Учебные элементы
Цель занятия: Научиться методике наружного обследования челюстно-лицевой области (ЧЛО) ребенка, записи зубной формулы.
Основные термины: анамнез, внешний осмотр, обследование челюстно-лицевой области, зубная формула.
План изучения темы:
1. Контроль исходного уровня знаний
2. Собеседование по теме занятия:
а) анамнез;
б) внешний осмотр и наружное обследование челюстно-лицевой области;
в) запись зубной формулы (графико-цифровая и международная двух цифровая системы);
- Контроль усвоения знаний.
Изложение учебного материала
Анамнез – совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях и прочем, собираемых с целью их использования для диагноза, прогноза, лечения, профилактики (БМЭ, 1984).
1. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ:
Антенатальный (пренатальный, внутриутробный) период является ключевым в жизни человека. В антенатальном периоде происходит закладка и формирование органов и систем, в том числе зубочелюстной. Наличие факторов риска на этом этапе может привести к нарушению процессов закладки и гистогенеза зубов и послужить причиной возникновения множественного кариеса, некариозных поражений в перспективе.
Основные факторы риска антенатального периода:
- малые интервалы между родами;
- заболевания матери (гистозы, инфекционные заболевания, обострение хронической соматической патологии);
- прием лекарственных препаратов;
- несбалансированное и некачественное питание;
- стресс;
- вредные привычки.
Постнатальный период подразделяется на: период новорожденности, грудной, ранний детский, дошкольный, младший школьный, средний школьный, старший школьный. Для каждого возрастного периода характерны определенные факторы риска:
|
Основные факторы риска постнатального периода:
- характер вскармливания (грудное, искусственное);
- заболевания и патологические состояния ребенка (диспепсия, рахит, гиповитаминозы, инфекционные заболевания, аллергические состояния, хронические заболевания);
- характер питания ребенка (консистенция пищи, частый прием простых сахаров, недостаточное потребление молочных продуктов);
- не регулярный и не качественный уход за полостью рта.
Генетическая предрасположенность (наличие кариеса у родителей - предрасполагающий фактор для развития кариеса у ребенка).
Место и условия проживания (концентрация фторида в питьевой воде, социально-бытовые условия, социальный статус родителей и пр.)
2. АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ позволяет получить предварительную информацию, необходимую для постановки диагноза, составления плана лечения и прогноза.
Основные вопросы анамнеза заболевания:
- появление первых признаков патологии;
- динамика заболевания;
- первое обращение к стоматологу;
- характер и эффективность лечения;
- последующие обращения;
- выполнение рекомендаций врача.
ОБЩЕНИЕ является обязательным и важнейшим элементом стоматологического обследования, позволяющим ВРАЧУ УСЛЫШАТЬ ПАЦИЕНТА. Во время общения с ребенком ил его родителями (опекунами) врач получает информацию, необходимую для постановки диагноза, планирования эффективного лечения. Пренебрежение разговором во многих случаях приводит к врачебным ошибкам и конфликтным ситуациям.
|
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАРУЖНОГО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
Этапы обследования | Вариант нормы | Вариант патологии | |
1. | Жалобы | Жалоб нет | Предъявляет жалобы на боль, неприятные ощущения во время приема пищи, разрушение зубов, кровоточивость десен, травму СОПР, нарушение прикуса, эстетические дефекты и т.д. |
Анамнез заболевания, жизни | См. выше | ||
Психоэмоциональное состояние. | Спокойное. Ребенок доброжелателен, активен, весел | Тревожное. Ребенок испуган, капризен, агрессивен, заторможен | |
Показатели физического развития | Соответствует возрасту | Акселерация, ретардация. Масса тела понижена, повышена | |
Осанка, походка | Прямая, энергичная | Сутулая, вялая. Неправильная осанка оказывает воздействие на рост костей лицевого скелета, положение нижней челюсти и обуславливает развитие аномалий прикуса | |
Положение головы | Прямое | Опущена, запрокинута | |
Симметричность лица и шеи | Симметричны | Асимметричны, шея искривлена или укорочена | |
Характер дыхания | Носовое | Ротовое (ноздри узкие, рот приоткрыт, губы сухие, переносица широкая) | |
Характер глотания | Соматическое: свободное глотание, движения мимических мышц незаметны. Язык расположен в верхнем этаже, упирается в твердое небо за верхними резцами | Инфантильный тип глотания: напряжение мимических мышц и мышц шеи "симптом наперстка", протрузия губ, увеличение высоты нижней трети лица (язык расположен в нижнем отделе, упирается в губы, щеки) | |
Характер речеобразования | Ребенок произносит все звуки (соответствующие возрасту) правильно | Нарушено произношение ряда звуков | |
Размер ротовой щели, смыкание губ | Ротовая щель ограничена перпендикулярами, опущенными от зрачков при прямом взгляде. Губы сомкнуты, напряжение мышц визуально и пальпаторно не определяется, носогубные и подбородочная складки умеренно выражены | Ротовая щель меньшего или большего размеров (макро, микростомия). Губы разомкнуты, при смыкании отмечается напряжение мимических мышц, носогубные складки сглажены | |
Состояние жевательных мышц (определяется пальпаторно или визуально) | При пальпации жевательных и височных мышц болезненности не определяется, при смыкании зубов мышцы напряжены | Определяется болезненность при пальпации, напряжение мышц слабое или в покое | |
Функция ВНЧС (определяется бимануальной пальпацией) | Движение головки в суставе свободное во всех направлениях, плавное. Амплитуда движений по вертикали 40-50 мм, по горизонтали – 30 мм | Объем движений нижней челюсти ограничен или чрезмерен, болезненность. При пальпации хруст или щелканье | |
Состояние лимфатического аппарата ЧЛО | Не пальпируются или определяются подвижные лимфатические узлы, безболезненны, при пальпации эластичной консистенции | Лимфатические узлы увеличены в размере, болезненны при пальпации, плотной или каменистой консистенции, спаяны с тканями | |
Состояние кожных покровов | Розовой окраски, умеренной влажности и тургора | Бледные или ярко-розовые. Тургор снижен, имеются элементы сыпи (пятна, папулы, корки, расчесы, пустулы, шелушения, рубцы, волдыри) | |
Состояние красной каймы губ | Ярко-розовая, влажная, чистая | Бледность, сухость, наличие шелушения, корок, трещин, пузырьков |
|
Запись зубной формулы:
Графико-цифровая система (Зигмонда-Палмера, 1861) - запись формулы производится с помощью системы координат. Постоянные зубы обозначаются арабскими, а молочные - римскими цифрами.
Запись зубной формулы постоянного прикуса
8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8
8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8
Запись зубной формулы молочного прикуса
V IV III II I I II III IV V
V IV III II I I II III IV V
В большинстве стран принята международная цифровая система, предложенная Международной Федерацией Стоматологов (FDI) и утвержденная Международной Организацией Стандартов (ISO). Верхний и нижний зубные ряды условно делятся на 2 части: верхний правый квадрант обозначается 1, левый - 2, нижний левый - 3, правый – 4. Для записи формулы конкретного зуба к этой цифре приписывается порядковый номер этого зуба. Например: левый верхний постоянный клык - 23, нижний правый постоянный первый моляр - 46.
18 17 16 15 14 13 12 11 | 21 22 23 24 25 26 27 28
48 47 46 45 44 43 42 41 | 31 32 33 3 435 36 37 38
Для записи формулы молочных зубов квадранты обозначаются 5, 6, 7, 8. Например: правый верхний первый молочный моляр - 54, левый нижний молочный клык - 73.
55 54 53 52 51 | 61 62 63 64 65
85 84 83 82 81 | 71 72 73 74 75
Из двух систем более удобной является международная цифровая система обозначения зубов, дающая возможность передавать данные по телефону, телеграфу, факсу, обрабатывать с помощью компьютера.
Тестовые задания:
1. Факторы риска кариеса молочных зубов в антенатальном периоде:
а) гистозы
б) плохая гигиена полости рта у матери
в) острые инфекции и хронические заболевания матери
Г) гингивит беременных
Д) стрессовые ситуации
2. Факторы риска кариеса зубов и болезней пародонта после рождения ребенка:
а) искусственное вскармливание
Б) болезни ребенка
в) генетическая предрасположенность
г) нерациональное питание
д) содержание фторидов в питьевой воде 1 мг/л
3. Укажите последовательность наружного осмотра ребенка:
а) состояние кожных покровов лица и красной каймы губ
б) психоэмоциональное состояние и физическое развитие ребенка
в) характер дыхания, глотания, речеобразования
г) состояние лимфатических узлов челюстно-лицевой области