Глава 3. Федеративное устройство (ст.ст. 67-79.1)




Статья 67

текущая с предполагаемыми поправками
Статья 67 1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.   2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.   3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Статья 67 1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом. 2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. 2 1. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением 2 делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются. 3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

 

1. Часть 1 статьи 67 Конституции РФ дополняется положением о том, что «на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом».

Конституционным Судом РФ в заключении от 16.03.2020 г. № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу статьи 1 данного закона в связи с запросом Президента РФ» (далее – Заключение КС РФ от 16.03.2020 № 1-З) разъясняется, что данная поправка в Конституцию РФ предполагает возможность создания в соответствии с федеральным законом на территории Российской Федерации федеральных территорий и установления федеральным законом организации публичной власти на таких территориях. При этом данное положение по своему буквальному смыслу не предполагает возможности образования федеральных территорий с приданием им статуса, равного статусу субъектов Российской Федерации (то есть федеральные территории – это не новые субъекты в РФ). Таким образом, данное положение не противоречит статье 5 (часть 1) Конституции Российской Федерации, исчерпывающим образом определяющей состав России как федеративного государства, а равно другим положениям глав 1 и 2 Конституции Российской Федерации, которые подлежат неукоснительному соблюдению федеральным законодателем при реализации указанной возможности.

1.1. Кроме того, статья 67 Конституции РФ дополнена частью 2.1, которая изложена в следующей редакции: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».

Указанная норма устанавливает запрет на осуществление действий, направленных на отчуждение части территории Российской Федерации (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), и призывов к таким действиям. Конституционный Суд РФ в заключении от 16.03.2020 к Закону о поправке отмечает, что это является ограничением свободы слова, но, тем не менее, согласуется с конституционно значимыми целями такого рода ограничений, в качестве критерия конституционной приемлемости которых необходимо рассматривать не только положения статьи 29 (часть 2) Конституции Российской Федерации, но и положения ее статьи 13 (часть 5), запрещающей создание и деятельность общественных объединений, чьи цели и действия направлены, в частности, на нарушение целостности Российской Федерации. При этом даже безотносительно к данным положениям в силу статьи 4 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, закрепление такого рода ограничений является допустимым.

Действия по изменению территориальной целостности возможны только при делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами.

При этом, делимитация – это определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путем переговоров.

Демаркация – это проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками.

Редемаркация – это проверка и восстановление линии государственной границы на местности и обозначение её пограничными знаками на основе ранее составленных документов.

Целью данного изменения является уточнение конституционно-правового статуса Российской Федерации во внутригосударственных и международных (межгосударственных) отношениях.

 

 

Статья 67.1

текущая с предполагаемыми поправками
Фрагмент в данной редакции отсутствовал Статья67.1 1. Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации. 2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство. 3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается. 4. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

 

2.Конституционный Суд РФ в заключении от 16.03.2020 разъяснил значение и смысл данных поправок.

Законом о поправке в Конституцию Российской Федерации (статья 67.1, часть 1) вносится положение о том, что Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации. Статус Российской Федерации как правопреемника (правопродолжателя) Союза ССР составляет неотъемлемую характеристику (основание) ее суверенитета во внутригосударственных и международных делах и ни фактически, ни юридически не может быть поставлен под сомнение. Данная норма о правопреемстве - имея в виду, что именно Конституция Российской Федерации как Основной Закон выступает высшей универсальной формой легитимации Российской Федерации, закрепляет ее конституционную идентичность во внутригосударственном и международном пространстве, - конституционно оправданна и согласуется с основами конституционного строя России в качестве их конкретизации.

Включение в текст Конституции Российской Федерации указания на веру в Бога, переданную народу России предками (статья 67.1, часть 2), не означает отказа от светского характера Российского государства, провозглашенного в ее статье 14, и от свободы совести, гарантируемой ее статьей 28, поскольку по своей формулировке не сопряжено с конфессиональной принадлежностью, не объявляет наличие тех или иных религиозных убеждений обязательным в Российской Федерации, не ставит вопреки статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждан России в неравное положение в зависимости от наличия такой веры и ее конкретной направленности и призвано лишь подчеркнуть необходимость учета при осуществлении государственной политики той исторически значимой социально-культурной роли, которую религиозная составляющая сыграла в становлении и развитии российской государственности.

Закрепление положения о том, что Российская Федерация чтит память защитников Отечества, направлено на сохранение исторической памяти о подвиге народа при защите Отечества.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 сентября 2014 года N 24-П, по смыслу статьи 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации, семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства. В этой связи логично закрепление в Конституции положений о том, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, о необходимости создания условий, обеспечивающих их всестороннее развитие, о приоритете семейного воспитания, а также о том, что государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

 

 

Статья 68

 

текущая с предполагаемыми поправками
Статья 68 1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. 3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Статья 68 1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. 3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. 4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.

 

3. Часть 1 статьи 68 Конституции РФ изложена в новой редакции «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ пояснил, что положение о русском языке как языке государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, основано на объективном признании роли русского народа в образовании российской государственности, продолжателем которой является Российская Федерация. Оно не умаляет достоинства других народов, не может рассматриваться как несовместимое с положениями Конституции Российской Федерации о многонациональном народе Российской Федерации (статья 3, часть 1), о равенстве прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от национальности (статья 19, часть 2), о равноправии и самоопределении народов (преамбула).

3.1 Статья 68 Конституции РФ дополнена частью 4 следующего содержания «Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством».

Закрепление на конституционном уровне положения о необходимости поддержания и охраны культуры определяет одно из направлений государственной политики. Охрана культуры как уникального наследия – характерный признак любого развитого государства. Данная норма, как предыдущая и последующие (статьи 67, 69), входит в систему норм, обеспечивающих гарантии сохранения государственной идентичности Российской Федерации.

Статья 69

Текущая с предполагаемыми поправками
Статья 69 Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Статья 69 1.Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. 2.Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия. 3.Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.

4. Статья 69 Конституции РФ расширена. Помимо гарантий для малочисленных народов, указанных в действующей редакции, в обязанности государства, в том числе, должны войти защита культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, сохранение этнокультурного и языкового многообразия. Данные положения способствуют укреплению мира и безопасности внутри государства, обеспечению мирного сосуществования народов Российской Федерации. Поскольку Россия – многонациональное государство (это закреплено в преамбуле Конституции РФ), такие положения являются гарантиями сохранения и защиты общероссийской государственной идентичности.

 

Статья 70

Текущая с предполагаемыми поправками
Статья 70 1.Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. 2.Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом Статья 70 1.Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. 2.Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом. Местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом.

 

5. Статью 70 Конституции РФ предлагается дополнить положением о том, что местом постоянного пребывания некоторых органов государственной власти может быть не только столица РФ, а также другие города, определенные ФКЗ. Стоит отметить, что такая практика уже была реализована применительно к Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации. Таким образом, логично закрепление данной поправки в действующей Конституции РФ применительно к федеральным органам государственной власти.

Статья 71

Текущая с предполагаемыми поправками
Статья 71 В ведении Российской Федерации находятся: а)принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б)федеративное устройство и территория Российской Федерации; в)регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г)установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д)федеральная государственная собственность и управление ею; е)установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж)установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з)федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и)федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к)внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л)внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м)оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н)определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о)судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п)федеральное коллизионное право; р)метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с)государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т)федеральная государственная служба. Статья 71 В ведении Российской Федерации находятся: а)принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б)федеративное устройство и территория Российской Федерации; в)регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г)организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д)федеральная государственная собственность и управление ею; е)установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования; ж)установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з)федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и)федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация информационные технологии и связь; космическая деятельность в космосе; к)внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л)внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м)оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных; н)определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о)судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п)федеральное коллизионное право; р)метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; метеорологическая служба; официальный статистический и бухгалтерский учет; с)государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т)федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

 

6. Предлагается внести изменения в статью 71 Конституции РФ, определяющую вопросы, относящиеся к ведению Российской Федерации.

6.1 Пункт «г» статьи 71 Конституции РФ был дополнен тем, что к ведению РФ относятся вопросы по организации публичной власти;

6.2 Пункт «е» статьи 71 Конституции РФ был дополнен тем, что к ведению РФ относятся вопросы по установлению основ федеральной политики и федеральных программ в области научно-технологического развития Российской Федерации; установлению единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;

6.3 В пункт «и» статьи 71 Конституции РФ были внесены изменения, и теперь к ведению РФ относятся, в том числе, вопросы, связанные с информационными технологиями и космической деятельностью;

6.4 Пункт «р» статьи 71 Конституции РФ был дополнен тем, что к ведению РФ относится метрологическая служба;

6.5 Пункт «т» статьи 71 Конституции РФ был дополнен тем, что к ведению РФ относится установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Дополнение вопросов, относящихся к исключительному ведению РФ, является следствием развития социально-экономической, информационной и иных областей, а также вызвано необходимостью закрепления полномочий органов власти в соответствующих сферах.

Таким образом, пункт «г» статьи 71 Конституции РФ был дополнен тем, что к исключительному ведению РФ относится организация публичной власти. При этом обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, отнесено к ведению Президента Российской Федерации (новая редакция части 2 статьи 80).

Поправки в пункты «е», «и», «м», «р» Конституции РФ дополнили полномочия РФ по установлению основ федеральной политики и федеральные программы в области научно-технологического развития РФ, установлению единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования, информационных технологий и космической деятельности. Также не осталось без внимания обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных.

Особенно следует отметить пункт «т» изменений – в частности, в нынешней редакции Конституции РФ местному самоуправлению посвящена глава 8, согласно которой местное самоуправление является независимым, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, и РФ формально не может вмешиваться в местное самоуправление. После принятия предлагаемых изменений ограничения для муниципальных служащих устанавливает не сам муниципалитет, а РФ. Конституционный Суд РФ отметил, что указанные изменения не расходятся с принципом федерализма и проистекающими из него критериями разграничения предметов ведения, нашедших свое отражение в статьях 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации.

 

Статья 72

Текущая с предполагаемыми поправками
Статья 72 1.В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а)обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б)защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в)вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, воднымии другими природными ресурсами; г)разграничение государственной собственности; д)природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е)общиевопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж)координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з)осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и)установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к)административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л)кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м)защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н)установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о)координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.   2.Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Статья 72 1.В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а)обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б)защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в)вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г)разграничение государственной собственности; д)природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е)общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики; ж)координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение. защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. ж1)защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях; з)осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и)установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к)административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л)кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м)защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н)установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о)координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.   2.Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

 

7. Предлагается внести изменения в статью 72 Конституции РФ, определяющую совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Так, пункты «д» и «е» части 1 статьи 72 Конституции РФ были дополнены вопросами о совместном ведении РФ и субъектов РФ, касающимися сельского хозяйства и общих вопросов молодежной политики. Пункт «ж» был изложен в новой редакции, где из пункта были исключены вопросы о совместном ведении РФ и субъектов РФ в отношении защиты семьи, материнства, отцовства и детства (они перенесены в текст пункта «ж1), однако были расширены полномочия в сфере здравоохранения и социального обеспечения. Вместе с тем, часть 1 статьи 72 дополнена пунктом «ж1», которая посвящена защите семьи, материнства, отцовства и детства. Конституционный Суд РФ отметил, что такие изменения, касающиеся вопросов совместного ведения РФ и субъектов РФ, не расходятся с принципом федерализма и проистекающими из него критериями разграничения предметов ведения, нашедших свое отражение в статьях 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в заключении от 16.03.2020 к Закону о поправке высказался относительно норм законопроекта о защите семьи и понятия брака как союза мужчины и женщины: «В Постановлении от 23 сентября 2014 года N 24-П, по смыслу статьи 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации, семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства. Именно на основе традиционных представлений об этих ценностях в контексте особенностей национального и конфессионального состава российского общества, его социокультурных и иных исторических характеристик Российская Федерация вправе решать отдельные вопросы законодательного регулирования в сферах, затрагивающих сексуальные и связанные с ними межличностные отношения, не отрицая при этом необходимости учета требований Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов относительно индивидуальной автономии личности. Поскольку одно из предназначений семьи - рождение и воспитание детей, в основе законодательного подхода к вопросам демографического и социального характера в области семейных отношений в Российской Федерации лежит понимание брака как союза мужчины и женщины, что согласуется со статьями 7 и 38 Конституции Российской Федерации и не противоречит Международному пакту о гражданских и политических правах (статья 23) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 12), предусматривающим возможность создания семьи в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права. Ни из Конституции Российской Федерации, ни из принятых на себя Россией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 496-О и от 19 января 2010 года N 151-О-О).

Вместе с тем это не означает, что предлагаемое положение о браке как союзе мужчины и женщины снимает с государства конституционные обязанности не допускать произвольного вторжения в сферу частной жизни, уважать связанные с нею различия, принимать меры, направленные на исключение возможных ущемлений прав и законных интересов лиц по мотиву их сексуальной ориентации, и обеспечивать эффективные возможности для защиты и восстановления их нарушенных прав на основе закрепленного в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и судом. Следовательно, данное положение не может рассматриваться как носящее дискриминационный и конституционно недопустимый характер, а призвано отразить сформированные социальные нормы, имманентной целью которых является сохранение и развитие человеческого рода. Сказанное в полной мере относится и к закреплению такого полномочия Правительства Российской Федерации, как обеспечение проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей (статья 114, пункт "в" части 1, Конституции Российской Федерации в предлагаемой редакции)».

 

Статья 75



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: