Уолтер Липпман (1889–1974) – американский журналист, социолог и государственный деятель, основоположник науки о политической коммуникации.
Родился в Нью-Йорке, в состоятельной еврейской семье и учился в Гарварде, где в тот момент преподавали крупнейшие ученые, которые повлияли и на него.
Уильям Джеймс - выдающийся американский философ и психолог, один из основателей и представителей школы философского прагматизма. Он одним из первых обратил внимание на роль личности в историческом процессе, а также выступил с идеей поиска способов сохранения политического единства и гражданского согласия в условиях отсутствия войны или иной реальной угрозы.
Благодаря У. Джеймсу Липпман усвоил идею важности внешних угроз (например, войны) для сплочения общества.
Грехэм Уоллес - британский политолог, социолог, социалист и государственный деятель. Он одним из первых обратил внимание на поведенческий аспект в политике. Своим трудом «Человеческая природа в политике» он совершил революцию в методологии политической дискуссии, обратив внимание на нерациональность политического выбора. Ему приписывают первое использование в научной речи понятия «политический имидж».
Под влиянием Уоллеса молодой Липпман увлекся социалистическими идеями.
Джордж Сантаяна – американский философ и писатель, внесший свой вклад в развитие вопросов философии политики.
Под влиянием взглядов Джорджа Сантаяны Липпман стал приверженцем идеи политического элитизма (концепции, согласно которой общество состоит из элиты, управляющей его деятельностью, и народа: развитие общества определяется умениями, способностями и желаниями элиты, народу отводится пассивная роль исполнителей замыслов элиты).
|
После окончания университета Липпман работал ассистеном Сантьяны, а позже нашел себя и в политике (участвуя в социалистическом движении в США), и в политической журналистике, и на государственной службе.
Липпман работал в социалистическом издании Boston Common, учредил еженедельный либеральный журнал о политике и искусстве The New Republic, был сотрудником The New York World, писал колонки для New York Gerald Tribune и Washington Post. Дважды становился лауреатом Пулитцеровской премии.
В 1917 году Липпман стал помощником главы Военного министерства США и в качестве советника оказывал сильное влияние на президента Вудро Вильсона по вопросам вступления США в Первую мировую войну. Кроме того, известно, что Липпман советовал президенту отказаться от поддержки информационной политики, основанной на подавлении свободы печати, и предлагал отменить военную цензуру.
В исследовательской деятельности Липпману помогал опыт журналистской работы, госслужбы, блестящее образование и эрудиция. Он был одним из первых исследователей политической журналистики, кто рассматривал проблему предвзятости и необъективности в журналистских текстах: вместе с Чарльзом Мерцем провел анализ материалов газеты The New York Times, где изучал манеру освещения событий, происходивших в России с момента свершения буржуазной революции в феврале 1917 года, до времени проведения исследования. Освещение событий оказалось неточным и необъективным.
В работе «Предисловие к политике» одним из первых рассмотрел психологический аспект политической науки, т.е. пытался объяснить особенности политического развития иррациональных мотивов человеческой деятельности.
|
Наибольшую популярность ему принесла оригинальная концепция общественного мнения.
В трудах «Общественное мнение» и «Призрачная общественность» Липпман отрицал способность народа управлять государственными делами, критиковал «миф о всеведущем и всемогущем гражданине» и утверждал, что реальные политические решения принимает ограниченная группа людей.
Источник ограниченности демократии Липпман «видит в неспособности среднестатистического человека разобраться в сложной общественной действительности; для этого у людей нет ни времени, ни знаний, а получаемая ими с помощью СМИ информация является неполной или искаженной. Люди редко понимают свои интересы и не сознают, как рационально осуществить их. Также он выдвигает понятие „стереотипа“ как упрощенного или искаженного представления о лице, объекте или проблеме. По Липпману, люди находятся во власти стереотипов, и „никакая избирательная система и никакие изменения в распределении собственности не могут устранить корни этой проблемы“».
В книге «Общественная философия» он заявил об упадочном состоянии современного общества, причина которого — господство ложного по своей сути общественного мнения, ослабляющего государственную власть.
Еще одно достижение Липпмана - введение в широкий общественный дискурс метафоры «холодная война» (the сold war), которую он услышал в 1947 году в речи американского финансиста и политика Бернарда Баруха.
|
Таким образом, в своих многочисленных трудах Липпман определил круг важных теоретических вопросов:
• иррациональность политики и политического поведения;
• ложность идеи народовластия и неспособность граждан осознать и рационально сформулировать свои политические интересы;
• ложность общественного мнения и способность журналистики манипулировать им;
• упрощенность механизмов восприятия информации, стереотипизация мышления и роль газеты в этом процессе;
• смысл и назначение прессы как связующего звена между обществом и правительством;
• важность и нужность целенаправленной информационной работы, чтобы обеспечить взаимодействие между обществом и правительством, опасность утаивания общественно значимой информации в период социальных потрясений.
Именно Липпман легитимизировал использование целенаправленных и организованных коммуникационных усилий правительства (коммуникативный менеджмент), а также обосновал возможности организации общественного контроля за политической властью за счет публичности политических коммуникаций. Его идея ложного общественного мнения, которым нужно управлять, легла в основу теории и практики связей с общественностью в области государственного управления. Именно Липпман стал «идеологическим отцом» политического PR.