ПАМЯТКА: как записывать воспоминания ветеранов




ПАМЯТКА: как записывать воспоминания ветеранов

Почему это важно?

· Чтобы сохранить память о ВОВ;

· Чтобы самим лучше знать историю своего народа, своей страны из первоисточника, а не в переработанном виде;

· Чтобы донести и передать правдивые факты о героических подвигах наших сограждан, всех борцов против фашизма последующим поколениям;

· Чтобы отдать должное ветеранам-фронтовикам, труженикам тыла, всем, кто пережил тяжелейшее время той страшной войны.

Кто сохранит сегодня память о Великой Отечественной войне?

· Ветераны ВОВ, сражавшиеся на фронте и в тылу врага;

· Труженики тыла, обеспечивавшие армию и флот всем необходимым для разгрома врага;

· Очевидцы, пережившие это тяжелое время в оккупации, в эвакуации. Это все те, кто выстоял и выжил, дав жизнь следующим поколениям. Среди них сегодня немало детей войны.

Что нас интересует?

· Любые свидетельства очевидцев эпохи ВОВ;

· Любые документальные материалы этого периода или последующих, связанные с историей ВОВ (фотографии, газеты, документы, книги, вещи, реликвии, награды и т. п.);

· Любые данные об интересных людях, которые могут нам помочь продолжить сбор воспоминаний.

С кого начать запись воспоминаний?

В первую очередь со своих родственников (дедушек, бабушек), а также знакомых. С ними вам будет проще наладить контакт и договориться о записи их воспоминаний. Этим мы будем заниматься в первую очередь. Далее – встречи с ветеранами, с которыми вы поддерживаете связи и дружеские отношения.

Стоит покопаться в материалах школьных музеев, в которые вы можете попасть, договорившись с их руководителями.

Как подготовиться к записи воспоминаний?

Вам понадобятся:

  • блокноты в твердой обложке, для того чтобы было легко писать на коленях или на весу;
  • несколько ручек;
  • карта;
  • магнитофон с кассетами, проверенный и в рабочем состоянии;
  • фотоаппарат или видеокамера (но помните, что видеокамера для многих пожилых людей может быть непривычна).

Организационная подготовка:

  • узнайте дома, кто из ваших родственников, соседей, знакомых может вам рассказать о войне;
  • договоритесь с ветеранами о встрече в удобное для него и для вас время.

Вопросы для беседы, интервью могут быть:

к участнику боевых действий (партизанского движения):

o о роде войск, частях, которых он служил;

o о боевом пути его части (если постоянно служил в одной части, то, как попал в партизаны?);

o о том, что ветерану пришлось делать самому;

o были ли ранения? Если «да», то где и как лечился;

o о том, где встретил 22 июня 1941 года, какие чувства испытал? Где встретил 9 мая 1945 года, как праздновал День Победы?

o спросите о наиболее запомнившихся эпизодах войны, боёв; о моментах затишья, «маленьких радостях» в период войны; были ли курьёзные случаи;

o узнайте о наградах, за что они получены, как и кем вручены? (попросите показать их, сфотографируйте ветерана с наградами или одни награды);

o расспросите о военном быте, о том, как жилось на войне, что делалось в минуты затишья, что пели, читали, о чём спорили.

o узнайте об интересных встречах;

o расспросите о боевых товарищах ветерана, их подвигах, которые ему запомнились, о послевоенных встречах однополчан;

o попросите показать то, что сохранилось (если что-то сохранилось) с войны: газеты, документы, реликвии, вещи.; сфотографируйте их, обязательно записав: что это, когда и кем выпущено.

К участнику трудового фронта, труженик тыла:

o как и когда впервые узнал о начале войны, о Дне Победы, что чувствовал;

o где и кем работал во время войны;

o попросите вспомнить запомнившиеся эпизоды трудовых будней и праздников, эпизоды быта тыла страны, режима военного времени, о том, как жилось тогда людям;

o расспросите о товарищах вашего собеседника;

o попросите показать награды, реликвии, вещи военного времени (если они сохранились – сфотографируйте). Попросите подробно рассказать, что это такое.

К тем, кто пережил фашистскую оккупацию или был в плену:

o осторожно узнайте, как они оказались в этой ситуации;

o где в это время были родные;

o осторожно расспросите о фашистском режиме, требованиях гитлеровцев, их отношении к нашим людям, их поступках;

o о том, что приходилось делать, как бороться за жизнь и за Победу;

o обязательно постарайтесь узнать о товарищах, о тех, кто разделил с ними эту тяжелую участь;

o о том, когда они узнали о Победе, как встретились с родными, кто и как освобождал их территорию, их самих.

К детям войны:

o о том, как узнали о начале войны, о Победе, о победах и поражениях наших армий, о своих близких, сражавшихся на фронтах или работающих в тылу;

o о детском восприятии тех далеких дней;

o о том, как учились, трудились (что делали непосредственно);

o как действовали пионеры военного времени, были ли ваши собеседники сами пионерами. И если «да», то, как действовал их отряд, дружина, что делали для фронта, чем жили;

o узнайте, как жилось детям войны, чему радовались, что любили из фильмов, книг, песен, в какие игры играли;

o попросите также показать, если что-то сохранилось из вещей, реликвии военного времени;

o узнайте об их родственниках; их судьбы.

А теперь несколько советов:

ПОМНИТЕ!

Ветераны – пожилые и очень ранимые люди, многие – с расшатанной нервной системой, плохим здоровьем. Большинство из них и сегодня остро и болезненно переживают перипетии тех далеких уже, но страшных дней. Общаться с ними нелегко. Вы должны быть очень почтительны, вежливы, терпеливы и внимательны.

В разговоре вам могут помочь альбомы с фотографиями, карта, книги, например, мемуары военноначальников, с которыми ваш собеседник, может быть, встречался или о которых что-либо знает. Записи песен военных лет помогут переключиться, отдохнуть, вспомнить что-либо из того, что чувствовали в те дни наши солдаты.

За одну встречу все воспоминания не запишешь, как правило, бесед бывает две-три. Но договаривайтесь о первой встрече, как о единственной.

Не затягивайте беседы, особенно если почувствуете, что ваш собеседник устал. Завершая первую встречу, если есть возможность, договоритесь о следующей.

После первой же беседы запишите сразу всё, что удалось узнать. Зафиксируйте свои впечатления.

Проанализируйте: что же удалось узнать. У вас, безусловно, во время этой работы всплывут новые темы для бесед, новые вопросы. Запишите их отдельно, не полагайтесь на память.

Готовясь к новой встрече, часть вопросов, на которые вы хотели бы получить ответы, можно, если получится продиктовать по телефону, заранее.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: