Характеристика современных педагогических принципов.




Тема: «Основные педагогические принципы Российского образования: традиционные и современные»

Цель: познакомиться с основными традиционными и современными принципами целостного педагогического процесса, принятыми в отечественной системе образования, раскрыть особенности каждого и правила реализации.

Задачи:

·обучающая: раскрыть понятие «принцип обучения», рассмотреть сущность основных традиционных и современных педагогических принципов;

·развивающая: развивать умение анализировать и обобщать изучаемый материал, теоретическое и словесно – логическое мышление;

·воспитывающая: воспитывать научное мировоззрение, активность во взглядах и мнениях, независимость суждений, самостоятельность и устойчивость интересов.

Оборудование: конспект лекции, раздаточный материал (табл. «Основные педагогические принципы»), пояснительные примеры.

Список литературы:

1. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003. –

С. 66 – 75.

2. Панкратова Т. М. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – Ярославль: Ярославский гос. универ., 2003. - С. 11.

3. Педагогика: Учебное пособие./Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 178 – 186.

4. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: изд. центр «Академия», 2002. – С. 235 – 242.

План

1. Понятие «принципов обучения», их назначение.

2. Характеристика традиционных принципов целостного педагогического процесса.

3. Характеристика современных педагогических принципов.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Постановка цели и задач.

III. Изложение лекционного материала.

Понятие «принципов обучения», их назначение.

Понятие «принцип» латинского происхождения и переводиться как начало, основа. Принцип – основное правило, основоположение.

Принципы обучения – это наиболее общие руководящие положения, в которых отражены требования к содержанию, организации и методике обучения [Панкратова Т. В. Методика преподавания психологии. – Ярославль, 2003 ].

По своему происхождению принципы обучения являются теоретическим обобщением педагогической практики, они возникают из опыта практической деятельности и, следовательно, носят объективный характер. Именно поэтому принципы становятся руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения.

Однако принципы носят и субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога с различной степенью полноты и точности.

Принципы охватывают все стороны педагогического процесса и делают его целесообразным и логически последовательным.

Соблюдение принципов выступает элементом педагогической культуры, важнейшим условием эффективности процесса обучения.

Основные педагогические принципы выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.

По мере развития теории и практики, открытия новых закономерностей процесса обучения, формировались и новые педагогические принципы. Работа над ними продолжается и сегодня. В связи с этим принципы обучения можно разделить на традиционные и современные.

Характеристика традиционных принципов целостного педагогического процесса.

· Принцип гуманизации. Идеи, на которых основывается этот принцип зародились еще в древности. Одним из первых четко определил гуманистическую основу взаимодействия учителя и ученика китайский философ, живший до нашей эры – Конфуций. Активно выделяется в ХIХ в. С середины ХХ в. активно выделяется в работах отечественных педагогов

А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.

Сущность принципа гуманизации состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогом, в приоритетах человеческих ценностей. Принцип предполагает уважительное отношение к личности обучаемого, доброжелательность и одновременно разумную требовательность к нему, полное признание прав обучаемого, опора на его положительные качества.

· Принцип демократизации появился в ранней буржуазной педагогике, т.е. в конце XIX в. Сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для самореализации, саморегуляции, самоопределения. Согласно данному принципу педагогический процесс должен иметь индивидуально – ориентированный характер, организовываться с учетом национальных особенностей обучающихся, быть открытым для общественного контроля и влияния.

· Принцип природосообразности зародился в античности, еще в Древней Греции (VI – III в.), но наиболее четко и содержательно был сформулирован Я.А. Коменским. Принцип заключается в соответствии процесса обучения естественному ходу развития ребенка, т.е. предлагаемые для изучения знания должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащегося. Педагогический процесс организуется как поддерживающий и укрепляющий здоровье учащихся, опирается на зону ближайшего развития, определяющую возможности учащегося.

· Принцип культуросообразности появился в немецкой педагогике XIX в. и связан прежде всего с именем А. Дистервега. Принцип предполагает максимальное использование в образовании культуры той среды, в которой находиться конкретное учебное заведение, растет ребенок (страна, край, город). Согласно данному принципу, педагогический процесс понимается как составная часть культуры общества, страны, региона.

· Принцип наглядности. Я. А. Коменский в нач. XVII в. называл его «золотым правилом» дидактики.

Согласно данному принципу, в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Принцип наглядности основан на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному.

Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, использованием схем, таблиц, ярких примеров, жизненных фактов, а также в широком использовании экскурсий.

· Принцип доступности требует учета в организации обучения реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных, эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психологическом здоровье учащихся. Все, что передается учащимся, а также методы и средства передачи, должно соответствовать их возрастным возможностям, уровню воспитанности и обученности.

Однако обучение не должно быть слишком легким.

Рассматриваемый принцип предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы у учащихся появилось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха. Это помогает им снять повышенную тревожность и неуверенность в успехе при решении учебных задач.

· Принцип прочности. Был введен также Я. А. Коменским.

На усвоение и запоминание любого материала влияет много факторов, среди которых немаловажное значение имеет то, насколько интересно и важно оно для ученика, ценно в плане использования в жизни. Принцип реализуется за счет формирования позитивного отношения к изучаемому, регулярного повторения изученного с введением элементов новой оценки и интерпретации усваиваемого материала, систематического контроля и оценки результатов обучения.

· Принцип последовательности и систематичности сформулирован

Я. А. Коменским. Согласно этому принципу изучаемый материал должен излагаться последовательно и неразрывно, т. е. все, что изучается должно закреплять уже пройденное и служить основой для новых знаний.

· Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, требует, чтобы содержание образования было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями изучаемой дисциплины. Обучение должно раскрывать современные достижения науки и перспективы ее развития.

· Принцип связи теории с практикой, или принцип прикладной направленности обучения выражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях и в реальной жизни. Для этого используется анализ примеров и ситуаций, организуется разнообразная практическая деятельность (упражнения, творческие работы), направленная на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек в соответствии с характером получаемого знания. Данный принцип реализуется через активное включение учащихся в общественно полезную деятельность, вовлечение в посильную трудовую и др. виды деятельности.

Характеристика современных педагогических принципов.

· Принцип воспитывающего обучения.

Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения.

Учебный материал должен развивать не только познавательную сферу обучаемых, но и формировать у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и к другим, дисциплинированность.

· Принцип сознательности, активности, творчества и инициативы выражается в том, что учащиеся осознают цели обучения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и решают их.

Ученика невозможно научить, если он не захочет учиться. Только в процессе собственной активной деятельности ученик успешно овладевает знаниями и развивается.

Согласно этому принципу обучение должно раскрывать личностный потенциал учащихся, стимулировать их творческое отношение к учебной деятельности, инициативу, самостоятельность мышления.

В настоящее время экспериментально доказано, что творчество обучаемых находится в прямой зависимости от творчества педагогов, которые транслируют его в процессе совместного решения учебных задач. Творческий педагог допускает их вариативные решения, не требует жесткого следования своему темпу, оставляет время для мысленного экспериментирования и апробации различных способов решения одних и тех же задач, поощряет самостоятельность и дивергентность мышления (способность человека видеть несколько вариантов решения одной задачи, уход от привычного способа действия), делает контролирующую функцию прерогативой ученика, вверяя ему ответственность за совершаемые действия и результаты деятельности. Учитель своими стратегиями обучения как бы "обрекает" ученика на творчество, "заставляет" осознавать ход и результаты учения, намечать этапы выполнения учебных заданий.

· Принцип положительного эмоционального фона педагогического процесса предполагает такую его организацию, когда всем участникам этого процесса интересно и увлекательно заниматься совместной дельностью. Участники взаимодействия открыты и толерантны (терпимы) по отношению друг к другу. Продумано учебно-воспитательное пространство: красиво оформлены классные помещения (цветы, картины, панно и т.д.). Образовательное учреждение многофункционально и максимально адаптировано для организации полноценной и всесторонней жизнедеятельности каждого отдельного ученика и всего детского коллектива.

· Принцип субъектности основан на положении, согласно которому и учитель, и ученик являются равноправными субъектами учебной деятельности и предполагает развитие способности учащегося осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противостоять негативному внешнему влиянию, создавать условия для саморазвития и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей.

Рассмотренные принципы в реальном процессе обучения выступают во взаимодействии друг с другом.

Поэтому любой из принципов приобретает свое действительное значение лишь в связи с другими. Они проявляются одновременно на каждом этапе учебного процесса. Принципы обучения дополняют и усиливают друг друга.

 

IV. Подведение итогов урока.

- Перечислите принципы целостного педагогического процесса.

- Назовите основные традиционные педагогические принципы.

- Раскройте один из принципов, который вы хорошо понимаете и представляете.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: