Сказка, игра, фантазия — животворный источник детского мышления. Пять, десять раз ребенок может повторять одну и ту же сказку и каждый раз открывает в ней что-то новое. Ребенок прекрасно знает, что в мире нет ни Бабы-яги, ни Царевны-Лягушки, ни Кащея-Бессмертного. Но он воплощает в эти образы добро и зло и выражает свое личное отношение к хорошему и плохому.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому горю.
В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости, познает мир не только умом, но и сердцем.
С помощью старших школьников мы оборудовали в школе «Комнату сказки». Много пришлось потрудиться, чтобы все вокруг навевало ребятам воспоминания о сказке, которую мама рассказывала в раннем детстве. Вот жилище злой Бабы-яги — избушка на курьих ножках, окруженная таинственными деревьями и пнями, рядом фигурки персонажей — Хитрая лиса, Серый волк, Умная сова. В другом углу — хата дедушки и бабушки, в небе — гуси-лебеди, уносящие на своих крыльях маленького мальчика Ивасика-Телесика. В третьем углу — синее-синее море-океан, на берегу которого ветхое жилище доброго старика и злой старухи, у порога — старое корыто, на завалинке сидят старик со старухой, а в море плавает золотая рыбка. В четвертом углу — зимний лес, высокие сугробы, среди которых пробирается, утопая в снегу, маленькая девочка — мачеха послала ее в зимнюю стужу за ягодами... Из окна избушки выглядывает козлик. А вот огромная рукавичка, в которой живёт мышка... Все это мы сделали сами.
В «Комнату сказки» я вожу детей не часто — раз в неделю, а то и в две. Эстетическая потребность не должна удовлетворяться до пресыщения. В этой комнате сказки звучат для детей по-особому. Вот в окошках избушки вспыхивает огонек, на небе загораются звезды, поднимается из-за леса луна. Комната озаряется слабым светом, а по углам становится еще темнее. Я рассказываю народную сказку о Бабе-яге — костяной ноге. Малыши переживают судьбу героев, ненавидят зло, горячо сочувствуют добру. Фигурки злой бабы, доверчивой девочки оживают в их представлении.
|
Сказка для маленьких детей — не просто рассказ о фантастических событиях. Это целый мир, в котором ребенок живет, борется, противопоставляет злу свою добрую волю. Слово находит в сказке реальную форму выражения духовных сил ребенка, как в игре — движение, в музыке — мелодия. Ребенку хочется не только слушать, но и самому рассказывать, как хочется ему не только слушать песню, но и самому петь.
В «Комнате сказки» для всех ребят находится любимое занятие. Игра выливается в творчество: малыши превращаются в сказочных героев, а куклы в их руках помогают лучше передать мысли и чувства.
Меня никогда не смущало, что многие девочки и мальчики и в школьные годы продолжают играть в куклы. Каждый ребенок хочет, чтобы у него было что-то бесконечно дорогое, родное. Я внимательно слежу за тем, какие духовные отношения складываются между детьми и любимыми куклами, радуюсь, что мальчики на протяжении длительного времени дружат с куклами. У Коли К. ничем не примечательная игрушка — старый рыбак с удочкой. У рыбака несколько раз отламывалась нога, и Коля сделал деревяшку, вырезал, кроме того, маленькую суковатую палку, с которой рыбак отправляется теперь на берег реки. У Ларисы Г. любимые куклы — бабушка и внучка. Девочка сделала бабушке очки, под ноги положила теплый коврик, укрыла шалью.
|
Детская фантазия в «Комнате сказки» неистощима. Стоит ребенку посмотреть на новый предмет, как он уже связывает его с другим, известным предметом. Рождается фантастическое представление, мысль ребенка трепещет, речь течет плавным потоком. Поэтому мы заботимся, чтобы в «Комнате сказки» были разнообразные предметы, между которыми можно установить какую-то связь. Вот рядом с цаплей, стоящей на одной ноге, — маленький испуганный котенок. Детское воображение создало несколько интересных сказок, героями которых стали Цапля и Котенок. А вот лодка с веслом, рядом с ней лягушка — все и просится в сказку. Маленький поросенок и... умывальник с мылом — это не только вызывает улыбку, но и пробуждает фантазию.
Ребенок, который продумывает сказку, связывая в своем воображении несколько предметов окружающего мира, учится мыслить. С большим трудом приходилось пробуждать мысль и укреплять память Вали С. Девочка долго не могла создать ни одной сказки, это беспокоило меня. А какая была радость для нас, когда сама Валя придумала сказку о жабе, лодке и рыбаке. Сказки, созданные детьми, дороги мне, как яркие огоньки мысли, которые удалось зажечь у ребят. Если бы не творчество, речь многих детей была бы сбивчивой и путанной. Я убедился, что между эстетическими чувствами и словарным богатством речи существует прямая связь. Эстетическое чувство эмоционально окрашивает слово. Чем интереснее сказка и необычнее обстановка, в которой находятся дети, тем сильнее игра их воображения.
Раз в два-три месяца мы обновляем обстановку в «Комнате сказки» — вырезаем из фанеры новые фигурки, деревья, кусты, строим теремки, дворцы, рыбачьи лачуги и курени. Ребята научились изготовлять фигурки персонажей из папье-маше. Каждый раз обстановка в одном из уголков «иллюстрировала» новую сказку.
Ребята на всю жизнь запоминают услышанное, хотя никто от них не требует этого. Когда слово волнует ребенка своей неповторимой красотой, трепетом оттенков, оно запоминается. Память становится острее, а речь — богаче.
Все, с чем дети знакомятся в «Комнате сказки», навсегда остается в их памяти как удивительный уголок золотого детства. Слово, раскрывающее благородные идеи, откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.