Культурно - историческая концепция Выготского.




Ткачёв Виктор Николавич

На экзамен можно конспекты. Билеты по лекциям.

К экзамену написать портрет личности и публично его защитить, представить весь анализ и рекомендации для себя.

Книги:

«Проблемы развития психики»

«Деятельность, сознание, личность»

Рубинштейн «Основы общей психологии»

Лекции Петухова

Бернштейн Н.А.


 

При работе с литературой всегда учитывать фактор возраста.

«И как хотите Вы, чтобы относились к вам, так и Вы должны относиться к другим»

«Нас трое: ты, я и проблема. Если ты со мной, то мы победим, если нет, то я бессилен»

Уровни познания в психологии:

1. Методология

2. Наука

3. Технология

4. Практика

 

«Человеку ценно то, к чему(или к кому) он приходит Сам, а не то, что ему навязали»

«То, что даётся легко - не ценится»

Диапозон дозволенного поведения для психолога!

Типы поведения в экстремальных ситуациях:

1. Трусливый. Коррекция – тренировка силы воли,смотря страху в глаза.

2. Напряженный. Действия только под контролем сознания. Коррекция – доведения навыков до автоматизма даже в стрессовой ситуации.

3. Тормозный. Блокировка моторики. Не подлежит коррекции!

4. Агрессивно-бесконтрольный. Поведение без контроля сознания. Низкий порог чувствительности. Не поддаётся контролю. Опасный! Коррекции не подлежит.

5. Прогрессивный. Баланс эмоций и разума.

Типы отношения к делу.

1. Балабол.

2. Не доводяь до конца.

3. Тяп-ляп.

4. В соответствии с требованиями.

5. Выше требований.

Первый признак патологии личности - не критичность мышления по отношению к самому себе.

Чтобы вывести человека из переживал, его деятельность надо переключить.

 

Этапы развития взглядов на предмет психологии.

1. Психология как наука о душе. Сократ использовал метод "да-но". Не говорить нет! И не обрывать человека, не перебивать! Уметь его выслушать.

Аристотель. Принцип ассоциаций как вид мнемотехники.

Декард." ямыслю значить существу". Ввёл понятия Рефлекс и Сознание.

2. Психология как наука о сознании. Джон Локк. Вунт открыл первую псих. Лабораторию 1876г, была предложена Интроспекция(смотри мне вовнутрь) как метод само наблюдения, первый метод в психологии.

3. Психология,как наука о поведении. Направление Бихеоризма(стимул реакции). Необихеоризм Элтон Мейр и его эксперимент.

4. Психоанализ. Зигмунд Фрейд." Ещё не известно, кто из трёх великих евреев даст название 20му веку

Идеи Фрпейда:

1. Оно, Я, Сверх Я(совесть- никто не увидит,не услышит, не узнаёт, а всё равно этого не сделаю).

Поведение человека опред энергией двух влечений:сескувльное(влечение к продолжению себя в той или иной сфере),влечение к смерти, влечение к своей сущности.

Стадии развития по фрейду (кисэн сексуального развития)

1. Оральноя. От рождения до 2 лет. Удовольствие через рот. Если не кормить ребенка- он будет раздражительней.

2. Анальнавя от 2до 3лет. Дети успешно прошедшие -великодушный и аккуратные. Те, кто не смог- пеланты чистоты.

3. Фалическая стадия 4-5лет. Активное изучение половых органов, симпатия к родителям противоположного пола.

4, латентная стадия 6-12 лет. Дети усваивают нормзы поведения своего пола.

5. Генитальная.12-18лет. Если девушка рано стала женщиной - она никогда не сможет стать женственной, она будет грубой и более простой. Ускоренное развитие детей приводит к посредственности в подростковом и зрелом возрасте.

5 этап психологии: Гештальт. Восприятие не сводится к сумме ощущений.

Принцип гештальт терапии: невротик живёт в системе не завершённых гештальтов (в незавершённой прошлом), а не здесь и сейчас.

6. Отечественная психолгия- наука о закономерностях возникновения, проявление и развития психической деятельности и сознания человека,наука о психической деятельности человека

Стадии развития психики по Леонтьеву:

1. Элементарная сенсорная.

2. Перцептивная

3. Синтетическая/интеллектуальная.

Функции психики:

Отражение и регуляция поведения деятельности

Психика - свойство высокоорганизованной материи отражать мозгом реальную действительность в виде психических процессов(ощущение,память,речь,воображение, воля,эмоции), психических состояний (сон,депрессия, бодорствованме), свойств личности (устаноки,характер,способности и тд)

(Мыши забили вход в мышеловку мусором)

Знание является способом существования сознания.

Самосознание - высший уровень психического отражения, который выделяет человека из окружающей действительности.

Функции сознания:

1. Мысленное построение действий и предвиденьемих последствий.

2. Контроль и управление поведением.

3. Способность отдавать отчёт от том, что происходит в окружающем мире.

Структура Сознания:

1.Остров сознания

2.Переферия

3.Бессознание

 

Культурно - историческая концепция Выготского.

1896-1934(годы жизни)

Основа:

1. Принцип историзма. Все должно быть понято в историческом аспекте.

Поведение современного культурного взрослого человека- результтатдвух различных процессов развив: биологич эволюции животных и исторического развития человечества, в итоге чего примитивный первобытный человек превратился в культурного. В филогенезе оба этих процесса представлены отдельно, как самостоятельные и независимые линии развития. В онтогенезе они слиты во едино,т.к. ребёнок сразу после рождения находится под воздействием окружающей его социальнойсреды, а вместе с тем продолжается его органическое ращвитие.

Закон Выготского о развитии высший псих Функции:

Всякая высшая псих функция в развитии ребёнка появляется на сцене дважды. С первая как деятельность коллективная, социальная, как Интерпсихическая(медь индивидуальная) функция. второй как деятельность индивиддуалная, внутренний способ мышленияреьенка, интропсихическая.

Соотношение обучения и развития. До этого считалось,что развитие идёт впереди обучения. Выготский доказывал, что обучение идёт впереди развития иявляется его движущей силой. Понимал обучение в широком смысле. Ввёл понятие "зоны ближайшего развития" - расхождение между уровнем решения задач доступных ребёнку под руководством взрослого и уровнем решения задач доступных ему в самостоятельной деятельности.

Сензитивные периоды. Периоды наиб благоприятного развития психики и её функций, способностей человека.

"Способность человека к деятельность можно проверить только в самой деятельности"

Ведущая деятельность - деятельность, которая обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии его развития. @Леонтьев.

Закономерности псих развития:

1Интеграия- объеденеине разненных психических состояний ребенка в устойчив описаны стал личности(формирование настойчивости, как черты характера).

2Неравномерность развития отдельных процессов, функций и черт личности.

3. Пластичность, благодаря которой обесчпечевается большей компенсация недостаточности развития одних функций другими.

Деятельность

Сначала рассматривается личность, потом деятельность.

Пирамида Сталина.

Механизмы психического развития заключается:

Конкретнолй социальной ситуации развития,под которой понимается особое соотношение внутренних процессов развития, те. Содержание индивидуального сознания и внешних условий,т е содержание общественного сознания.

Противоречия между достигнутыми возможностями и новыми потребностями.

Противоречия между старыми и новыми формами поведения.

Противоречия побуждают потребность в их разрешении. Потребность - эмоционально окрашенное состояние нужды.

Потребности побуждают мотив. Мотив побуждает цель, в результате осуществелиня которой разрешаются противоречия и ырпмруются личностные новообразования. Тарататата

Уровни построения движения:

1.Бернштейн. Тонус.

2. Движение штампа (ребёнок ползает).

3. Человек и пространство.

4. Движения действия. С целью максимально приблизиться к будущему и изменить реальную действительность.

5. Уровень слзнатенльных действий,создаёт мотив для двигательного акта и осущ его смысловую коррекцию.

Деятельность - процесс, подчиненный сознательной цели, имеющий собственный мотив.

Процесс социализации начинается в утробе!

Человека можно т воспитывать в течении всей жизни.

Всякое высшее псих функция появляется дважды. @Выготский.

Работа в зоне ближайшего развития.

Механизм псих развития по Выготскому.

Бернштейн "физиология активности"

Структура деятельности:

В основе всякой деят лежат противоречия(между опытом в шк и новыми требованиями в вузе, между преподаватель-студент, между представлением и реальностью,Между потребностями и возможностями). Потребность вызывает мотив - мысли и чуввсва, объясняющие поведение.

Элементы деятельности

Действие не имеет мотива, а деятельность имеет!!!

1.Операция-способ выполнения действий. Для 5е образования осущ обобщение исходного действия, его поэтапная интеоризация, специфическая редукция, наступающая автоматизация.

2.Функциональной блок. По Бернштейна.

3.Цель

4.Программа

5.Задающий элемент (нисходящие нервные пути) (рецепторы)-прибор сличения

6.Рабочая точка объекта (движениеи руки)

 

ЛИЧНОСТЬ -

субъект деятельности, обладающий сознанием и самосознанием, категория духовной зрелости человека.

Личностью не рождаются,ею становятся!.

Уровни развития личности:

1. Индивид. Продукт био эволюции. Представитель человек разумный. Характерно целостность психофиологич организации, активность.

2. Человек. Продукт социализации индивида.

3. Личность. (Зрелая-ведущая деятельность соотв соц.ситуации развития,незрелая- ведущая деятельность не соответствует соц ситуации развития)

4. Гармонично развитая личность- субъектное отношениеик нескольким видам деятельности, к любой дпятельности.

Уровень развития личности зависит от активности,включенности субъекта в систему деятелности, систему общественных отношений.

Личность может не только развиваться, но и деградировать.

Индивид, как представитель вида.

 

Структура личности по Леонтьева. Личность не предшествует деятельности и сознания она ими порождается. Структура личности носит действеноо-опосредованный характер.
Иерархия потребностей(противоречий), мотивов,деятельности

 

Леонтьев считал что 1й раз личность рождается психофизиологических уровне(я сам), второй раз в подростковом возрасте на соц уровне.
Но плюс третье в результате обучения на профессиональном уровне.

 

Качество личности по Маслову:

 

1объективное восприятие мира(личности)
2. Принятие себя,других и мира такими как есть.
3. Не эгоцентричность. Ориентация на решение внешних пробьоем, а не на себе.
4. Способность переносить одиночество и потребность в обособленности.
5. Творческие способности.
6. Естественность поведения.
7. Дружелюбие.
8. Способность к глубоким привязанностям.
(Тест Фигероа.нимение предпочитаемой сотрудник.)
9. Нравственность, чёткое определение добра и зла.
10. Относит независимость от физ и соц среды, самостоятельность.
11. Осознание различия между целью средствлс, умение не трерять цель.
12. Крупномасштабностьсь психического содержания и деятельности.

 

Критерии сформировавшейся личности:

 

1. Иерархия мотивов. (Личностное,проф самооопределене, общение).
2.сознательное со подчинение мотивов.
3. Наличие механизма идентификации(ребенок копирует взрослого)
4. Сформированное представление.

4. Осознание самости,субъектности себя, знание о себе.
5. Критиченость мышления.
6. Принятие комплиментов

 

Рекомендации


 

4.Использование утверждения для укрепления самооценки.
5. Книги и программы позитивной направленности.
6. Общение с позиивнымм людьми.
7. Список достижений
8. Список положительных качеств
9. Помогать другим чтобы чувствовать себя достойным человеком.
10. Заниматься любимым делом
11. Верность себе.
12. Решай сам.
13. Не лгать себе и не жаловаться на себя.

 

 

Формирование личности

 

1. Метод кнута и пряника
Динамика - субъект объектных отношений.
Механизм само воспитания личности заключается в создании установки на уровне сознания о наличии желаемого качества с послед закреплением поведения и деятельности.
Механизм перевоспитания:
Вытеснение нежелательного качества желательным с послед закреплением поведения и деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: