по дисциплине «конституционное право»




Вопросы к экзамену

- Распознайте, в каком значении (отрасли, науки или учебной дисциплины) раскрыто понятие «конституционное право»: совокупность правовых норм, регулирующих основы правового положения личности, основы конституционного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов местного самоуправления, отношения между человеком и государством.

- Раскройте понятие «конституционное право» в значении науки.

- Включите в перечень источников конституционного права недостающие: Конституция Республики Беларусь; международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь; постановления палат Национального собрания Республики Беларусь; постановления Правительства; нормативные акты республиканских органов государственного управления.

2

- Назовите особенности структуры конституционно-правовых норм.

- Раскройте понятие «конституционно-правовая норма».

- Классифицируйте конституционно-правовые нормы по различным признакам.

 

- Выскажите общее суждение о месте и роли конституционного права в системе права Республики Беларусь.

- Объясните отличие конституционного права от остальных отраслей права.

- Охарактеризуйте существующие в конституционном праве методы (дозволение, запрет, обязывание).

 

- Назовите дату принятия первой Конституции БССР.

- Изложите общие сведения о Конституции 1927 г.

- Докажите, что Конституция Республики Беларусь носит демократический характер.

- Назовите дату принятия второй Конституции БССР.

- Изложите общие сведения о Конституции 1919 г.

- Докажите, что Конституция 1919 г. носила классовый характер.

- Выскажите общее суждение о Конституциях 1919, 1927, 1937, 1978 гг.

- Раскройте понятие «конституция».

- Охарактеризуйте основные принципы и характерные особенности Конституции Беларуси.

 

- Назовите орган, принявший действующую Конституцию Республики Беларусь.

- Объясните значение Декларации о государственном суверенитете для принятия Конституции Республики Беларусь.

- Прокомментируйте понятие «обновление конституции». Привяжите данное понятие к белорусской конституции 1994 г.

- Выскажите общее сужение о роли преамбулы в структуре Конституции.

- Опишите структуру Конституции Республики Беларусь.

- Конкретизируйте названия разделов и глав Конституции Республики Беларусь.

- Назовите основные элементы конституционного строя.

- Раскройте понятие «конституционный строй».

- Выявите основные черты конституционного строя Республики Беларусь.

 

- Назовите понятия, схожие с понятием «конституционный строй».

- Раскройте понятие «политическая система».

- Охарактеризуйте категорию «государство» как основной элемент политической системы общества.

 

- Выскажите общее суждение о светском государстве.

- Какие факты можно привести в обоснование вывода о том, что Беларусь является светским государством?

- Дополните статью Конституции: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов ….»

 

- Выскажите суждение о соотношении общественного, государственного и конституционного строя.

- Выявите недостающий элемент конституционного строя: политическая, экономическая и ……. системы общества.

- Охарактеризуйте социальную систему белорусского общества.

 

- Перечислите принципы демократического государства.

- Раскройте принципы демократического государства.

- Охарактеризуйте политический режим Республики Беларусь.

- Назовите формы демократии.

- Раскройте понятие «представительная демократия».

- Выявите отличия между известными Вам формами демократии.

.

- Назовите основную составляющую экономических отношений.

- Раскройте понятие «экономическая система».

- Охарактеризуйте основное конституционное положение, закрепляющее экономическую систему Республики Беларусь.

- Назовите закон, определяющий правовой статус политических партий в Республике Беларусь.

- Раскройте понятие «политическая партия».

- Выявите круг лиц, не имеющих права быть членом политической партии.

- Назовите закон, определяющий правовое положение национальных меньшинств.

- Раскройте понятие «национальные меньшинства».

- Охарактеризуйте обязанности граждан Республики Беларусь, относящих себя к национальным меньшинствам.

 

- Назовите формы суверенитета.

- Раскройте понятие «государственный суверенитет».

- Докажите, что Республика Беларусь является суверенным государством.

 

- Назовите государственные символы Республики Беларусь.

- Опишите государственный флаг Республики Беларусь.

- Выявите 5-7 случаев исполнения государственного гимна Беларуси, установленного законом «О государственных символах Республики Беларусь».

 

- Назовите дату создания СНГ.

- Изложите основные принципы СНГ.

- Выявите органы СНГ.

- Распознайте, какое из понятий шире «человек» или «гражданин» в контексте конституционного права.

- Раскройте понятие «конституционные права и свободы».

- Охарактеризуйте право на жизнь, закрепленное в ст.24 Конституции.

 

- Как называется институт конституционного права, в котором закреплены права, свободы и обязанности?

- Раскройте понятие «конституционные обязанности».

- Классифицируйте права и свободы по сфере человеческой деятельности и по субъектам реализации.

 

- Распознайте отличие между категориями «права» и «обязанности».

- Изложите обязанности, закрепленные в Конституции.

- Прокомментируйте обязанность, закрепленную в ст.57 Конституции «Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь».

 

- Назовите личные права человека.

- Объясните особенности личных прав человека.

- Охарактеризуйте право на неприкосновенность жилища.

 

- Распознайте, к какой группе конституционных прав и свобод относится свобода собраний, уличных шествий митингов, демонстраций.

- Объясните особенности политических прав граждан.

- Прокомментируйте ст.35 Конституции о свободе собраний, уличных шествий, митингов, демонстраций.

 

- Назовите элементы конституционно-правового статуса личности.

- Раскройте понятие «конституционно-правовой статус личности».

- Оцените роль института конституционно-правового статуса личности в развитии национального законодательства.

- Назовите социально-экономические права граждан в Республике Беларусь.

- Объясните сущность экономических прав.

- Охарактеризуйте право на жилище.

- Назовите культурные права и свободы.

- Объясните основное призвание культурных прав.

- Охарактеризуйте право на образование.

- Распознайте, к какой группе прав относится право на охрану здоровья.

- Определите какие органы и учреждения призваны реализовывать конституционное право на охрану здоровья: детская стоматологическая поликлиника, облздравотдел, Министерство образования, общество защиты потребителей, Министерство здравоохранения, Генеральная прокуратура, Белгосстрах.

- Охарактеризуйте право на охрану здоровья.

 

- Распознайте, к какой группе прав относится право свободного передвижения и выбора места жительства.

- Объясните влияние Всеобщей декларации прав человека на институт прав и свобод личности, закрепленный в Конституции Республики Беларусь.

- Проведите отличия между политическими и личными правами и свободами.

- Распознайте, к какой группе прав относится право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания.

- Объясните взаимоотношения государства и религии.

- Охарактеризуйте право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания

- Распознайте, о каком праве идет речь: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда».

- Изложите случаи, когда закон допускает принудительный труд.

- Охарактеризуйте право на труд, закрепленное в ст. 41 Конституции.

 

- Назовите случаи, при которых допускается ограничение прав и свобод человека.

- Продолжите предложение: «При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться право на жизнь (ст.24), ……………………………………………………………………...

- Охарактеризуйтеспособы и средства, гарантирующими обеспечение реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

- Выскажите общее суждение о назначении института гражданства.

- Раскройте понятие «гражданство».

- Выявите отличия между подданством и гражданством.

 

- Как называется и когда был принят закон, регулирующий вопросы гражданства?

- Изложите принципы гражданства.

- Проанализируйте разницу между иностранными гражданами и гражданами Республики Беларусь.

 

- Назовите основания приобретения гражданства.

- Изложите условия приема в гражданство.

- Дополните список лиц, которым может быть сокращен семилетний срок проживания на территории Республики Беларусь для приема в гражданство: 1) лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь; ………………...

 

- Распознайте, какое основание приобретения гражданства приводится в данной выдержке «находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь».

- Определите гражданство ребенка, если ребенок родился на территории Республики Беларусь, при этом родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживают на территории Республики Беларусь и являются лицами без гражданства.

- Охарактеризуйте порядок приобретения гражданства по рождению.

 

- Назовите основания прекращения гражданства Республики Беларусь.

- Изложите основания утраты гражданства Республики Беларусь.

- Решите ситуацию: гражданин Республики Беларусь Сидоров в 2005 г. уехал на ПМЖ в США, где поступил на службу в органы безопасности. Как в данной ситуации решится вопрос с белорусским гражданством?

 

- Назовите органы, оформляющие документы и принимающие решения по вопросам гражданства.

- Изложите основания для отказа в прекращении гражданства Республики Беларусь.

- Охарактеризуйте сроки рассмотрения заявлений по вопросам гражданства.

 

- Распознайте, о ком идет речь: «не являются гражданами Республики Беларусь и имеют доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства».

- Изложите права, которыми не наделены иностранные граждане в Республике Беларусь.

- Охарактеризуйте правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь.

 

- Назовите формы государственного устройства.

- Определите форму политико-территориального устройства Республики Беларусь.

- Охарактеризуйте известные Вам формы государственного устройства.

- Распознайте, на территории административно-территориальной единицы или территориальной единицы создаются и действуют исполнительные и распорядительные органы.

- Раскройте понятие «административно-территориальная единица».

- Охарактеризуйте административно-территориальное устройство Республики Беларусь.

- Назовите категории городов.

- Определите государственные органы, уполномоченные на решение вопросов АТУ.

- Охарактеризуйте политико-правовой статус столицы республики Беларусь.

- Назовите даты принятия референдумов, посредством которых в Основной Закон страны вносились изменения и дополнения.

- Установите дату последнего референдума, проведенного в нашей стране.

- Охарактеризуйте последний референдум, проведенный в Беларуси.

 

- Назовите виды референдумов.

- Раскройте понятие «референдум».

- Оцените юридическую силу решений, принятых на референдуме.

 

- Распознайте, кто из названных субъектов обладает правом инициативы на проведение референдума: Президент, иностранные граждане, граждане Республики Беларусь, Премьер-министр, Палата представителей, министр МВД, лица без гражданства.

- Проведите отличие между референдумом и выборами.

- Охарактеризуйте референдум 24 ноября 1996 г.

 

- Назовите государственные органы, формируемые посредством выборов.

- Раскройте понятие выборы.

- Докажите, что выборы являются демократическим институтом.

 

- Распознайте, в каком смысле раскрыто понятие «избирательное право»: право избирать и избираться (быть избранным).

- Раскройте понятие «объективное избирательное право».

- Охарактеризуйте виды выборов.

 

- Назовите принципы избирательного права.

- Раскройте принципы избирательного права.

- Выявите, на основе какого принципа и как формируется Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.

 

- Что составляет правовую основу избирательной системы Республики Беларусь?

- Раскройте понятие «избирательная система».

- Охарактеризуйте избирательную систему Республику Беларусь.

 

- Назовите стадии избирательного процесса.

- Распознайте, о какой стадии избирательного процесса идет речь: «решающая стадия избирательного процесса, представляющая собой волеизъявление избирателей по вопросу об избрании (или неизбрании) выдвинутых кандидатур»

- Охарактеризуйте предварительную агитацию как самостоятельную стадию избирательного процесса.

- Назовите известные Вам ветви власти.

- Определите орган, которым представлена исполнительная власть в Республике Беларусь.

- Прокомментируйте особенности реализации принципа разделения властей в Республике Беларусь.

- Распознайте, о каком понятии идет речь: «система органов государства, через которые государственные служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий».

- Раскройте понятия «государственный орган».

- Установите признаки государственного органа.

 

- Назовите виды государственных органов по территории действия.

- Определите место прокуратуры в системе органов государственно власти.

- Охарактеризуйте систему органов государственной власти в Республике Беларусь.

- Назовите акты, на издание которых уполномочен Президент Республики Беларусь.

- Определите форму правления в Беларуси.

- Докажите свое суждение по установленной форме правления.

- Когда в Беларуси впервые был введен институт президентства.

- Объясните назначение института президентства.

- Охарактеризуйте политико-правовое положение Президента Республики Беларусь в системе органов государственной власти.

 

- Назовите основания досрочного прекращения полномочий Президента Республики Беларусь.

- Какой орган определяет состояние здоровья Президента для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий?

- Опишите порядок досрочного прекращения полномочий Президента Республики Беларусь.

- Назовите основания признания должности Президента вакантной.

- Объясните, кому переходят полномочия Президента в случае вакансии должности Президента.

- Охарактеризуйте порядок назначения выборов президента в случае вакансии должности Президента.

- Назовите основные сферы полномочий Президента Республики Беларусь.

- Определите, какой акт издается Президентом при решении вопроса о помиловании.

- Охарактеризуйте полномочия Президента в нормотворческой сфере.

- Назовите срок полномочий Президента Республики Беларусь.

- Изложите принципы, на основе которых проводятся выборы президента Республики Беларусь.

- Охарактеризуйте требования, предъявляемые к кандидатам на должность президента.

- Как называется белорусский парламент?

- Раскройте сущность парламента как органа государственной власти.

- Выявите конституционно-правовые основы Парламента Республики Беларусь.

- Назовите общее число членов белорусского парламента.

- Определите структуру Парламента Республики Беларусь.

- Охарактеризуйте порядок формирования палат Парламента Республики Беларусь.

- Назовите организационно-правовые формы деятельности Парламента.

- Определите количество очередных сессий парламента в год.

- Охарактеризуйте порядок сессионной деятельности Национального собрания Республики Беларусь.

- Назовите акты Национального собрания Республики Беларусь.

- Определите, какая из палат Парламента разрабатывает законопроекты, а какая одобряет?

- Охарактеризуйте полномочия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

 

- Назовите первую стадию законодательного процесса.

- Раскройте понятие «законодательный процесс».

- Охарактеризуйте стадию прогнозирования и планирования законопроекта.

- Назовите субъектов права законодательной инициативы.

- Какие требования обозначены в законе для реализации законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь?

- Охарактеризуйте порядок реализации законодательной инициативы гражданами.

-

- Раскройте понятие «правительство».

- Опишите порядок формирования Правительства Республики Беларусь

- Охарактеризуйте состав Правительства Республики Беларусь

- Назовите акты Правительства.

- Приведите пример министерств, входящих в состав Правительства.

- Изложите основные функции Премьер-министра.

- Выскажите общее суждение о назначении судебной власти.

- Раскройте понятие «правосудие».

- Охарактеризуйте систему органов судебной власти в Республике Беларусь.

- Назовите правовую основу местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

- Раскройте понятие «местное управление».

- Выявите отличия местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

 

 

Разработал преподаватель В.Г. Якимук

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: