Комната сказки. В.А.Сухомлинский




 

Сказка, игра, фантазия — животворный источник детского мышления. Пять, десять раз ребенок может повторять одну и ту же сказку и каждый раз открывает в ней что-то новое. Ребенок прекрасно знает, что в мире нет ни Бабы-яги, ни Царевны-Лягушки, ни Кащея-Бессмертного. Но он воплощает в эти образы добро и зло и выражает свое личное отношение к хорошему и плохому.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому горю.

В сказке ребенок черпает первые представ­ления о справедливости и несправедливо­сти, познает мир не только умом, но и серд­цем.

С помощью старших школьников мы обо­рудовали в школе «Комнату сказки». Мно­го пришлось потрудиться, чтобы все вокруг навевало ребятам воспоминания о сказке, которую мама рассказывала в раннем дет­стве. Вот жилище злой Бабы-яги — избуш­ка на курьих ножках, окруженная таинст­венными деревьями и пнями, рядом фигурки персонажей — Хитрая лиса, Серый волк, Умная сова. В другом углу — хата дедушки и бабушки, в небе — гуси-лебеди, уносящие на своих крыльях маленького мальчика Ивасика-Телесика. В третьем углу — синее-си­нее море-океан, на берегу которого вет­хое жилище доброго старика и злой стару­хи, у порога — старое корыто, на завалинке сидят старик со старухой, а в море плавает золотая рыбка. В четвертом углу — зимний лес, высокие сугробы, среди которых проби­рается, утопая в снегу, маленькая девоч­ка — мачеха послала ее в зимнюю стужу за ягодами... Из окна избушки выглядывает козлик. А вот огромная рукавичка, в кото­рой живёт мышка... Все это мы сделали сами.

В «Комнату сказки» я вожу детей не ча­сто — раз в неделю, а то и в две. Эстетиче­ская потребность не должна удовлетворять­ся до пресыщения. В этой комнате сказки звучат для детей по-особому. Вот в окош­ках избушки вспыхивает огонек, на небе за­гораются звезды, поднимается из-за леса луна. Комната озаряется слабым светом, а по углам становится еще темнее. Я рас­сказываю народную сказку о Бабе-яге — костяной ноге. Малыши переживают судь­бу героев, ненавидят зло, горячо сочувст­вуют добру. Фигурки злой бабы, доверчи­вой девочки оживают в их представлении.

Сказка для маленьких детей — не просто рассказ о фантастических событиях. Это целый мир, в котором ребенок живет, бо­рется, противопоставляет злу свою добрую волю. Слово находит в сказке реальную форму выражения духовных сил ребенка, как в игре — движение, в музыке — мело­дия. Ребенку хочется не только слушать, но и самому рассказывать, как хочется ему не только слушать песню, но и самому петь.

В «Комнате сказки» для всех ребят нахо­дится любимое занятие. Игра выливается в творчество: малыши превращаются в ска­зочных героев, а куклы в их руках помога­ют лучше передать мысли и чувства.

Меня никогда не смущало, что многие де­вочки и мальчики и в школьные годы про­должают играть в куклы. Каждый ребенок хочет, чтобы у него было что-то бесконеч­но дорогое, родное. Я внимательно слежу за тем, какие духовные отношения склады­ваются между детьми и любимыми кукла­ми, радуюсь, что мальчики на протяжении длительного времени дружат с куклами. У Коли К. ничем не примечательная игрушка — старый рыбак с удочкой. У рыбака несколько раз отламывалась нога, и Коля сделал деревяшку, вырезал, кроме того, ма­ленькую суковатую палку, с которой рыбак отправляется теперь на берег реки. У Ла­рисы Г. любимые куклы — бабушка и внуч­ка. Девочка сделала бабушке очки, под ноги положила теплый коврик, укрыла шалью.

Детская фантазия в «Комнате сказки» не­истощима. Стоит ребенку посмотреть на новый предмет, как он уже связывает его с другим, известным предметом. Рождается фантастическое представление, мысль ребенка трепещет, речь течет плавным потоком. Поэтому мы заботимся, чтобы в «Комнате сказки» были разнообразные предметы, между которыми можно установить какую-то связь. Вот рядом с цаплей, стоящей на одной ноге, — маленький испуганный котенок. Детское воображение создало несколько интересных сказок, героями которых стали Цапля и Котенок. А вот лодка с веслом, рядом с ней лягушка — все и просится в сказку. Маленький поросенок и... умывальник с мылом — это не только вызывает улыбку, но и пробуждает фантазию.

Ребенок, который продумывает сказку, связывая в своем воображении несколько предметов окружающего мира, учится мыслить. С большим трудом приходилось пробуждать мысль и укреплять память Вали С. Девочка долго не могла создать ни одной сказки, это беспокоило меня. А какая была радость для нас, когда сама Валя придумала сказку о жабе, лодке и рыбаке. Сказки, созданные детьми, дороги мне, как яркие огоньки мысли, которые удалось зажечь у ребят. Если бы не творчество, речь многих детей была бы сбивчивой и путанной. Я убедился, что между эстетическими чувствами и словарным богатством речи существует прямая связь. Эстетическое чувство эмоционально окрашивает слово. Чем интереснее сказка и необычнее обстановка, в которой находятся дети, тем сильнее игра их воображения.

Раз в два-три месяца мы обновляем обстановку в «Комнате сказки» — вырезаем из фанеры новые фигурки, деревья, кусты, строим теремки, дворцы, рыбачьи лачуги и курени. Ребята научились изготовлять фигурки персонажей из папье-маше. Каждый раз обстановка в одном из уголков «иллюстрировала» новую сказку.

Ребята на всю жизнь запоминают услышанное, хотя никто от них не требует этого. Когда слово волнует ребенка своей неповторимой красотой, трепетом оттенков, оно запоминается. Память становится острее, а речь — богаче.

Все, с чем дети знакомятся в «Комнате сказки», навсегда остается в их памяти как удивительный уголок золотого детства. Слово, раскрывающее благородные идеи, откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: