ПАМЯТКА: как записывать воспоминания ветеранов
Почему это важно?
· Чтобы сохранить память о ВОВ;
· Чтобы самим лучше знать историю своего народа, своей страны из первоисточника, а не в переработанном виде;
· Чтобы донести и передать правдивые факты о героических подвигах наших сограждан, всех борцов против фашизма последующим поколениям;
· Чтобы отдать должное ветеранам-фронтовикам, труженикам тыла, всем, кто пережил тяжелейшее время той страшной войны.
Кто сохранит сегодня память о Великой Отечественной войне?
· Ветераны ВОВ, сражавшиеся на фронте и в тылу врага;
· Труженики тыла, обеспечивавшие армию и флот всем необходимым для разгрома врага;
· Очевидцы, пережившие это тяжелое время в оккупации, в эвакуации. Это все те, кто выстоял и выжил, дав жизнь следующим поколениям. Среди них сегодня немало детей войны.
Что нас интересует?
· Любые свидетельства очевидцев эпохи ВОВ;
· Любые документальные материалы этого периода или последующих, связанные с историей ВОВ (фотографии, газеты, документы, книги, вещи, реликвии, награды и т. п.);
· Любые данные об интересных людях, которые могут нам помочь продолжить сбор воспоминаний.
С кого начать запись воспоминаний?
В первую очередь со своих родственников (дедушек, бабушек), а также знакомых. С ними вам будет проще наладить контакт и договориться о записи их воспоминаний. Этим мы будем заниматься в первую очередь. Далее – встречи с ветеранами, с которыми вы поддерживаете связи и дружеские отношения.
Стоит покопаться в материалах школьных музеев, в которые вы можете попасть, договорившись с их руководителями.
Как подготовиться к записи воспоминаний?
Вам понадобятся:
- блокноты в твердой обложке, для того чтобы было легко писать на коленях или на весу;
- несколько ручек;
- карта;
- магнитофон с кассетами, проверенный и в рабочем состоянии;
- фотоаппарат или видеокамера (но помните, что видеокамера для многих пожилых людей может быть непривычна).
Организационная подготовка:
- узнайте дома, кто из ваших родственников, соседей, знакомых может вам рассказать о войне;
- договоритесь с ветеранами о встрече в удобное для него и для вас время.
Вопросы для беседы, интервью могут быть:
к участнику боевых действий (партизанского движения):
o о роде войск, частях, которых он служил;
o о боевом пути его части (если постоянно служил в одной части, то, как попал в партизаны?);
o о том, что ветерану пришлось делать самому;
o были ли ранения? Если «да», то где и как лечился;
o о том, где встретил 22 июня 1941 года, какие чувства испытал? Где встретил 9 мая 1945 года, как праздновал День Победы?
o спросите о наиболее запомнившихся эпизодах войны, боёв; о моментах затишья, «маленьких радостях» в период войны; были ли курьёзные случаи;
o узнайте о наградах, за что они получены, как и кем вручены? (попросите показать их, сфотографируйте ветерана с наградами или одни награды);
o расспросите о военном быте, о том, как жилось на войне, что делалось в минуты затишья, что пели, читали, о чём спорили.
o узнайте об интересных встречах;
o расспросите о боевых товарищах ветерана, их подвигах, которые ему запомнились, о послевоенных встречах однополчан;
o попросите показать то, что сохранилось (если что-то сохранилось) с войны: газеты, документы, реликвии, вещи.; сфотографируйте их, обязательно записав: что это, когда и кем выпущено.
К участнику трудового фронта, труженик тыла:
o как и когда впервые узнал о начале войны, о Дне Победы, что чувствовал;
o где и кем работал во время войны;
o попросите вспомнить запомнившиеся эпизоды трудовых будней и праздников, эпизоды быта тыла страны, режима военного времени, о том, как жилось тогда людям;
o расспросите о товарищах вашего собеседника;
o попросите показать награды, реликвии, вещи военного времени (если они сохранились – сфотографируйте). Попросите подробно рассказать, что это такое.
К тем, кто пережил фашистскую оккупацию или был в плену:
o осторожно узнайте, как они оказались в этой ситуации;
o где в это время были родные;
o осторожно расспросите о фашистском режиме, требованиях гитлеровцев, их отношении к нашим людям, их поступках;
o о том, что приходилось делать, как бороться за жизнь и за Победу;
o обязательно постарайтесь узнать о товарищах, о тех, кто разделил с ними эту тяжелую участь;
o о том, когда они узнали о Победе, как встретились с родными, кто и как освобождал их территорию, их самих.
К детям войны:
o о том, как узнали о начале войны, о Победе, о победах и поражениях наших армий, о своих близких, сражавшихся на фронтах или работающих в тылу;
o о детском восприятии тех далеких дней;
o о том, как учились, трудились (что делали непосредственно);
o как действовали пионеры военного времени, были ли ваши собеседники сами пионерами. И если «да», то, как действовал их отряд, дружина, что делали для фронта, чем жили;
o узнайте, как жилось детям войны, чему радовались, что любили из фильмов, книг, песен, в какие игры играли;
o попросите также показать, если что-то сохранилось из вещей, реликвии военного времени;
o узнайте об их родственниках; их судьбы.
А теперь несколько советов:
ПОМНИТЕ!
Ветераны – пожилые и очень ранимые люди, многие – с расшатанной нервной системой, плохим здоровьем. Большинство из них и сегодня остро и болезненно переживают перипетии тех далеких уже, но страшных дней. Общаться с ними нелегко. Вы должны быть очень почтительны, вежливы, терпеливы и внимательны.
В разговоре вам могут помочь альбомы с фотографиями, карта, книги, например, мемуары военноначальников, с которыми ваш собеседник, может быть, встречался или о которых что-либо знает. Записи песен военных лет помогут переключиться, отдохнуть, вспомнить что-либо из того, что чувствовали в те дни наши солдаты.
За одну встречу все воспоминания не запишешь, как правило, бесед бывает две-три. Но договаривайтесь о первой встрече, как о единственной.
Не затягивайте беседы, особенно если почувствуете, что ваш собеседник устал. Завершая первую встречу, если есть возможность, договоритесь о следующей.
После первой же беседы запишите сразу всё, что удалось узнать. Зафиксируйте свои впечатления.
Проанализируйте: что же удалось узнать. У вас, безусловно, во время этой работы всплывут новые темы для бесед, новые вопросы. Запишите их отдельно, не полагайтесь на память.
Готовясь к новой встрече, часть вопросов, на которые вы хотели бы получить ответы, можно, если получится продиктовать по телефону, заранее.