Вопросы к экзамену
- Распознайте, в каком значении (отрасли, науки или учебной дисциплины) раскрыто понятие «конституционное право»: совокупность правовых норм, регулирующих основы правового положения личности, основы конституционного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов местного самоуправления, отношения между человеком и государством.
- Раскройте понятие «конституционное право» в значении науки.
- Включите в перечень источников конституционного права недостающие: Конституция Республики Беларусь; международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь; постановления палат Национального собрания Республики Беларусь; постановления Правительства; нормативные акты республиканских органов государственного управления.
2
- Назовите особенности структуры конституционно-правовых норм.
- Раскройте понятие «конституционно-правовая норма».
- Классифицируйте конституционно-правовые нормы по различным признакам.
- Выскажите общее суждение о месте и роли конституционного права в системе права Республики Беларусь.
- Объясните отличие конституционного права от остальных отраслей права.
- Охарактеризуйте существующие в конституционном праве методы (дозволение, запрет, обязывание).
- Назовите дату принятия первой Конституции БССР.
- Изложите общие сведения о Конституции 1927 г.
- Докажите, что Конституция Республики Беларусь носит демократический характер.
- Назовите дату принятия второй Конституции БССР.
- Изложите общие сведения о Конституции 1919 г.
- Докажите, что Конституция 1919 г. носила классовый характер.
- Выскажите общее суждение о Конституциях 1919, 1927, 1937, 1978 гг.
- Раскройте понятие «конституция».
- Охарактеризуйте основные принципы и характерные особенности Конституции Беларуси.
- Назовите орган, принявший действующую Конституцию Республики Беларусь.
- Объясните значение Декларации о государственном суверенитете для принятия Конституции Республики Беларусь.
- Прокомментируйте понятие «обновление конституции». Привяжите данное понятие к белорусской конституции 1994 г.
- Выскажите общее сужение о роли преамбулы в структуре Конституции.
- Опишите структуру Конституции Республики Беларусь.
- Конкретизируйте названия разделов и глав Конституции Республики Беларусь.
- Назовите основные элементы конституционного строя.
- Раскройте понятие «конституционный строй».
- Выявите основные черты конституционного строя Республики Беларусь.
- Назовите понятия, схожие с понятием «конституционный строй».
- Раскройте понятие «политическая система».
- Охарактеризуйте категорию «государство» как основной элемент политической системы общества.
- Выскажите общее суждение о светском государстве.
- Какие факты можно привести в обоснование вывода о том, что Беларусь является светским государством?
- Дополните статью Конституции: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов ….»
- Выскажите суждение о соотношении общественного, государственного и конституционного строя.
- Выявите недостающий элемент конституционного строя: политическая, экономическая и ……. системы общества.
- Охарактеризуйте социальную систему белорусского общества.
- Перечислите принципы демократического государства.
- Раскройте принципы демократического государства.
- Охарактеризуйте политический режим Республики Беларусь.
- Назовите формы демократии.
- Раскройте понятие «представительная демократия».
- Выявите отличия между известными Вам формами демократии.
.
- Назовите основную составляющую экономических отношений.
- Раскройте понятие «экономическая система».
- Охарактеризуйте основное конституционное положение, закрепляющее экономическую систему Республики Беларусь.
- Назовите закон, определяющий правовой статус политических партий в Республике Беларусь.
- Раскройте понятие «политическая партия».
- Выявите круг лиц, не имеющих права быть членом политической партии.
- Назовите закон, определяющий правовое положение национальных меньшинств.
- Раскройте понятие «национальные меньшинства».
- Охарактеризуйте обязанности граждан Республики Беларусь, относящих себя к национальным меньшинствам.
- Назовите формы суверенитета.
- Раскройте понятие «государственный суверенитет».
- Докажите, что Республика Беларусь является суверенным государством.
- Назовите государственные символы Республики Беларусь.
- Опишите государственный флаг Республики Беларусь.
- Выявите 5-7 случаев исполнения государственного гимна Беларуси, установленного законом «О государственных символах Республики Беларусь».
- Назовите дату создания СНГ.
- Изложите основные принципы СНГ.
- Выявите органы СНГ.
- Распознайте, какое из понятий шире «человек» или «гражданин» в контексте конституционного права.
- Раскройте понятие «конституционные права и свободы».
- Охарактеризуйте право на жизнь, закрепленное в ст.24 Конституции.
- Как называется институт конституционного права, в котором закреплены права, свободы и обязанности?
- Раскройте понятие «конституционные обязанности».
- Классифицируйте права и свободы по сфере человеческой деятельности и по субъектам реализации.
- Распознайте отличие между категориями «права» и «обязанности».
- Изложите обязанности, закрепленные в Конституции.
- Прокомментируйте обязанность, закрепленную в ст.57 Конституции «Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь».
- Назовите личные права человека.
- Объясните особенности личных прав человека.
- Охарактеризуйте право на неприкосновенность жилища.
- Распознайте, к какой группе конституционных прав и свобод относится свобода собраний, уличных шествий митингов, демонстраций.
- Объясните особенности политических прав граждан.
- Прокомментируйте ст.35 Конституции о свободе собраний, уличных шествий, митингов, демонстраций.
- Назовите элементы конституционно-правового статуса личности.
- Раскройте понятие «конституционно-правовой статус личности».
- Оцените роль института конституционно-правового статуса личности в развитии национального законодательства.
- Назовите социально-экономические права граждан в Республике Беларусь.
- Объясните сущность экономических прав.
- Охарактеризуйте право на жилище.
- Назовите культурные права и свободы.
- Объясните основное призвание культурных прав.
- Охарактеризуйте право на образование.
- Распознайте, к какой группе прав относится право на охрану здоровья.
- Определите какие органы и учреждения призваны реализовывать конституционное право на охрану здоровья: детская стоматологическая поликлиника, облздравотдел, Министерство образования, общество защиты потребителей, Министерство здравоохранения, Генеральная прокуратура, Белгосстрах.
- Охарактеризуйте право на охрану здоровья.
- Распознайте, к какой группе прав относится право свободного передвижения и выбора места жительства.
- Объясните влияние Всеобщей декларации прав человека на институт прав и свобод личности, закрепленный в Конституции Республики Беларусь.
- Проведите отличия между политическими и личными правами и свободами.
- Распознайте, к какой группе прав относится право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания.
- Объясните взаимоотношения государства и религии.
- Охарактеризуйте право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания
- Распознайте, о каком праве идет речь: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда».
- Изложите случаи, когда закон допускает принудительный труд.
- Охарактеризуйте право на труд, закрепленное в ст. 41 Конституции.
- Назовите случаи, при которых допускается ограничение прав и свобод человека.
- Продолжите предложение: «При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться право на жизнь (ст.24), ……………………………………………………………………...
- Охарактеризуйтеспособы и средства, гарантирующими обеспечение реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
- Выскажите общее суждение о назначении института гражданства.
- Раскройте понятие «гражданство».
- Выявите отличия между подданством и гражданством.
- Как называется и когда был принят закон, регулирующий вопросы гражданства?
- Изложите принципы гражданства.
- Проанализируйте разницу между иностранными гражданами и гражданами Республики Беларусь.
- Назовите основания приобретения гражданства.
- Изложите условия приема в гражданство.
- Дополните список лиц, которым может быть сокращен семилетний срок проживания на территории Республики Беларусь для приема в гражданство: 1) лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь; ………………...
- Распознайте, какое основание приобретения гражданства приводится в данной выдержке «находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь».
- Определите гражданство ребенка, если ребенок родился на территории Республики Беларусь, при этом родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживают на территории Республики Беларусь и являются лицами без гражданства.
- Охарактеризуйте порядок приобретения гражданства по рождению.
- Назовите основания прекращения гражданства Республики Беларусь.
- Изложите основания утраты гражданства Республики Беларусь.
- Решите ситуацию: гражданин Республики Беларусь Сидоров в 2005 г. уехал на ПМЖ в США, где поступил на службу в органы безопасности. Как в данной ситуации решится вопрос с белорусским гражданством?
- Назовите органы, оформляющие документы и принимающие решения по вопросам гражданства.
- Изложите основания для отказа в прекращении гражданства Республики Беларусь.
- Охарактеризуйте сроки рассмотрения заявлений по вопросам гражданства.
- Распознайте, о ком идет речь: «не являются гражданами Республики Беларусь и имеют доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства».
- Изложите права, которыми не наделены иностранные граждане в Республике Беларусь.
- Охарактеризуйте правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь.
- Назовите формы государственного устройства.
- Определите форму политико-территориального устройства Республики Беларусь.
- Охарактеризуйте известные Вам формы государственного устройства.
- Распознайте, на территории административно-территориальной единицы или территориальной единицы создаются и действуют исполнительные и распорядительные органы.
- Раскройте понятие «административно-территориальная единица».
- Охарактеризуйте административно-территориальное устройство Республики Беларусь.
- Назовите категории городов.
- Определите государственные органы, уполномоченные на решение вопросов АТУ.
- Охарактеризуйте политико-правовой статус столицы республики Беларусь.
- Назовите даты принятия референдумов, посредством которых в Основной Закон страны вносились изменения и дополнения.
- Установите дату последнего референдума, проведенного в нашей стране.
- Охарактеризуйте последний референдум, проведенный в Беларуси.
- Назовите виды референдумов.
- Раскройте понятие «референдум».
- Оцените юридическую силу решений, принятых на референдуме.
- Распознайте, кто из названных субъектов обладает правом инициативы на проведение референдума: Президент, иностранные граждане, граждане Республики Беларусь, Премьер-министр, Палата представителей, министр МВД, лица без гражданства.
- Проведите отличие между референдумом и выборами.
- Охарактеризуйте референдум 24 ноября 1996 г.
- Назовите государственные органы, формируемые посредством выборов.
- Раскройте понятие выборы.
- Докажите, что выборы являются демократическим институтом.
- Распознайте, в каком смысле раскрыто понятие «избирательное право»: право избирать и избираться (быть избранным).
- Раскройте понятие «объективное избирательное право».
- Охарактеризуйте виды выборов.
- Назовите принципы избирательного права.
- Раскройте принципы избирательного права.
- Выявите, на основе какого принципа и как формируется Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.
- Что составляет правовую основу избирательной системы Республики Беларусь?
- Раскройте понятие «избирательная система».
- Охарактеризуйте избирательную систему Республику Беларусь.
- Назовите стадии избирательного процесса.
- Распознайте, о какой стадии избирательного процесса идет речь: «решающая стадия избирательного процесса, представляющая собой волеизъявление избирателей по вопросу об избрании (или неизбрании) выдвинутых кандидатур»
- Охарактеризуйте предварительную агитацию как самостоятельную стадию избирательного процесса.
- Назовите известные Вам ветви власти.
- Определите орган, которым представлена исполнительная власть в Республике Беларусь.
- Прокомментируйте особенности реализации принципа разделения властей в Республике Беларусь.
- Распознайте, о каком понятии идет речь: «система органов государства, через которые государственные служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий».
- Раскройте понятия «государственный орган».
- Установите признаки государственного органа.
- Назовите виды государственных органов по территории действия.
- Определите место прокуратуры в системе органов государственно власти.
- Охарактеризуйте систему органов государственной власти в Республике Беларусь.
- Назовите акты, на издание которых уполномочен Президент Республики Беларусь.
- Определите форму правления в Беларуси.
- Докажите свое суждение по установленной форме правления.
- Когда в Беларуси впервые был введен институт президентства.
- Объясните назначение института президентства.
- Охарактеризуйте политико-правовое положение Президента Республики Беларусь в системе органов государственной власти.
- Назовите основания досрочного прекращения полномочий Президента Республики Беларусь.
- Какой орган определяет состояние здоровья Президента для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий?
- Опишите порядок досрочного прекращения полномочий Президента Республики Беларусь.
- Назовите основания признания должности Президента вакантной.
- Объясните, кому переходят полномочия Президента в случае вакансии должности Президента.
- Охарактеризуйте порядок назначения выборов президента в случае вакансии должности Президента.
- Назовите основные сферы полномочий Президента Республики Беларусь.
- Определите, какой акт издается Президентом при решении вопроса о помиловании.
- Охарактеризуйте полномочия Президента в нормотворческой сфере.
- Назовите срок полномочий Президента Республики Беларусь.
- Изложите принципы, на основе которых проводятся выборы президента Республики Беларусь.
- Охарактеризуйте требования, предъявляемые к кандидатам на должность президента.
- Как называется белорусский парламент?
- Раскройте сущность парламента как органа государственной власти.
- Выявите конституционно-правовые основы Парламента Республики Беларусь.
- Назовите общее число членов белорусского парламента.
- Определите структуру Парламента Республики Беларусь.
- Охарактеризуйте порядок формирования палат Парламента Республики Беларусь.
- Назовите организационно-правовые формы деятельности Парламента.
- Определите количество очередных сессий парламента в год.
- Охарактеризуйте порядок сессионной деятельности Национального собрания Республики Беларусь.
- Назовите акты Национального собрания Республики Беларусь.
- Определите, какая из палат Парламента разрабатывает законопроекты, а какая одобряет?
- Охарактеризуйте полномочия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
- Назовите первую стадию законодательного процесса.
- Раскройте понятие «законодательный процесс».
- Охарактеризуйте стадию прогнозирования и планирования законопроекта.
- Назовите субъектов права законодательной инициативы.
- Какие требования обозначены в законе для реализации законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь?
- Охарактеризуйте порядок реализации законодательной инициативы гражданами.
-
- Раскройте понятие «правительство».
- Опишите порядок формирования Правительства Республики Беларусь
- Охарактеризуйте состав Правительства Республики Беларусь
- Назовите акты Правительства.
- Приведите пример министерств, входящих в состав Правительства.
- Изложите основные функции Премьер-министра.
- Выскажите общее суждение о назначении судебной власти.
- Раскройте понятие «правосудие».
- Охарактеризуйте систему органов судебной власти в Республике Беларусь.
- Назовите правовую основу местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
- Раскройте понятие «местное управление».
- Выявите отличия местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
Разработал преподаватель В.Г. Якимук