4 класс (Егорова Т. Ф., Аввакумова М.Б., Черкис А. А.)
№ | Тема урока | Базовые национальные ценности | Художественно-педагогическая идея урока |
Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». «Что не выразишь словами, звуком на душу навей». | Человек, природа, патриотизм | Раскрытие духовного мира русского народа через мелодию и творчество композитора | |
«Как сложили песню». «Звучащие картины». | Человек, природа, патриотизм, искусство и литература | Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Через живопись и музыку показать связь видов искусства, способствовать развитию эстетического вкуса. Подвести к осмыслению понятия России посредством слушания и исполнения русской народной песни (музыкальный и поэтический фольклор России) | |
«Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» | Человек, природа, патриотизм | Подвести к осмыслению понятия России посредством слушания и исполнения русской народной песни (музыкальный и поэтический фольклор России) и через способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. | |
«Я пойду по полю белому…». «На великий праздник собралася Русь!» | Патриотизм, человек | Ценность событий, народная мелодика и традиции в музыке С. С. Прокофьева. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. | |
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...» | Природа, человек, искусство и литература | Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А. С. Пушкина, в музыке русских композиторов (Г. Свиридов, П. Чайковский) и в изобразительном искусстве (В. Попков «Осенние дожди»). | |
«Зимнее утро». «Зимний вечер». | Природа, человек, искусство и литература | Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А. Пушкина, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В. Шебалина «Зимняя дорога»). | |
«Что за прелесть эти сказки!!!». «Три чуда». | Семья, человек, природа, искусство и литература | Осознать ценность русской сказки, привитие уважения к семейным ценностям, забота о старших и младших. Музыкально-поэтические образы в сказке А. С. Пушкина и в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Выразительность и изобразительность в музыке. | |
«Ярмарочное гулянье». Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый…». Повторительно-обобщающий урок по теме: "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...". | Природа, патриотизм, религия, человек, искусство и литература, семья | Музыка в народных обрядах и обычаях. Привитие уважения к семейным ценностям, забота о старших и младших. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Музыкально-поэтические образы. Исполнение разученных вокальных произведений, участие в коллективном пении. Обобщение музыкальных впечатлений за четверть. | |
9-10 | Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки. | Патриотизм, человек | Раскрытие духовного мира русского народа через мелодию и творчество композитора. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. |
Опера «Хованщина» М. П. Мусоргского. | Патриотизм, человек, природа | Раскрытие духовного мира русского народа через мелодию и творчество композитора. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные музыкальные традиции Отечества. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. | |
Русский Восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. | Труд и творчество | Прививать уважение к труду, целеустремлённости композиторов. Развивать тягу к творчеству, созиданию. | |
«Композитор – имя ему народ». Музыкальные инструменты России. | Труд и творчество, человек, природа | Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. | |
Оркестр русских народных инструментов. | Труд и творчество, человек, природа | Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. | |
«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. | Искусство и литература, семья | Народное музыкальное и литературное творчество разных стран мира. Осознать ценность литературного фольклора, его тесную связь с музыкой. Привитие уважения к семейным ценностям: уют, тёплые взаимоотношения. | |
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Композитор - имя ему народ". | Труд и творчество, человек, природа, семья | Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Осознать ценность литературного фольклора, его тесную связь с музыкой. Привитие уважения к семейным ценностям: уют, тёплые взаимоотношения. | |
«Гармонии таинственная власть...» Музыкальные инструменты: (скрипка, виолончель). «Вариации на тему рококо». | Человек, природа | Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А. Бородин и П. Чайковский. | |
«Старый замок». | Природа и человечество | Восприятие природы как эстетической, нравственной составляющей жизни человека посредством знакомства с произведениями М. П. Мусоргского. Связь музыки с другими искусствами. Красота, гармония, духовный мир человека. | |
«Счастье в сирени живет…» | Природа, патриотизм, человек | Восприятие природы как эстетической, нравственной составляющей жизни человека посредством знакомства с романсом С. Рахманинова. Взгляд на природу через призму музыки. | |
«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…» «Танцы, танцы, танцы…» | Патриотизм, труд и творчество | Воспитывать чувство любви к своей родине на примере музыки зарубежного композитора Ф. Шопена. Прививать уважение к труду, целеустремлённости великих композиторов. Развивать тягу к творчеству, созиданию. | |
«Патетическая» соната. Годы странствий. | Патриотизм, труд и творчество | Воспитывать чувство любви к своей родине на примере музыки зарубежного композитора Л. Бетховена. Прививать уважение к труду, целеустремлённости великих композиторов. Развивать тягу к творчеству, созиданию. | |
«Царит гармония оркестра» | Природа и человечество | Восприятие природы как эстетической, нравственной составляющей жизни человека. Красота, гармония, духовный мир человека. Взгляд на природу через призму симфонической музыки. | |
«Театр музыкальной комедии». | Человек, семья | Воспитание эстетических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | |
Балет «Петрушка» | Труд и творчество, человек, природа | Народная музыка – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Раскрытие духовного мира русского народа через мелодию и творчество русского композитора И. Ф. Стравинского. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека в русском народном фольклоре, его отношение к природе, к жизни. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Прививать уважение к труду, целеустремлённости великих композиторов. Развивать тягу к творчеству, созиданию. | |
Святые земли Русской. Илья Муромец. | Природа, патриотизм, религия, человек, искусство и литература, семья | Музыка в народных обрядах и обычаях. Привитие уважения к семейным ценностям, забота о старших и младших. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Музыкально-поэтические образы. Исполнение разученных вокальных произведений, участие в коллективном пении. Подчеркнуть тесную связь музыки и других видов искусства. | |
Кирилл и Мефодий. Повторительно-обобщающий урок по теме: "Родной обычай старины". | Природа, патриотизм, религия, человек, искусство и литература, семья | Музыка в народных обрядах и обычаях. Привитие уважения к семейным ценностям, забота о старших и младших. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Музыкально-поэтические образы. Исполнение разученных вокальных произведений, участие в коллективном пении. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах разных видов искусств. | |
«Праздников праздник, торжество из торжеств». «Ангел вопияше». | Семья, человек | Ценность семейных православных традиций в музыкальном фольклоре и в творчестве русских композиторов. | |
«Родной обычай старины». «Светлый праздник». | Семья, человек | Ценность семейных православных традиций в музыкальном фольклоре и в творчестве русских композиторов. | |
Народные праздники. «Троица». | Семья, человек | Ценность семейных православных традиций в музыкальном фольклоре и в творчестве русских композиторов. | |
«Служенье муз не терпит суеты». Прелюдия. «Исповедь души». «Революционный» этюд. | Человек, труд и творчество | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Развитие музыкального образа. Прививать уважение к труду, целеустремлённости великих композиторов. Развивать тягу к творчеству, созиданию. | |
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | Человек, труд и творчество | Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. | |
«В каждой интонации спрятан человек». | Человек, труд и творчество | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов. Прививать уважение к труду, целеустремлённости великих композиторов. Развивать тягу к творчеству, созиданию. | |
«Музыкальный сказочник». | Человек, семья, труд и творчество | Прививать уважение к труду, целеустремлённости великих композиторов. Развивать тягу к творчеству, созиданию. Осознать ценность русской сказки, привитие уважения к семейным ценностям, забота о старших и младших. Музыкально-поэтические образы в музыке Н. А. Римского-Корсакова | |
«Рассвет на Москве-реке». Итоговое повторение. | Природа, человек, патриотизм, труд и творчество | Раскрытие духовного мира русского народа через мелодию и творчество композитора. Подвести к осмыслению понятия России посредством слушания музыки в народном стиле и осознания способности музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. |