Репетиторство как форма педагогической деятельности.




Рынок репетиторских услуг постоянно расширяется как в России, так и за рубежом. По данным исследования экспертов РАНХиГС российский рынок репетиторства к началу 2018 года составлял почти два миллиарда долларов, что почти в семь раз превышает показатели 2000 года. Ежегодный прирост востребованности частных образовательных услуг находится на уровне трех-пяти процентов. По данным того же исследования, услугами репетитора пользуются около 40 процентов школьников. Опыт исследования спроса частных образовательных услуг за рубежом подтверждает тенденцию роста востребованности таких услуг. В разных странах к услугам репетитора прибегают от 42 % до 86 % опрошенных учеников [10]. По прогнозам специалистов, рынок частных образовательных услуг продолжит свой рост примерно на том же уровне.

Подобная тенденция может быть вызвана крайней консервативностью школы, как образовательного института. В то время как дополнительное образование ориентировано на удовлетворение образовательных потребностей и запросов самого ребенка. Другой причиной роста популярности репетиторских услуг может являться слабая персонификация школьного образования. По ряду объективных причин школьный преподаватель не может должным образом дифференцировать образовательный процесс, учитывая уровень способностей каждого из учеников, трудолюбия и интереса к определенным учебным дисциплинам. Это влечет за собой появление у учеников так называемых «образовательных ниш» - неудовлетворенных образовательных потребностей. В подобных ситуациях большинство родителей начинает искать возможности «закрыть» образовавшиеся «пробелы» и обращаются за помощью к репетиторам. По мнению А.А. Наумовой [1] к макрофакторам, вызывающим интерес к репетиторству, можно отнести долю государственных расходов на образование, особенности системы образования и рынка труда. В качестве микрофакторов могут выступать личностные образовательные потребности, семейные ценности, уровень дохода в семье. В то же время, по мнению Базжиной Т.В. повышению спроса репетиторских услуг способствует снижение коммуникативной культуры в школе в системе «ученик-учитель» [13].

Расширяясь, рынок репетиторских услуг привлекает к себе все большее внимание научного сообщества и нуждается в детальном исследовании. На сегодняшний день понятие «репетитор» в России законодательно не закреплено. Некоторые ученые относят репетиторские услуги к платным образовательным услугам, ссылаясь на п.1 ст. 45 Закона РФ «Об образовании» [11]. Однако однозначно этот термин не определен. Многие практикующие репетиторы осуществляют свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Эта ситуация создает определенный «нормативный вакуум», который может создать ряд проблем. Необходима актуализация анализа репетиторских практик. Изучение методов индивидуализации образовательного процесса, типологизация форм индивидуального дополнительного обучения, стандартизация требований к частным репетиторским услугам, оценка деятельности репетитора, определение возможных результатов его деятельности, помогут самим репетиторам выстроить свою работу более эффективно, родителям и ученикам - грамотно подойти к оценке деятельности репетитора и полученных в ходе обучения результатов.

Исследования в сфере эффективности работы репетиторов дают достаточно противоречивые результаты. В Германии [3] и Японии [4] наблюдается положительная взаимосвязь между индивидуальными дополнительными занятиями и академическими успехами учеников, тогда как исследования в Корее [5] и Сингапуре [6] такой связи не обнаружили. В России наиболее масштабное исследованиями в данной области было проведено институтом ВШЭ в 2016 году, которое проводилось с 2936 учениками выпускных классов. В результате не была выявлена и подтверждена связь между занятиями у репетитора и высокими баллами на экзамене [7]. Однако стоит с осторожностью относиться к результатам подобных исследований, потому что ни в одном из них не было должным образом обеспечена независимость частных занятий от внешних факторов.

Не смотря на споры об эффективности занятий с репетитором, спрос на подобные услуги постоянно увеличивается. Анализ востребованности подобных образовательных услуг и уровень удовлетворенности результатами такой модели обучения объясняет устойчивое положение подобной преподавательской практики на рынке образовательных услуг.

Портрет современного российского репетитора сформировала в своем исследовании А.А. Наумова [2]. Выводы по ее работам показали, что чаще всего современный репетитор – это специалист с высшим образованием, чаще не педагогическим, а профильным (по преподаваемой дисциплине). Он работает или имеет небольшой опыт в сфере образования. Чаще всего предложения на рынке репетиторских услуг связаны с подготовкой к итоговой государственной аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) по предметам математики, русского или иностранного языков. «Типичный репетитор» по данным того же исследования имеет опыт работы частным преподавателем от 5 до 10 лет.

Для того чтобы быть востребованным, репетитору следует ориентироваться на запрос. Будет полезным знать, какие качества (личные и профессиональные) важны для учеников и родителей в первую очередь. Это поможет ему привлечь внимание к своим образовательным услугам и сделать свою работу более эффективной. По данным исследования Л.Б.Райхельгауз [8] первостепенными качествами репетитора являются «владением преподаваемой дисциплиной» и «способность доступно объяснить материал». Следующие по важности качества у учеников и их родителей начинают отличаться. Для родителей оказались также важными «умение мотивировать ученика к самостоятельному изучению предмета» и «уравновешенность». В то время как ученики обращают внимание на «терпеливость», «умение заинтересовать» и «готовность помочь».

Проведенное собственное исследование по изучению мнения учеников, занимающихся с репетиторами их родителей, проводилось в 2019 году. В фокусированном интервью приняли участие 50 учащихся и родителей, чьи дети пользуются услугами частного преподавателя. Также был проведен контент-анализ отзывов с различных интернет-площадок, предоставляющих репетиторские услуги, таких как «Ваш репетитор», «UpStudy.ru», «Виртуальная академия», «Profi.ru». Выборку составило около 1500 отзывов, оставленных родителями учеников и самими учащимися. В выборке учитывались как условно «позитивные», так и условно «негативные» отзывы. По итогам проведенного частотного анализа отзывов и результатов фокусированного интервью были получены приоритетные качества репетитора, его умения и навыки, на которые в первую очередь ориентируются ученики и их родители при выборе репетитора и оценке результатов его деятельности, а так же факторы, которые «отталкивают» и создают негативное отношение к занятиям.

К «положительным» качествам репетитора ученики в первую очередь отнесли «умение создать комфортную и дружелюбную обстановку на занятии», «интересную и доступную подачу материала» и «академические знания преподавателя». Для родителей наиболее важными оказались «умение обеспечить индивидуальный подход к особенностям и запросам ученика», «умение найти подход и установить психологический контакт с учеником» и «развитие личных качеств ученика».

К негативным и «отталкивающим» качествам частного преподавателя ученики и их родители отнесли «отсутствие пунктуальности», «перенасыщение материалов урока теоретическими элементами», «конфликтность преподавателя» и «отсутствие ориентации преподавателя на индивидуальные образовательные запросы ученика».

Исходя из вышеприведенных результатов исследований, можно заключить, что при всем многообразии форм и способов деятельности репетитора, его основная функция – фасилитаторская. С английского «facilitate» переводится как «содействовать, способствовать, продвигать». Поэтому репетитор должен уметь стимулировать процесс обучения, инициировать деятельность ученика, создавать благоприятную эмоциональную и интеллектуальную обстановку. Эта позиция подтверждается исследованиями Н.Г. Крыловой, в которых она приводит доводы в пользу тех преподавателей, которые ориентированы на ребенка и выполняют сопроводительные функции. Учителя, придерживающиеся фасилитаторского стиля в работе, легче находят с ребенком общий язык и устанавливают с ним глубокие взаимоотношения. Они глубоко понимают учащихся, выявляют ведущие цели и мотивы их поведения и умеют прогнозировать развитие их личности. Чаще всего они выполняют все функции, возложенные на них: консультативную, посредническую, психолого-профилактическую.

Школьные преподаватели также оказывают частные образовательные услуги. Понятия «репетитор» и «школьный преподаватель» различны. Их методы работы, используемые ими образовательные технологии, тактики ведения урока и степень вовлеченности участников в процесс обучения кардинально отличаются. Однако по данным нескольких исследований [9],[12] по разным подсчетам от 20 до 70 % школьных преподавателей «подрабатывают» и оказывают частные образовательные услуги. Однако, не смотря на вышеупомянутые различия, репетиторство можно рассматривать не иначе как форму педагогической деятельности. Поэтому формы его деятельности и методы, используемые в работе, могут являться источником нового педагогического знания.

Подводя итоги статьи, следует отметить, что такое распространенное явление как «репетитор» на сегодняшний день недостаточно изучено. Исследовательская проблема и научный интерес заключается в том, что работа репетитора имеет свои особенности и специфику. Один и тот же преподаватель в условиях школы и частных занятий выстраивает совершенно различные взаимоотношения с учеником, применяет различные образовательные технологии и стратегии профессионального поведения. Раскрытие специфики работы репетитора, изучение методов его работы, используемых стратегии поведения и педагогических условий, создаваемых им в процессе обучения, помогут выяснить, каким образом школьный преподаватель может улучшить свою работу и индивидуализировать процесс обучения, повысить уровень заинтересованности и вовлеченности учеников в образовательный процесс. Изучение репетиторского опыта может внести коррективы в методику подготовки педагогических кадров.

 

 

Список литературы

1. Наумова А.А. Репетиторство как частная преподавательская практика. Зарубежный опыт.

2. Наумова, А. А. Портрет современного репетитора в оценках обучающихся и родителей: региональный анализ [Текст] / А. А. Наумова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета 2018. № 5 (с. 8 1 2.

3. Mischo, C., & Haag, L.Expansion and effectiveness of private tutoring. Euro-pean Journal of Psychology of Education.–2002.–17(3).–P.263-273.

4. Stevenson, D.L., & Baker, D.P.Shadow education and allocation in formal schooling: Transition to university in Japan. American Journal of Sociology.–1992.–97.–P.1639-1657.

5. Lee, J.Two worlds of private tutoring: The prevalence and causes of after-school mathematics tutoring in Korea and the United States. Teachers College Record.–2007.–109.–P.1207-1234.

6. Cheo, R., & Quah, E.Mothers, maids, and tutors: An empirical evaluation of their effect on children’s academic grades in Singapore. Education Economics.–2005.–13(3).–P.269–285.

7. Соболевская, О.В. Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ [Текст]/ О.В.Соболевская// Научно-образовательный портал IQ НИУ ВШЭ [Электрон. ресурс]. 2016, 18 января. Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/177663890.html (дата обращения: 15.01.2020).

8. Райхельгауз Л. Б. Репетиторство как социально-педагогический феномен // Социально-политические исследования. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/repetitorstvo-kak-sotsialno-pedagogicheskii-fenomen (дата обращения: 15.01.2020).

9. Бугулова,И. Каждый четвертый школьник готовится к ЕГЭ с репетитором [Текст]// И.Бугулова, Н.Зайков,И.Ивойлова// Российская газета. Федеральный выпуск №7224 (58). 20.03.2017 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/ 2017/03/20/uchenye-podgotovka-k-ege-s-repetitorom-pribavit-lish-neskolko-ballov.html (дата обращения: 15.01.2020).

10. Ng, T. Private Tutoring, Teacher Performance Pay, and Incentives to Teach Badly [Text] / T. Ng, M. Li. – 2015. – 32 р.

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.

12. Балакина Т. П. Экономика репетиторства: мотивы, стимулы, модели//Экономика образования. 2012. – № 2. – С. 115–123.

13. Базжина Т. В. В ожидании экспертного влияния // Вопросы образования. 2009. № 3. С. 287–296



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: