Всего за задание 15 баллов.




В заданиях 7–9 выберите несколько верных ответов из предложенных. Ответы внесите в таблицу.

7. Укажите имена землепроходцев, исследовавших территории Сибири и Дальнего Востока.

  1. Б. Морозов
  2. С. Дежнёв
  3. М. Стадухин
  4. Е. Хабаров
  5. А. Курбский
  6. М. Скуратов

8. Укажите названия городов, находившихся на территории Волжской Булгарии.

  1. Сувар
  2. Итиль
  3. Искер
  4. Булгар
  5. Биляр
  6. Бахчисарай

9. Какие из перечисленных ниже понятий связаны с архитектурой и строительством?

  1. апсида
  2. закомара
  3. отрок
  4. борть
  5. плинфа
  6. вервь

 

     
     

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Всего за задания 6 баллов.

10. По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.

1. Никон, Филарет, Гермоген, Иов.

2. Пергамент, береста, бумага, вощёная табличка.

3. Гренгам, Нотебург, Гангут, Гельсингфорс.

4. В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров, Н.М. Карамзин.

5. Д.Давыдов, А.Фигер, В. Кожина, Г.Курин.

По 2 балла за каждый верный ответ. Всего 10 балла.

Задание 11

Установите соответствия между именами художников и названиями их произведений. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 7 баллов

АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЕ
А) И.И. Левитан Б) И.Е. Репин В) К.И. Брюллов Г) В.Г. Перов Д) В.Д. Поленов Е) В.А. Серов Ж) В.И. Суриков 1) «Московский дворик» 2) «Переход Суворова через Альпы» 3) «Девочка с персиками» 4) «Бурлаки на Волге» 5) «Владимирка» 6) «Грачи прилетели» 7) «Тройка» 8) «Последний день Помпеи»

Ответ:

А Б В Г Д Е Ж
             

По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Всего за задание 7 баллов.

12. Расположите названия учебных и научных учреждений в хронологической последовательности по мере их появления:

  • А) Академия наук
  • Б) Смольный институт
  • В) Кунсткамера
  • Г) Царскосельский лицей
  • Д) Московский университет
  • Е) Славяно-греко-латинская академия

4 балла за полностью верную последовательность.

             
Е   В А Д Б Г

13. С какими событиями XVII в. связаны следующие слова?
1. «Готовы мы единодушно все пострадать, а новой веры, и учения, и книг отнюдь все не приемлем».
2. «Буде добром нам тех бояр не отдашь, а мы у тебя учнем имать сами по своему обычаю».
3. «Вот тебе, изменник, за соль!»
4. «С Дону выдачи нет!»
5. «Силою не стану принуждать, а кто захочет быть со мною – будет вольный казак».
6. «Чтоб мы вовеки все едины были!»

Варианты ответов: А. Соляной бунт; Б. бегство крестьян от помещиков; В. воссоединение Украины с Россией; Г. раскол; Д. крестьянская война под предводительством С.Т. Разина; Е. Медный бунт.

Ответ

           
           

14.. Согласны ли Вы с приведенными ниже суждениями? Если согласны, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. (По 1 баллу за правильный ответ, максимальный балл — 6.)

1. Впервые татаро-монголы появились у русских границ в 1223 г.

2. Князь Даниил Московский был четвертым, самым младшим, сыном Александра Невского. 3. Титул «канцлера» неофициально в XVII веке носил глава Польского приказа.

4. Первый большой военный корабль был построен в правление Петра Великого.

5. Санкт-Петербург, ставший столицей в 1712 г., уже к 1925 г. был самым большим городом Российской империи.

6. Иван I носил прозвище Калита.

Ответ

           
           

Перед Вами – список из нескольких правителей. Разделите их на две группы так, чтобы внутри каждой группы все правители оказались современниками друг друга (до 7 баллов).

А) Олег Вещий, Б) Владимир I Святославич, В) Гуго Капет, Г) Лев VI Мудрый, Д) халиф Хаким, Е) Альфред Великий, Ж) Василий II Болгаробойца.

Ответ

1-я группа _________________________________________________________________

2-я группа _________________________________________________________________

16. Найдите и исправьте ошибки в тексте:

Железнодорожное строительство в России началось в середине XIX века. В это время на российском престоле находился Александр II. В 1851 году было закончено строительство железной дороги от Петербурга до Москвы. В этом же году было открыто движение по ней. В 1860-е годы у государства не было денег на железнодорожное строительство. Решением этой проблемы явилось привлечение иностранного капитала, в результате строительство железных дорог ускорилось. По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 2 балла

Ответ

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите автора высказывания и события, с которыми высказывание связано. (За каждый правильный ответ — 2 балла, максимальный балл — 6.)

1. «Не в силе Бог, а в правде» — _________________________________________________ _____________________________________________________________________________

2. «Кто сказал — отступление?» — _______________________________________________ _____________________________________________________________________________

3. «Не за Петра сражаетесь, а за Отечество ему врученное» — ________________________ _____________________________________________________________________________

18. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.

Всего за задание 15 баллов.

 

В соответствии с решением (1 – название) собора царём в (2) году стал Борис Годунов. Через несколько лет после этого в стране начался голод, вспыхнули народные волнения. В 1603 г. было подавлено восстание, которым руководил (3 – имя).

Тем временем в Речи Посполитой объявился молодой человек, выдававший себя за царевича (4 – имя), сына (5 – имя и прозвище). Он якобы выжил после трагических событий (6) года, произошедших в (7 – название города). Власти объявили, что в действительности это беглый монах (8 – имя). Но самозванец получил поддержку польского короля (9 – имя) и собрал войско. Осенью 1604 г. оно перешло реку (10 – название) и вступило в пределы России.

Население южных областей страны поддержало «царевича». Воеводы царя Бориса втянулись в сражения с войсками самозванца. Внезапно в апреле (11) года Борис Годунов скончался. Власть перешла к его сыну (12 – имя). Однако вскоре в результате боярского заговора новый царь погиб.

В июне самозванец торжественно вошёл в (13 – название города). Его прилюдно «признала» сыном царица (14 – имя). Самозванца венчали на царство в (15 – название) соборе.

Гнев нового царя обрушился на боярина (16 – имя и фамилия), который был приговорён к смерти, но затем прощён. Позже боярин оказался во главе заговора: в мае (17) года самозванца убили.

Ответ

   
   
   
   
   
   
   
   
   

Задание 19.

Одна из самых важных сторон деятельности историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами фрагмент «Записки о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», составленной Н.М. Карамзиным. Напишите на его основе небольшую работу «Критика либеральных преобразований Александра I его современниками».

«Главная ошибка законодателей сего царствования состоит в излишнем уважении форм государственной деятельности: оттого – изобретение различных министерств, учреждение Совета и проч. Дела не лучше производятся – только в местах и чиновниками другого названия. Последуем иному правилу и скажем, что не формы, а люди важны. Пусть министерства и Совет существуют: они будут полезны, если в министерстве и в Совете увидим только мужей, знаменитых разумом и честью. Итак, первое наше доброе желание есть, да способствует Бог Александру в счастливом избрании людей! Такое избрание, а не учреждение Сената с коллегиями ознаменовало величием царствование Петра во внутренних делах империи. Сей монарх имел страсть к способным людям, искал их в кельях монастырских и в темных каютах: там нашел Феофана и Остермана, славных в нашей государственной истории. Обстоятельства иные и скромные, тихие свойства души отличают Александра от Петра, который везде был сам, со всеми говорил, всех слушал и брал на себя по одному слову, по одному взору решить достоинство человека; но да будет то же правило: искать людей! Кто имеет доверенность Государя, да замечает их вдали для самых первых мест. Не только в республиках, но и в монархиях кандидаты должны быть назначены единственно по способностям. Всемогущая рука единовластителя одного ведет, другого мчит на высоту; медленная постепенность есть закон для множества, а не для всех. Кто имеет ум министра, не должен поседеть в столоначальниках или секретарях. Чины унижаются не скорым их приобретением, но глупостью или бесчестием сановников; возбуждается зависть, но скоро умолкает пред лицом достойного. Вы не образуете полезного министерства сочинением Наказа, – тогда образуете, когда приготовите хороших министров. Совет рассматривает их предложение, но уверены ли вы в мудрости его членов? Общая мудрость рождается только от частной. Одним словом, теперь всего нужнее люди!»

План работы

  1. Характеристика документа. Опираясь на свои знания курса истории, ответьте на вопросы. Чем знаменит автор «Записки»? Когда был создан документ? Для кого он предназначался?
  2. Характеристика обстоятельств создания документа. Какая проблема рассматривается в «Записке»? Какие преобразования были на тот момент проведены императором Александром I? Какой государственный деятель негативно воспринимался Карамзиным как автор не нужных для страны преобразований?
  3. Какие аргументы приводит автор для обоснования своей точки зрения, подвергая осторожной критике нововведения? Какое достоинство он находил в государственном строе, противником которого являлся? Приведите три положения.
  4. Выводы: к какому течению общественной мысли принадлежал автор? На что он в первую очередь обращал внимание адресата «Записки»? Приведите два положения.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: