Массовая коммуникация и стереотипы
Стереотип – это упрощенный и закрепившийся в человеческом сознании образ или убеждение, которое сделано на основе неполной информации.
Одной из причин возникновения стереотипов исследователи называют этноцентризм. Другими словами - убеждение, согласно которому одна раса лучше всех остальных. Также выделяют «принцип наименьшего сопростивления» - в одних ситуациях человек не подвержен стереотипам (чаще всего это ситуации, в которых он чувствует себя экспертом), а в других, где он ощущает собственную уязвимость – подвержен. Стереотипы возникают также по причине необходимости экономии энергии. То есть, человеческому восприятию проще «подогнать» некоторые явления под общую категорию и воспринимать их именно так. К тому же, стереотип может быть способом защиты от нового (человеку трудно дается новое: встреча с новым его пугает), человеку удобнее закрыться стереотипом от реального восприятия.
Плюс стереотипов – на эти категории удобно рассчитывать и воздействовать (я имею в виду работу с массовой информацией). Человек точно считает зашифрованную в стереотипе информацию, ее не придется объяснять. Можно сказать, что плюсом стереотипов является упрощение, оно же – несомненный минус. Из-за упрощения, даже некоторой объективизации людей, явлений, вещей, человек становится невосприимчивым. Еще один минус – стереотипы связаны с конформностью. Также минусом стереотипного мышления является избирательность – человек замечает только то, что подходит под его стереотип. Информацию же, стереотип ломающую, он не замечает. Вновь минус – зачастую человек, подверженный стереотипному мышлению, убежден, что «знает» что-то – это мешает глубинному пониманию проблемы и обычному человеческому отношению.
|
Социальные стереотипы – стереотипы социальных взаимоотношений. Например, «дети априори должны слушаться взрослых».
Гендерные стереотипы – стереотипы, связанные с гендером. Например, «женщины априори хуже водят машину», «мужчины черствые и бесчувственные»
Этнические стереотипы – стереотипы, основанные на этнических, национальных различиях. Например, «лица кавказской национальности – взрывные, эмоциональные»
Профессиональные стереотипы – стереотипы, связанные с профессиональной деятельностью человека. Например, «врачи – циники», «журналисты беспринципные».
2. Конформизм и стереотипы. Проявлять конформность, значит поступать как другие, и поддаваться их мнению. Когда говорят о конформном поведении или мышлении, имеют в виду, что человек следует ожиданиям окружающих его людей, игнорируя собственные цели, интересы и мнение. Человек перестает мыслить самостоятельно, у него атрофируется критическое мышление, что приводит к инфантилизму, предрассудкам, предубеждениям и прочему стереотипному и шаблонному мышлению. То есть, можно сказать, что конформизм прецедент стереотипов.
3. Диссиденты нужны для того, чтобы нарушить «единодушие большинства». В одиночку отстаивать какие-либо убеждения очень трудно, но если диссидентов двое и больше, они готовы держаться друг за друга и за информацию, свободную от стереотипов. Диссиденты – люди, меняющие общество и мир путем открытости собственной позиции.
|
Эксперимент Милгрэма объясняет фашизм тем, что наглядно отображает неспособность людей самостоятельно принимать решения насчёт своих действий, когда на них оказывается давление различными людьми, стоящими выше по статусу и занимающими более высокие положения или должности.
Второй более современный эксперимент, полагаю, пытался доказать, что те времена прошли, общество меняется и менее склонно к подобному роду манипуляции. Но нет, это природа человека, нежели время. Сам факт давления остается основным рычагом действия. Примером может послужить филь «Эксперемнт 2: Волна», где школьный учитель предлагает провести эксперимент: постепенное внедрение фашизма, которое полностью изменит мышление класса. Ученики смеются и уверены в том, что с ними ничего не произойдет. Проходит время: свободная школьная форма сменяется, строгой официальной; никаких криво стоящих столов и смеющихся детей – все стоят как солдаты в строю; а когда учитель решил устроить публичную казнь, ученики без единого колебания схватили обвиняемого и были готовы сотворить ужасное.
5. СМИ части используют и поддерживают стереотипы, социальные, профессиональные, национальные, гендерные и пр. В редких случаях масс-медиа помогают разрушать стереотипы. Я помню, как родители высказывали свои замечания по поводу негативных ценностей, искаженных стереотипов и сцен насилия, которыми с самых первых дней существования телевидения изобиловали его передачи. Хотя телевизор был важной частью нашей домашней жизни, такой же были и печатные СМИ, привычку читать которые мои родители мне неизменно прививали. «Формируя мифы и стереотипы, СМИ активно используют механизм «публичного восприятия». В этом своем качестве СМИ уже становятся средством «психологической монополии» и «духовного принуждения». И тогда все мы – жители «глобальной деревни», погрязнув в ее повседневных распрях и проблемах, не в силах сопротивляться манипулированию нашим сознанием, становимся объектом информационной агрессии или информационной войны, когда при помощи СМИ нас пытаются склонить к заданной какой-нибудь группой субъективной точке зрения.» Попытки СМИ навязать кардинальные изменения в стереотипах зачастую сталкиваются с активным психологическим сопротивлением, что является результатом селективного отношения человека не только к самой информации, но и к ее источнику. Серьезное значение в потреблении и интерпретации потребляемой информации имеет и тот факт, что воспринимающий ее (реципиент) никогда не находится в вакууме. Он занимает по отношению к информации активную позицию: он соглашается или возражает, готовит ответ, дополняет информацию, анализирует мотивы, даже участвует в потоке мыслей собеседника на экране и т. д. «Всякое понимание живой речи, живого высказывания носит активно ответный характер... всякое понимание чревато ответом и в той или иной формеобязательно его порождает: слушающий становится говорящим» (М. М. Бахтин). Присутствие насилия и низкопробных стереотипов лишь отражает уродливую реальность несовершенного мира. Стереотипы, увиденные по телевизору, незаметно учат юных зрителей тому, что представляют собой различные группы людей, а постоянное присутствие на телеэкране насилия прививает нам мысль, что мир – жесток. Количественные показатели. Возможно, наиболее заметной гендерной диспропорцией является то, что мы видим на экране намного меньше женщин, чем мужчин.
|
Следовательно, можно сказать, что бОльшную часть пропаганды стереотипов берет на себя телевиденье: сцены жесткости, которые не все могут воспринимать, афроамериканцы показаны в свете беженцев и мафии, женщин меньше, чем мужчин и женщины выставляют в эмоциональной агрессии или основной жертвой, в отличии от сильный и сдержанных мужчин. Думаю, на сегодняшний день ситуация гендерного и этнического стеретипивизма изменяется, это ярко видно, однако типизация «злодеев» остается той же.
Думаю, можно выстроить последовательность социальные групп, которые чаще других становятся жертвами стереотипизации: гендерные, этнические, социальные.
· Мужчины чаще всего изображаются как рассуждающие и оценивающие товар, понимающие объективные причины его покупки, занимающие автономные роли и связанные с практическим использованием приобретаемых предметов; женщины, напротив,— не как обсуждающие и оценивающие достоинства приобретаемого товара, а как движимые субъективными причинами в его приобретении (эмоциями и желаниями), занимающие дополнительные и зависимые роли (жены, любовницы, подруги) и связанные с социально престижным и символическим значением покупаемых предметов. К сожалению, в работах подобного рода недостаточно эвристичны ответы на главный вопрос: что же в конечном счете является причиной, а что — следствием? Выводы авторов чаще всего сводятся к констатации того, что, с одной стороны, средства массовой информации черпают свои образы из существующих стереотипов, а с другой — что последние подкрепляются и распространяются средствами массовой информации.
· Другим примером исследования регулятивной функции полоролевых стереотипов является изучение влияния этнической и половой принадлежности человека на помогающее поведение [32]. Четверо белых англичан (двое мужчин и две женщины) и четыре гражданина Великобритании — выходцы из Латинской Америки (двое мужчин и две женщины) просили белых англичан разменять монету для телефона-автомата. Результаты показали, что и женщины, и мужчины демонстрируют расовую дискриминацию, однако только по отношению к представителям своего пола, но не противоположного.
· Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные — в терминах теплоты, добросердечия, гуманности и т.п.
7. Были использованы следующие гендерные стереотипы и со стороны героини, и со стороны корреспондента:
· ««Мне очень не хочется растворяться в этой одинаковой массе мужских пиджаков, мне хочется ощущать себя женщиной, поэтому я стараюсь подбирать вот такое сочетание: деловое, но обязательно женствен ное», — поясняет Валентина Матвиенко».
· «В институте по-женски основательно включилась в общественную работу».
· «На Мальте и в Греции, где она была послом, до сих пор с восхищением вспоминают обаятельную женщину с железной мужской хваткой ».