МАРКИ РЕАКТИВНЫХ ТОПЛИВ РОССИИ




 

Топлива России разрабатывались начиная с 40-х годов XX века.

Т-1. Введено в 1948 г. Представляет собой прямогонный керосин с содержанием серы не более 0,1 %. Ориентировано на получение из нефтей Баку. Имеет широкий фракционный состав и относительно высокую норму по минимальной плотности. Фракционный состав (Фр. с.) 130-280°С.

ТС-1. Взаимозаменяемо с Т-1. Прямогонный керосин с содержанием серы не более 0,25 % (впервые получено из нефтей междуречья Урал-Волга). Фракционный состав определяется нормами на другие показатели. Малая термостабильность. Вырабатывается и в настоящее время. Фр. с. -130-240°С.

Т-2. Дистиллят широкого фракционного состава (100-280°С) из высокосернистых нефтей, имеющий высокую летучесть. Топливо введено в 1957 г. с целью расширения ресурсов авиатоплив. В настоящее время не выпускается и считается резервным.

Т-3. Специально вырабатывалось для ГДР.

Т-4. Введено в 1957 г. как временное и имеющее широкий фракционный состав и высокое содержание серы. Имело малую термостабильность и окислялось при хранении (вероятно, его получали из дистиллятов вторичного происхождения - крекинга и т.п.).

Т-5. Разработано как топливо для прямоточных ВРД. Имеет малую термостабильность, высокую плотность и вязкость и широкий фракционный состав.

Т-6. Введено в 1966 г. для сверхзвуковой авиации. Фракция 195-315°С первичной перегонки нефти с последующим гидрированием или фракция 195-300°С газойля каталитического крекинга с последующей гидродеароматизацией. Обладает высокой плотностью (0,845 г/см.), высокой температурой вспышки, большой теплотой сгорания (36 МДж/л),малым содержанием серы (0,05%) и ароматических углеводородов (5-8%). Имеет высокую термостабильность.

Т-7. Вторичное гидроочищенное топливо. Введено в 1966 г. для сверхзвуковой авиации с целью использования в гражданских самолетов, но несомненно пригодно как топливо для военных самолетов. Вырабатывалось из малосернистых нефтей. Термостабильно.

Т-8В. Впервые введено в 1968 г. специально для первого отечественного сверхзвукового гражданского самолета ТУ-144. Прямогонная фракция

-280°С с последующей каталитической гидродеароматизацией. Имеет хорошую термостабильность и малую испаряемость. Используется также для военной сверхзвуковой авиации и другой техники.

РТ. Впервые введено в 1970 г. для дозвуковых самолетов. Фракция

-280°С первичной перегонки нефти с последующей гидроочисткой. Содержит смазывающие присадки. Высокая термостабильность. Потенциально может использоваться, когда требуется повышенная выработка реактивных топлив.

Таким образом, в настоящее время вырабатываются реактивные топлива:

дозвуковые Т-1 и ТС-1(аналог США- JP-4);

переходное РТ, которое может использоваться как для звуковых самолетов, так и для сверхзвуковых (аналог CШA-JP-5);

сверхзвуковые Т-6 и Т-8В.

ракетные (марки определяются соответствующими ТУ).

ОСНОВНЫЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА РЕАКТИВНЫХ ТОПЛИВ.

Фракционный состав определяется в основном нормами на плотность, вязкость и температуру начала кристаллизации. Но в стандартах указаны предельные значения температур кипения (см. табл. 1.).

Американское топливо JP-4 имеет пределы кипения 120-250 °С.

В зависимости от конкретной нефти состав подбирается таким, чтобы были в норме плотность, вязкость и температура начала кристаллизации.

В табл.1приведены нормы на показатели качества всех марок реактивных топлив.


Таблица 1. Характеристики реактивных топлив

Показатели ТС-1 T-I Т-1С Т-2 РТ Т-6 Т-8В
Плотность 20 °С, кг/м', не менее              
Фракционный состав: температура начала перегонки,°С: не ниже не выше перегоняется при температуре, °С, не выше: 10% 50 % 90% 98% __ 150 165 195 230 250 __ 150 175 225 270 280 __ 150 175 225 270 280 60 __ 145 195 250 280 165 155 175 225 270 280 195 __ 220 255 290 315 165 185 Не нормируется 280
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: 20 °С, не менее -40 °С, не более 1,30 8 1,50 16 1,50 16 1,05 6 1,25 16 <4,5 60 >1,5
Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее              
Высота некоптящего пламени, мм, не менее              
Кислотность, мгКОН/100см3-топлива <0,7 <0,7 0,7 <0,7 0,2-0,7 0,4-0,7 0,4-0,7
Йодное число, гI2/100г топлива, не более 2,5 2,0 2,0 3,5 0,5 0,8 0,9
Температура, °С: вспышки в закрытом тигле, не ниже начала кристаллизации, не выше 28 -60 30 -60 30 -60 __ -60 28 -55 62 -60 45 -50
Термоокислительная стабильность в статич. условиях при 150°С, не более: содержание осадка, г/100 см топлива содержание фактических смол, мг/100 см3, не более 18 3 35 6 6 6 18 5 6 4 6 4 6 4
Содержание, % (мас.), не более: ароматических углеводородов общей серы меркаптановой серы 22 0,20 0,003 20 0,10 - 20 0,10 0,001 22 0,25 0,005 22 0,10 0,001 10 0,05 Отсутств. 22 0,10 0,001
нафталиновых углеводородов - - - - 1,5 0,5 2,0  
Зольность, %, не более 0,003 0,003 0,003 0,003 0,003 0,003 0,003  
Люм и неметрическое число, не ниже -   - -        
Термоокислительная стабиль-ть динамич. методом при 150-180°С: перепад давления на фильтре за 5 ч, кПа, не выше отложения на подогревателе, баллы, не более - - - - - - - - 10 2 10 1 10 1  
Удельная эл. проводимость, пСм/м: при температуре заправки техники, не менее при 20°С, не более 50 600 - - - - 50 600 50 600 - - 50 600  
                         

Вязкость, иначе называемая "противоизносное свойство", определяет распыляемость топлива, его прокачиваемость в топливной системе и износ плунжеров насоса.

Чем меньше вязкость, тем лучше топливо распыляется и выше дисперсность микрокапель. Прокачиваемость также улучшается с уменьшением вязкости.

При увеличении вязкости смазка насоса улучшается, и износ уменьшается, но до определенных пределов, когда вязкость увеличивается так сильно, что затрудняется прокачиваемость и растут затраты энергии на привод насоса. Поэтому при больших значениях вязкости существует верхнее ограничение по вязкости, а при малых - нижнее. Исходя из этого, нормы на кинематическую вязкость таковы, что при 20°С для всех топлив, кроме Т-6, действует нижнее ограничение (норма "не менее"), а во всех остальных случаях действует верхнее ограничение (норма "не более").

Температура начала кристаллизации, иначе называемая "низкотемпературное свойство", является для авиационных топлив очень важной эксплуатационной характеристикой, поскольку температура в верхних слоях атмосферы порядка минус 50°С и в случае образования кристаллов в топливе нарушится прокачиваемость топлива, начнут забиваться фильтры тонкой очистки топлива, и двигатель остановится (что чревато самыми тяжелыми последствиями).

Поэтому для всех марок топлив эта температура начала кристаллизации нормируется "не выше минус 60°С".

Нагарообразующие свойства. Они определяются такими показателями, как содержание смол и ароматических углеводородов и высота некоптящего пламени.

Нагар может образовываться у устья форсунок и на стенках камер сгорания.

При образовании нагара у устья форсунок искажается форма факела горения топлива, вместо соосного с камерой факел становится направленным под углом и "бьет" в стенку камеры. Это может привести к местному пережогу стенки и, как следствие, к пожару в двигателе.

При отложении нагара непосредственно на стенках камеры сгорания растет термическое сопротивление стенок, что также приводит к перегреву стенок, их прогару и также к пожару.

Наиболее нагарообразующим компонентом являются смолы (фактические).

Ароматические углеводороды также относятся к нагарообразующим компонентам, поскольку у них самое низкое отношение Н:С (обедненность водородом), вследствие чего при горении они дают сильно светящееся пламя, усиливающее лучистый теплообмен; все это ведет к отложению нагара и прогару камер сгорания. Особо вредны бициклические ароматические соединения. Содержание бициклических ароматических соединений нормируется значением люминометрического числа, т.е. светимостью пламени:

Наиболее характерный показатель нагарообразующих свойств -30 это высота некоптящего пламени (определяется в лабораторной фитильной лампе по высотепламени без копоти). Чем выше высота некоптящего пламени (ВНП), тем меньше нагар.

Характеристики горения топлива, в том числе данные по нагару, приведены в табл. 2.

 

Таблица 2. Характеристики горения топлива

Показатели Изоок- тан Цикло-гексан Адкил-циклогексан Т-1 Толуол Бензол Метилне-фтапин
Дл. факела при а = 4, %     -       -
Нагарообразование относительно Т-1, %   -          
Нагар, гр. 0,45 - 0,92 3,8   24,4 48,2
Отношение С:Н (по m) 5,33 6,0 5S58 6,22 10,5 12,0 13,2

 

Содержание серы косвенно характеризует нагарообразующие свойства, но в основном сера вредна из-за коррозии. Поэтому нормы на содержание серы.

Термостабильность характеризует топливо по его склонности к образованию смолистых веществ при контакте с воздухом при высокой температуре. При скорости самолета, в 2-5 раз превышающей скорость звука, топливные баки самолета разогреваются до 150-200°С, а отсюда - образование смол в топливе и, как следствие - отложение нагара при горении. Мерой термостабильности в статистических условиях является количество смол (в мг), образовавшихся в 100 мл топлива при 150°С и контакте с воздухом в течение 4 - 5 часов. Определяют для образцов топлива по 50 мл в металлических сосудах с крышками, помещенных в термостат, нагретый до 150°С, и выдерживаемых в течение указанного выше времени.

Для топлив, предназначенных к использованию в сверхзвуковой авиации, помимо термостабильности в статистических условиях определяется термоокислительная стабильность динамическим методом. В этих испытаниях топливо, нагретое до 150-180°С, прокачивается через специальный фильтр в течение 5 ч. Нормируется перепад давления на фильтре (не выше 10 кПа) и отложения на подогревателе не более 1-2 баллов.

Энергетические свойства характеризуются низшей теплотой сгорания, плотностью и содержанием ароматических углеводородов.

Массовая теплота сгорания топлива должна быть максимальной.

Но не менее важна и объемная теплотасгорания, т.е. количество тепла, выделяющегося при сгорании 1 литра топлива (МДж/л), поскольку в самолете объемы баков ограничены и важно, сколько энергии даст единица объема топлива.

Объемная теплота сгорания равна массовой теплоте, умноженной на плотность топлива, поэтому чем выше плотность топлива, тем больше объемная теплота сгорания. Плотность же топлива тем выше, чем больше в топливе содержится нафтеновых и ароматических углеводородов.

Ароматические углеводороды имеют наибольшую плотность и поэтому наиболее выгодны с точки зрения объемной теплоты сгорания. Но, с другой стороны, они имеют наименьшее отношение Н:С и наименьшую массовую теплоту сгорания, а также дают нагар при горении.

Исходя из сказанного, подбирается оптимальный состав топлива, который бы обеспечивал его максимальные энергетические свойства.

Этот оптимальный состав складывается из нафтенов (60-80 %), изоалканов (15-30 %) и ароматических углеводородов (5-10 %).

В табл. 3приводятся сравнительные энергетические характеристики некоторых углеводородов и реактивных топлив.


Таблица 3. Энергетические характеристики некоторых углеводородов итоплив

  Плотность, Теплота сгорания Температура, °С
Углеводороды топлива кг/м массовая, МДж/кг объемная, МДж/л кристаллизации кипения
н -Тетрадекан   43,57 33,62 +6  
Тетрациклононан   42,7 42,37 -51  
Трициклодекан   43,П 39,76 + 10  
Смесь моноцикличес   41,57 37,71 -69 200-242
ких АрУ          
Смесь бициклических   39,34 37,98 -37 240-280
АрУ          
Топливо ТС-1   42,9 33,5 -60 140-240
Топливо РТ   43,19 34,5 -60 140-280
Топливо Т-6   42,9 36;47 -60 120-250

Присадки к топливам вводятся для улучшения некоторых свойств, не обеспечиваемых групповым составом и технологией получения топлива.

Обычно число присадок, вводимых в реактивные топлива, крайне ограничено -1-2 присадки:

• антиокислительные, улучшающие термостабильность топлива;

• противоизносные, улучшающие смазывающую способность топлива. Иногда (за рубежом) вводится антистатическая присадка.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Коршак А.А. Основы нефтегазового дела. Учебное пособие./ Коршак А.А., Шаммазов А.М. - Уфа: Издательство УГНТУ, 1999.

. Фукс И.Г. Нефть, газ и продукты их переработки./ Фукс И.Г., Холодов Б.П. - М.:- Нефть и газ.-163с.

3. Мишин В.М. Переработка природного газа и конденсата. Учебник для непрерывного фирменного профессионального рабочих в обществах и организациях ОАО «Газпром»./ Мишин В.М. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-448с.

. Другов Ю.С. Экологические анализы при разливах нефти и нефтепродуктов./Другов Ю.С., Родин А.А. -С-Петербург.: 2000г.

. Кламанн Д. Смазка и родственные продукты. / Кламанн Д. - Москва: Химия.-1998г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: