Тема. Этапы антропогенеза.




Цели:

сформировать знания школьников об основных этапах эволюции человека, о развитии трудовых навыков и общественных отношениях на разных этапах антропогенеза;

продолжить формирование знаний о роли биологических и социальных факторов на разных этапах эволюции человека.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Организация учащихся на урок.
  2. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с историей изучения проблемы происхождения человека. Рассмотрим для начала общие представления о происхождении человека.

1. а) Анаксимен, Аристотель выдвинули идею, что человек – "родственник животных". Аристотель также выявил различия между человеком и животными:

· Прямохождение;

· Головной мозг крупный;

· Речь и разум.

б) Карл Линней поместил человека наряду с высшими и низшими обезьянами в один ряд – приматы.

в) Жан – Батист Ламарк в 1809 году в книге "Философия зоологии" описывал происхождение человека: исходный предок "четверорукое" высокоразвитое существо, которое спустилось на Землю и постепенно превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению.

г) Ч. Дарвин в 1871 году в труде "Происхождение человека и половой отбор" доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль социальных факторов.

д) Ф.Энгельс в 1896 году в труде "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" писал: "Труд создал самого человека".

2. а) Антропогенез – эволюция человека и становление его как вида.

б) Антропология – наука, изучающая происхождение человека

(демонстрация кадров видеофильма "Земля. Происхождение человека".)

3. Основные этапы эволюции человека.

№№ Предки человека Где и когда жили Прогрессивные черты во внешнем облике Прогрессивные черты в образе жизни Орудия труда
1. Исходные формы – австралопитеки 10 – 15 млн. лет назад, в Африке Масса головного мозга не превышала 500 г., рост 120 – 130 см, масса тела 30 – 40 кг Достаточно свободно передвигались по открытой местности на двух ногах, полностью освободив от передвижения руки Использовали палки и камни в качестве оружия при защите и охоте на животных
2. Древнейшие люди – питекантропы (обезьяночеловек) Африка, Азия (Индонезия, Китай) и на юге Европы 1,5 млн. лет назад Рост их составлял примерно 160 см, головной мозг достигал 850 – 900 см³ Похожи на людей, активные охотники на крупную дичь, они открыли употребление огня и научились поддерживать его, но добывать огонь так и не научились Ручное рубило
3. Древнейшие люди – синантропы (китайский человек) 400 000 лет Объем головного мозга составляет 850 – 1220 см³, теменные доли мозга развиты сравнительно сильно, в то время как лобные доли полушарий мозга развиты слабо, правая рука была развита сильнее левой. Синантропы ходили достаточно прямо и передними конечностями о землю не опирались. Синантропы умели пользоваться огнем, находки антропологов указывают на то, что синантропы были людоедами. Орудия труда были небольших размеров и грубо обработаны, длина их не превышала 15 см.
4. Древние люди – неандертальцы Западная Европа, Алжир, Марокко, в долине реки Неан – дерталь 150 тыс. лет назад Объем мозга составлял 1000 – 1600 см³, лобные доли были развиты значительно слабее, ростом были несколько ниже человека современного. Для них характерна сутулая походка, они держали ноги немного согнутыми в коленях Изготовляли одежду из шкур животных, жили в пещере или строили жилище. При помощи камней они изготовляли орудия труда более совершен - ные, чем те, которые изготовляли синантропы.
5. Первые современные люди – кроманьонцы Впервые останки этих людей были найдены во Франции в гроте Кро-Маньон 30-40 тыс. лет назад Это были довольно красивые люди, рост их достигал 190 см, объем мозга доходил до 1800 см³ Научились обрабатывать землю и разводить домашних животных, строили дома и освоили гончарное производство. Они были отменными художниками и скульпторами. Каменные орудия труда, сделанные при помощи отжима, и не путем обкалыва - ния, а обтачивания

3. Закрепление изученного материала: формулирование выводов и запись их в тетради.

· Австралопитеки были первым этапом на пути от дриопитеков к человеку. В африканской саванне было достаточно жарко, спасительная тень деревьев была здесь редкостью, поэтому австралопитеки начали постепенно терять волосяной покров. В итоге сформировались прямоходящие, почти безволосые обезьяны. По своему виду они уже походили на людей.

· Именно питекантропы были переходным звеном от обезьяны к человеку. Недаром антропологи называют питекантропов древнейшими людьми.

· Неандертальцы не имели развитой речи, они лишь обладали зачатками речи. Орудия труда, которые они изготовляли легко можно разделить на ряд отдельных групп, в зависимости от тех трудовых операций, для которых они предназначены.

· Очень важным дополнением к находкам питекантропов являются находки другой группы древнейших людей – синантропов, сделанные в Китае, в пещере Коцетанг. У синантропов теменные доли мозга были развиты сравнительно сильно, в то время как лобные доли полушарий мозга развиты слабее и сохраняют черты сходства с лобными долями полушарий головного мозга у человекообразных обезьян. Изучение немногочисленных фрагментов бедренных и плечевых костей показало большое сходство этих костей с соответствующими им костями современных людей.

· В целом кроманьонцы мало, чем отличались от людей современного типа, и в палеонтологии соединяют ископаемых людей современного типа и современных людей в один вид – Человек разумный (Homo sapiens).

4. Задание на дом: выучить конспект

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: