О.А. Балабейкина, Д.Н. Лавхаева
Актуальность научных работ, посвященных различным аспектам изучения конфессионального пространства России и зарубежных стран обусловлена, в первую очередь, необходимостью обобщения уже имеющихся данных, отражающих функционирование различных конфессий, а также поиска новых теоретико-методологических подходов к исследованиям их проявлений в условиях постоянно изменяющегося и глобализирующегося пространства, где религиозная составляющая, несмотря на секуляризационные процессы, ярко обозначившиеся в обществе стран зарубежной Европы еще в ХХ в, играют значительную роль, многогранно проявляясь в общественной жизни.
Число работ, посвященных обозначенной проблематике, в связи с ее актуальностью и отсутствием идеологических препятствий, окончательно снятых только постсоветский период, в отечественной науке не только постепенно возрастает, но также расширяются их пространственный, предметный и проблемный охваты. Так, если в первые постсоветские годы, когда многоаспектные исследования проявлений религиозной жизни в России только стали возможны в связи с кардинальными политическими и идеологическими изменениями, такие труды были построены, в основном, на отечественных данных [9], то в последнее время в научных изданиях все больше исследователей уделяют внимание зарубежному религиозному пространству на уровне отдельных стран [2],регионов [5] и мира [6].
Ширится спектр не только объектов, но и предметов современных исследований, посвященных религиям и конфессиям. Например, правовое и финансовое положение религиозных институтов в бывших странах соцлагеря подробно описано в статье Б.А. Филиппова [10]. Этой же проблематики, только на примере религиозных объединений Российской Федерации, касается Н.В. Гориславская [4] и др. Вообще в настоящее время, изучению вопросов, связанных с религиозной жизнью, нередко посвящают свои работы экономисты, политологи, социологи, экономико-географы, специалисты в области международных отношений. Причины тому – многообразные функции религии в современном обществе, сохраняющие свою значимость несмотря на секуляризационные процессы, особенно характерные для европейского общества. Как отметил О. Эрдоган, «религия становится предметом научного изучения в том случае, когда она рассматривается как одна из жизненных функций того или иного общества в конкретной исторической обусловленности [11,С.43].
|
Но вместе с тем, несмотря на значительное количество исследований, касающихся проявлений религиозной жизни общества, динамичная трансформация религиозной картины мира, изменения в составе и численности участников религиозных организаций, рост масштаба и значения межконфессиональных контактов, существенные изменения в правовом статусе религий во многих странах современного мира приводят и к появлению новых проблем, вызывая необходимость модифицировать прежние и искать новые подходы к изучению конфессионального пространства, в том числе, опираясь на опыт и данные зарубежных стран в этом отношении. Так, в отечественных публикациях мы не встречали комплексных исследований, посвященных конфессиональному пространству отдельных стран Западной Европы, в частности, Великобритании, где были бы отражены особенности его административно-территориальной структуры и затрагивался бы аспект экономических проявлений функционирования государственной Церкви Англии.
|
Такое исследование актуально, т.к. межконфессиональные отношения между Англиканской и Русской Православной Церквями насчитывают не одно столетие [1]. На нынешнем этапе эти взаимоотношения выявляют конфессиональные приоритеты, аспекты и перспективы взаимодействия и развития межконфессионального диалога, что еще раз подчеркивает необходимость обращения к исследованию современного состояния Англиканской Церкви в социальном, территориальном, экономическом, правовом аспектах.
В правовом плане в Великобритании Англиканская Церковь имеет статус государственной и является частью политической системы страны: «Общегосударственные Акты Англии официальными государственными религиями называют церковь Англии – Англиканство – и церковь Шотландии – Пресвитерианство. Король или королева Англии является главой обеих этих церквей. В Палате лордов британского Парламента имеется определенная квота для церковных иерархов, занимающих в этой палате места пожизненно» [8]. Монарх Великобритании является главой церкви, и по сегодняшний день с согласия премьер-министра он назначает архиепископов, епископов, стоящих во главе епархий и настоятелей кафедральных соборов. Духовными Лордами именуются два архиепископа и двадцать четыре епископа, которые занимают места в Палате Лордов и оказывают, таким образом, прямое влияние на решения руководства страны.
|
Хотя в отдельных частях страны статус государственной христианской конфессии англиканство постепенно утрачивало (в конце XVII в. в Шотландии, в 70-х гг. XIX в. в – в Ирландии, и в начале третьего десятилетия ХХ в. – в Уэльсе) [3], оно остается превалирующей по численности последователей конфессией в Великобритании и одним из признаков национальной идентичности ее коренного населения.
Само официальное название религиозной организации - Государственная Христианская Церковь Англии, говорит о том, что в основе ее образования лежит территориальный принцип. Но за почти пять веков развития структура рассматриваемого религиозного института стала носить довольно сложный экстерриториальный характер, охватывая 164 страны мира, объединенные в 40 национальных церквей, имеющих высокую степень автономии в управлении и полномочия автокефалий. Все национальные англиканские церкви связаны с Государственной Христианской Церковью Англии на богословском и административном уровнях. Мировое сообщество практикующих англикан (регулярно участвующих в главном христианском Таинстве Евхаристии, определяющем принадлежность к христианской Церкви) по данным В.Н. Ерохина составляет около 80 млн. чел., что сопоставимо с численностью Всемирной лютеранской федерации и Всемирного альянса реформатских церквей [ 7 ]. Численность адептов Англиканской церкви в самой Великобритании оценивается около 25 млн. чел.
Социальные процессы, которые сопровождают жизнедеятельность религиозной организации, отражаются на ее территориальной структуре, более того, последняя часто является их результатом, поэтому для выявления современных тенденций развития конфессионального пространства на уровне национальной церкви Великобритании, надо обратиться к исследованию ее административно-территориальной структуры.
Крупнейшими территориальными единицами Англиканской Церкви в Великобритании являются две провинции – Кентербери (Южная) и Йорк (Северная), каждая из которых состоит из епархий (диоцезов). По сути, с точки зрения организации церковно-административного управления, такая система - это аналог митрополий и епархий в восточной традиции христианства.
По состоянию на 2016 г. (на момент написания данной статьи (зима 2018 г.) более поздние статистические данные недоступны)) две провинции, состоящие из 41 епархии, покрывают Англию, небольшую часть Уэльса и острова, включая в свой состав 12459 приходов (15638 церквей) [15, p.21]. В состав Церкви Англии входит также экстерриториальная единица – епархия, объединяющая 260 приходов в разных странах материковой зарубежной Европы.
Для отражения основных черт организации административного и социального пространства провинций Англиканской Церкви, приведем статистическую информацию, оформленную в таблицы 1 и 2.
Таблица 1. Провинция Йорк Церкви Англии (по состоянию на 01 января 2016 г.).
Епархия | Население (тыс. чел.) | Площадь (кв.миль)\ (кв.км.) | Плотность населения (чел. на 1 кв.км.) | Кол-во прихо- дов | Кол-во церквей | Средняя численность церкви, чел | Средняя площадь церкви (кв.миль \кв.км.) |
1. Блэкберн | 1,341 | 930 /1488 | 4,930 | 3.4 / 5,4 | |||
2. Карлайл | 2,570 /4112 | 1,480 | 7.7 / 12.3 | ||||
3.Честер | 1,630 | 1,030 /1648 | 4,750 | 3.0 / 4.8 | |||
4.Дарем | 1,484 | 980 /1568 | 5,540 | 3.7 / 5.9 | |||
5.Ливерпуль | 1,596 | 390 /624 | 6,620 | 1.6 / 2.5 | |||
6.Манчестер | 2,153 | 420 /672 | 6,860 | 1.3 / 2.0 | |||
7.Ньюкасл | 2,100 /3360 | 3,450 | 8.9 / 14.2 | ||||
8.Шеффилд | 1,287 | 610 /976 | 6,040 | 2.9 / 4.6 | |||
9.Содор и Мэн | 220 /352 | 2,210 | 5.5 / 8.8 | ||||
10.Саусвелл и Ноттингем | 1,140 | 840 /1344 | 3,800 | 2.8 / 4.5 | |||
11.Йорк | 1,438 | 2,670/4272 | 2,450 | 4.5 / 7.2 | |||
12. Лидс | 2,723 | 2,630/4208 | 4,440 | 4.3 / 6/8 | |||
Всего по провинции Йорк: | 11890/ | 4.1 / 6.5 |
Составлено по [15].
Таблица 2. Провинция Кентербери Церкви Англии (по состоянию на 01 января 2016 г.).
Таблица 2. Провинция Кентербери Церкви Англии (по состоянию на 01 января 2016 г.).
Епархия | Население (тыс. чел.) | Площадь (кв.миль \кв. км.) | Плотность населения (чел.на 1 кв.км.) | Кол-во прихо- дов | Кол-во церквей | Средняя численность церкви | Средняя площадь церкви (кв.миль/кв.км.) |
1.Бат и Уэльс | 1,610/2576 | 1,690 | 2.9/4.6 | ||||
2.Бирмингем | 1,564, | 290/464 | 8,500 | 1.6/2.5 | |||
3Бристоль | 1,019 | 470/752 | 5,050 | 2.3/3.7 | |||
4Кентербери | 1,128 | 1,050/1680 | 3,130 | 2.9/4.6 | |||
5Челмсфорд | 3,176 | 1,530/2448 | 5,490 | 2.6/4.1 | |||
6Чичестер | 1,680 | 1,450/2320 | 3,490 | 3.0/4.8 | |||
7Ковентри | 700/1120 | 3,580 | 2.9/4.6 | ||||
8Дерби | 1,050 | 990/1584 | 3,310 | 3.1/4.9 | |||
9Или | 1,530/2448 | 2,300 | 4.6/7.3 | ||||
10Эксетер | 1,177 | 2,570/4112 | 1,950 | 4.3/6.9 | |||
11Глостер | 1,130/1808 | 1,720 | 2.9/4.6 | ||||
12Гилфорд | 1,052 | 530/848 | 4,960 | 2.5/4.0 | |||
13Херефорд | 1,650/2640 | 4.1/6.5 | |||||
14Лестер | 1,037 | 830/1328 | 3,300 | 2.6/4/1 | |||
15Личфилд | 2,141 | 1,730/2768 | 3,810 | 3.1/4.9 | |||
16Линкольн | 1,071 | 2,670/4272 | 1,710 | 4.3/6.9 | |||
17Лондон | 4,299 | 280/448 | 8,740 | 0.6/0.9 | |||
18Норидж | 1,800/2880 | 1,420 | 2.8/4.5 | ||||
19Оксфорд | 2,375 | 2,210/3536 | 2,910 | 2.7/4.3 | |||
20Питерборо | 1,140/1824 | 2,390 | 3.0/4.8 | ||||
21Портсмут | 420/672 | 4,610 | 2.5/4.0 | ||||
22 Рочестер | 1,351 | 540/864 | 5,180 | 2.1/3.3 | |||
23 Сент-Альбан | 1,917 | 1,120/1792 | 4,700 | 2.7/4/3 | |||
24Сент-Эдим и Ипсвич | 1,430/2288 | 1,390 | 3.0/4.8 | ||||
25Солсбери | 2,050/3280 | 1,660 | 3.6/5.7 | ||||
26Сазерк | 2,852 | 320/512 | 8,010 | 0.9/1.4 | |||
27Труро | 1,390/2224 | 1,820 | 4.5/7.2 | ||||
28Винчестер | 1,233 | 1,130/1808 | 3,450 | 3.2./5/1 | |||
29Вустер | 670/1072 | 3,200 | 2.4/3.8 | ||||
Всего по провинции Кентербери | 35230/ | 2.9/4.6 | |||||
Всего по обеим провинциям | 55,538 | 50,630/ | 12,459 | 15,638 | 3,550 | 3.2/5.1 |
Составлено по [15].
Церковная Провинция Кентербери занимает более высокий статус и охватывает большую по площади, уровню экономического развития и численности населения территорию страны, поэтому неудивительно, что по основным показателям ее данные в 3-4 раза превосходят аналогичные в Йорке. Самая маленькая по площади епархия, охватывающая всего 352 кв. км. тоже находится в Йорке.
Свои особенности имеет первичное церковно-административное деление Церкви Англии. Помимо традиционной для христианских конфессий территориальной единицы низового уровня – прихода («parish» – англ.), подразумевающей территорию, в границах которой проживают прихожане определенного храма, выделяют также понятие «церковь» («сhurch» - англ.), которая может не относиться к приходу. Приход и церковь обладают разными статусами. Так, церковный брак, легитимный в Англии, если заключен в государственной церкви, может быть заключен только в приходском храме.
Для обращения к рассмотрению экономических проявлений Церкви Англии, можно воспользоваться данными финансовых отчетов, которые публикуются на официальных сайтах многих (но не всех) епархий. Последнее делает невозможным анализ этих данных применительно ко всей территории страны или территориальных макро-единиц - провинций. К сожалению, унифицированная форма такого отчета также отсутствует, поэтому для отражения основных аспектов проявления финансовой деятельности Церкви Англии на региональном уровне, мы будем опираться на данные Йоркской епархии Блэкберн [14], а также Кентерберийских Чичестера [13] и Челмсфорда [12], чьи данные, представленные в финансовых отчетах, наиболее подробны.
Основными источниками доходов приходов Церкви Англии являются пожертвования частных лиц и приходские взносы, а также сборы за совершение церковных таинств. Уставная пошлина устанавливается Генеральным Синодом Англиканской церкви.
Она состоит из двух частей. Первая часть принадлежит местному совету приходских церквей (PCC) - все это остается местным церквям и не проходит через епархиальную систему. Вторая часть - плата, причитающаяся Епархиальному совету финансов (плата DBF). Он отражается в епархиальном бюджете и составляет, например, в епархии Челмсфорд чуть более 1 миллиона фунтов стерлингов в год.
Особенной экономической составляющей приходского пространства англиканской церкви является так называемые «глебе» (англ. «glebe») - земли, принадлежащие приходу, доходная рента с которых отчисляется на содержание духовенства. С 1976 года распоряжается глебе и доходами с нее епархиальный совет финансов. В случае, если совет принимает решение о продаже глебе, то средства с продажи инвестируются. Так, например, в епархии Челмсфрд стоимость этой земли на начало 2018 г. составляет около £500 000 (39 800 000₽) и является частью инвестиционного дохода Фонда взаимной поддержки.
Проанализировав экономические составляющие финансового отчёта Чичестерской епархии за 2016 отчётный год, можно сделать вывод о сбалансированности ее бюджета. Превалирующую доходной части бюджета (74,9%) составляют приходские взносы. В свою очередь, наибольшую часть расходов составляет заработная плата духовенства.
Стоит отметить, что в расходную часть одной из статей бюджета входит резерв на обучение будущего духовенства и профессиональной подготовки кадров для епархиального управления.
Итоговая валюта баланса составляет 19 463 984 £, что на рассматриваемый в отчете период примерно эквивалентно 1 563 187 711 млрд. рублей. Наблюдая динамику с 2014 года, очевидно, что как доходы, так и расходы увеличились. Данная тенденция говорит о стабильной финансовой политики епархии.
Епархия Челмсфорд основным источником дохода указывает пожертвования отдельных лиц и приходов через обязательные взносы. В соответствии с приложением по бюджету рост индивидуальных вложений составляет 2,5%. Общий объем денежных поступлений в этой епархии на 2018 год предусмотрен в бюджете в размере £21,861,335 (1,740,162,266₽), что представляет собой сбалансированный бюджет, при его общем увеличении на 1,41%. Увеличение общей суммы доходов епархии за год составило чуть менее £329,000 (26,188,400₽). Почти £100,000 (7,960,000) уходит на прямые расходы и более £129,000 (10,268,400₽) было отведено на расходы будущих периодов. То есть, финансовая политика и этой Кентерберийской епархии тоже стабильна.
Что касается Блэкбернской епархии, входящей в провинцию Йорк, то она одна из тех, кто практикует публикацию ежегодного отчёта о движении своих денежных средств, в то время как другие стараются не комментировать коммерческую сторону своей деятельности, хотя и не сообщает свой годовой доход в денежном выражении.
Прежде чем переходить к денежно-финансовому вопросу, стоит отметить чёткую организационную структуру Блэкбернской епархии с конструктивным планом управления хозяйственной жизнью. Имеется финансовый комитет, который ответственен за всё транзакции, осуществляемые епархией.
Блэкбернская епархия ведет активную инвестиционную политику, в результате которой получает стабильные дивиденды, увеличивающие доходную составляющую бюджета, а также активно стараются увеличить уровень внеоборотных активов, то есть накапливает и поддерживает соответствующий уровень имущества.
Более 60 % расходов также составляют выплаты духовенству, пенсионные выплаты, выплаты в фонд медицинского страхования.
Основными источниками финансирования Блэкбернской епархии (BDBF) в отчетном 2016 году были:
· пожертвования прихожан 60%,
· национальные церковные ассигнации - 8%
· прибыль от продажи активов - 6%,
· инвестиционный доход - 6%.
Пожертвования прихожан — это деньги, данные приходам BDBF для финансирования своей миссии и служения. Общая сумма приходской доли, полученной в 2016 году, которая включает в себя некоторые платежи за предыдущие годы, составляет 89,8% от Приходской доли, запрошенной на 2016 год. Взносы прихода увеличились на 32 000? (2 259 200₽). В эту цифру включена сумма, выделенная для резерва Фонда поддержки акций, которая сократилась на 49 000? (3 459 400₽).
В целом, во всех рассматриваемых епархиях наблюдается рост общего совокупного дохода, что говори о стабильной экономической политике.
В целом, Церковь Англии имеет довольно жесткую иерархическую структуру, которая отражается в ее церковно-территориальном делении. Страны зарубежной Европы, особенно Западной и Северной, рассматриваются как регионы секуляризации. Между тем, в Англии, судя по густоте первичных церковно-административных единиц государственной церкви и их стабильной экономической составляющей, значительная часть англичан принимают участие в религиозной жизни, а сама Церковь как социальный институт остается влиятельной организацией в стране.
Литература:
1. Абакумов С.Н. История диалога РПЦ и Англиканской церкви в 50-80-е годы XIX века // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 51. С. 36-39
2. Балабейкина О. А., Мартынов В.Л. Конфессиональное пространство современной Швеции: христианские деноминации // Балтийский регион. 2017. №3. С.113-126
3. Бондаренко Ю.В. Особенности статуса Англиканской Церкви в Великобритании (историко-правовой аспект) // Вестник восточно-юридической гуманитарной академии. 2016. №2 (82). С. 46-51
4.Гориславская Н.В. Особенности экономического анализа деятельности религиозных организаций // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2014. №4. С. 85-91
5. Горохов С.А., Захаров И.А. Развитие конфессионального пространства Тропической Африки в ХХ – начале ХХI в.: христианство, ислам, этнические религии // Цивилизационные альтернативы Африки Сер. "Цивилизационные измерения" Москва, 2017. С. 113-128.
6. Горохов С.А. Факторы пространственной дифференциации религиозности населения в эпоху глобализации // Полимасштабные системы «центр-периферия» в контексте глобализации и регионализации: теория и практика общественно-географических исследований. Материалы международной научной конференции (Шестая Ежегодная научная Ассамблея АРГО). Ответственные редакторы Воронин И. Н., Дружинин А. Г. 2015. С. 112-117.
7. Ерохин В.Н. Формирование англиканской идентичности: история и современность // Вестник Нижегородского университета им. Н.Н. Лобачевского. 2016. №1. С. 23-33
8. Левчук Д.В. Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений и статуса церквей Современные научные исследования и инновации. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/01/19809 (дата обращения: 04.02.2018).
9. Сафронов С.Г. Структура и особенности современного религиозного ландшафта России // Проблемы расселения: история и современность Сборник статей в честь Г. М. Лаппо. Сер. "Россия 90-х: проблемы регионального развития" Москва, 1997. С. 71-75.
10. Филиппов Б.А. Церковь и государство после падения советской системы: проблемы и решения (на примере Венгрии, Польши, Чехии) // Ежегодная богословская конференция православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. №25. 2015. С. 65-70
11. Эрдоган О. Межрелигиозный диалог в современной политике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2010. №2. С. 43-47
12. Diocese of Chelmsford. 2018 Budget report/ https://www.chelmsford.anglican.org/parish-finance/2018-budget - Официальный сайт епархии Челмсфорд. Дата обращения 10.02.2018 г.
13. Diocese of Chichester. Budget 2016/ https://www.chichester.anglican.org/ - Официальный сайт епархии Чичестер. Дата обращения 19.01.2018
14. The Blackburn Diocesan Board of Finance limited. 2016 // https://www.blackburn.anglican.org/finance - Официальный сайт епархии Блэкберн. Дата обращения 19.01.2018 г.
15. The Church of England: research and statistics. Statistics for mission, 2016. 51 p. // https://www.churchofengland.org/our-faith/what-we-believe/ - Официальный сайт Церкви Англии. Дата обращения 06.02.2018
Сведения об авторах:
Балабейкина Ольга Александровна кандидат географических наук, доцент кафедры региональной экономики и природопользования, Санкт-Петербургский государственный экономический университет;
e-mail: olga8011@yandex.ru,
Россия, 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21
Лавхаева Дарья Николаевна, магистр менеджмента
Россия, 197136, Санкт-Петербург, ул. Ленина, 20. кв. 54