должно в соответствии с этим документом стать "интегральной частью национальной экономической и социальной политики".

Консервативные силы в МОТ, и прежде всего делегаты, представляющие интересы предпринимателей капиталистических государств, долгое время противились принятию какого-либо документа, где содержалось бы просто упоминание права на труд. Но в конце концов они вынуждены были пойти на уступки, и в июне 1984 г. на 70-й сессии Генеральной конференции МОТ была принята новая рекомендация о политике занятости. Разумеется, этот документ несет на себе явственные следы компромисса: консервативным кругам в МОТ удалось не допустить провозглашения и подробного юридического обоснования права на труд, но они не смогли противостоять упоминанию этого права. Рекомендация указывает, что "содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости... должно рассматриваться как средство практической реализации права на труд", что "полное признание государствами-членами права на труд должно связываться с осуществлением экономической и социальной политики, цель которой - содействовать полной, продуктивной и свободно избранной занятости", что содействие достижению такой занятости "должно быть приоритетной целью и составной частью экономической и социальной политики государств-членов".

В рекомендации перечисляются далее некоторые наиболее эффективные средства повышения уровня занятости; запрещается какая-либо дискриминация в получении занятости и условиях труда; указывается на обязанность государств способствовать приспособлению трудящихся к структурным и технологическим изменениям путем повышения квалификации и переквалификации; подчеркивается, что развитие техники должно не сокращать занятость, а содействовать ее расширению, улучшению условий труда, сокращению рабочего времени, причем "технологическая политика государств должна включать меры по предотвращению потери работы" в результате научно-технического прогресса.

Большой раздел документа освящен международному сотрудничеству в области обеспечения занятости, где, в частности, указывается, что гоударства-члены должны "обеспечивать мирное разрешение споров между государствами и согласованное сокращение вооружений, которое позволит обеспечить безопасность всех наций, а также прогрессивное перемещение расходов на вооружение и реконверсию военной промышленности на производство необходимых товаров и услуг, особенно тех, которые призваны удовлетворять основные нужды населения и потребности развивающихся стран". Этот пункт (37 б), вызвавший ожесточенное противодействие представителей капиталистических держав, особенно США, и принятый после острой дискуссии, отражает одну из основных причин мирового экономического кризиса и массовой безработицы - гонку вооружений и подготовку к войне, которые ведутся агрессивными кругами империалистических государств. Именно по их вине мировое сообщество государств тратит ежедневно 1,5 млрд. долларов на вооружение (около 500 млрд. долл. в год). По подсчетам экспертов МОТ, для создания одного рабочего места в "третьем мире" необходимо около 6500 долларов, а всего стоимость программ по созданию рабочих мест в этих странах до 2000 года составляет 328 млрд. долларов.

В то же время даже частичное сокращение военных расходов и реконверсия военной промышленности помогли бы в значительной степени решить проблему занятости в мировом масштабе, ибо, по свидетельству экспертов ООН, "изъятие одного места в отраслях, занятых производством вооружений, обеспечило бы создание в среднем двух мест в гражданском секторе экономики".

Новый документ о занятости, принятый в МОТ, знаменует собой очередной этап борьбы за утверждение права на труд в международном плане, в определенной степени учитывает острые социальные проблемы современности и пытается предложить пути и средства их решения. Однако его существенным недостатком является необязывающий, рекомендательный характер. Документу, в котором впервые в истории МОТ упоминается право на труд и предлагаются пути и средства его обеспечения, необходимо было придать характер международной конвенции (договора), подлежащей ратификации государствами-членами и возлагающей на них твердые юридические обязательства, которые они должны неукоснительно соблюдать. Только такая форма документа позволила бы сделать его достаточно эффективным международно-правовым средством обеспечения права на труд. Поэтому с принятием в МОТ рекомендации о политики занятости 1984 года борьба за право на труд не закончена. Авторитетная международная организация, на которую с надеждой смотрят миллионы трудящихся многих стран мира, должна определенно и решительно выразить свое мнение по этому важнейшему для них вопросу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: