Думаю, можно выстроить последовательность социальные групп, которые чаще других становятся жертвами стереотипизации: гендерные, этнические, социальные.




Массовая коммуникация и стереотипы

Стереотип – это упрощенный и закрепившийся в человеческом сознании образ или убеждение, которое сделано на основе неполной информации.

Одной из причин возникновения стереотипов исследователи называют этноцентризм. Другими словами - убеждение, согласно которому одна раса лучше всех остальных. Также выделяют «принцип наименьшего сопростивления» - в одних ситуациях человек не подвержен стереотипам (чаще всего это ситуации, в которых он чувствует себя экспертом), а в других, где он ощущает собственную уязвимость – подвержен. Стереотипы возникают также по причине необходимости экономии энергии. То есть, человеческому восприятию проще «подогнать» некоторые явления под общую категорию и воспринимать их именно так. К тому же, стереотип может быть способом защиты от нового (человеку трудно дается новое: встреча с новым его пугает), человеку удобнее закрыться стереотипом от реального восприятия.

Плюс стереотипов – на эти категории удобно рассчитывать и воздействовать (я имею в виду работу с массовой информацией). Человек точно считает зашифрованную в стереотипе информацию, ее не придется объяснять. Можно сказать, что плюсом стереотипов является упрощение, оно же – несомненный минус. Из-за упрощения, даже некоторой объективизации людей, явлений, вещей, человек становится невосприимчивым. Еще один минус – стереотипы связаны с конформностью. Также минусом стереотипного мышления является избирательность – человек замечает только то, что подходит под его стереотип. Информацию же, стереотип ломающую, он не замечает. Вновь минус – зачастую человек, подверженный стереотипному мышлению, убежден, что «знает» что-то – это мешает глубинному пониманию проблемы и обычному человеческому отношению.

Социальные стереотипы – стереотипы социальных взаимоотношений. Например, «дети априори должны слушаться взрослых».

Гендерные стереотипы – стереотипы, связанные с гендером. Например, «женщины априори хуже водят машину», «мужчины черствые и бесчувственные»

Этнические стереотипы – стереотипы, основанные на этнических, национальных различиях. Например, «лица кавказской национальности – взрывные, эмоциональные»

Профессиональные стереотипы – стереотипы, связанные с профессиональной деятельностью человека. Например, «врачи – циники», «журналисты беспринципные».

2. Конформизм и стереотипы. Проявлять конформность, значит поступать как другие, и поддаваться их мнению. Когда говорят о конформном поведении или мышлении, имеют в виду, что человек следует ожиданиям окружающих его людей, игнорируя собственные цели, интересы и мнение. Человек перестает мыслить самостоятельно, у него атрофируется критическое мышление, что приводит к инфантилизму, предрассудкам, предубеждениям и прочему стереотипному и шаблонному мышлению. То есть, можно сказать, что конформизм прецедент стереотипов.

3. Диссиденты нужны для того, чтобы нарушить «единодушие большинства». В одиночку отстаивать какие-либо убеждения очень трудно, но если диссидентов двое и больше, они готовы держаться друг за друга и за информацию, свободную от стереотипов. Диссиденты – люди, меняющие общество и мир путем открытости собственной позиции.

 

Эксперимент Милгрэма объясняет фашизм тем, что наглядно отображает неспособность людей самостоятельно принимать решения насчёт своих действий, когда на них оказывается давление различными людьми, стоящими выше по статусу и занимающими более высокие положения или должности.

 

Второй более современный эксперимент, полагаю, пытался доказать, что те времена прошли, общество меняется и менее склонно к подобному роду манипуляции. Но нет, это природа человека, нежели время. Сам факт давления остается основным рычагом действия. Примером может послужить филь «Эксперемнт 2: Волна», где школьный учитель предлагает провести эксперимент: постепенное внедрение фашизма, которое полностью изменит мышление класса. Ученики смеются и уверены в том, что с ними ничего не произойдет. Проходит время: свободная школьная форма сменяется, строгой официальной; никаких криво стоящих столов и смеющихся детей – все стоят как солдаты в строю; а когда учитель решил устроить публичную казнь, ученики без единого колебания схватили обвиняемого и были готовы сотворить ужасное.

 

5. СМИ части используют и поддерживают стереотипы, социальные, профессиональные, национальные, гендерные и пр. В редких случаях масс-медиа помогают разрушать стереотипы. Я помню, как родители высказывали свои замечания по поводу негативных ценностей, искаженных стереотипов и сцен насилия, которыми с самых первых дней существования телевидения изобиловали его передачи. Хотя телевизор был важной частью нашей домашней жизни, такой же были и печатные СМИ, привычку читать которые мои родители мне неизменно прививали. «Формируя мифы и стереотипы, СМИ активно используют механизм «публичного восприятия». В этом своем качестве СМИ уже становятся средством «психологической монополии» и «духовного принуждения». И тогда все мы – жители «глобальной деревни», погрязнув в ее повседневных распрях и проблемах, не в силах сопротивляться манипулированию нашим сознанием, становимся объектом информационной агрессии или информационной войны, когда при помощи СМИ нас пытаются склонить к заданной какой-нибудь группой субъективной точке зрения.» Попытки СМИ навязать кардинальные изменения в стереотипах зачастую сталкиваются с активным психологическим сопротивлением, что является результатом селективного отношения человека не только к самой информации, но и к ее источнику. Серьезное значение в потреблении и интерпретации потребляемой информации имеет и тот факт, что воспринимающий ее (реципиент) никогда не находится в вакууме. Он занимает по отношению к информации активную позицию: он соглашается или возражает, готовит ответ, дополняет информацию, анализирует мотивы, даже участвует в потоке мыслей собеседника на экране и т. д. «Всякое понимание живой речи, живого высказывания носит активно ответный характер... всякое понимание чревато ответом и в той или иной формеобязательно его порождает: слушающий становится говорящим» (М. М. Бахтин). Присутствие насилия и низкопробных стереотипов лишь отражает уродливую реальность несовершенного мира. Стереотипы, увиденные по телевизору, незаметно учат юных зрителей тому, что представляют собой различные группы людей, а постоянное присутствие на телеэкране насилия прививает нам мысль, что мир – жесток. Количественные показатели. Возможно, наиболее заметной гендерной диспропорцией является то, что мы видим на экране намного меньше женщин, чем мужчин.

Следовательно, можно сказать, что бОльшную часть пропаганды стереотипов берет на себя телевиденье: сцены жесткости, которые не все могут воспринимать, афроамериканцы показаны в свете беженцев и мафии, женщин меньше, чем мужчин и женщины выставляют в эмоциональной агрессии или основной жертвой, в отличии от сильный и сдержанных мужчин. Думаю, на сегодняшний день ситуация гендерного и этнического стеретипивизма изменяется, это ярко видно, однако типизация «злодеев» остается той же.

Думаю, можно выстроить последовательность социальные групп, которые чаще других становятся жертвами стереотипизации: гендерные, этнические, социальные.

· Мужчины чаще всего изображаются как рассуждающие и оценивающие товар, понимающие объективные причины его покупки, занимающие автономные роли и связанные с практическим использованием приобретаемых предметов; женщины, напротив,— не как обсуждающие и оценивающие достоинства приобретаемого товара, а как движимые субъективными причинами в его приобретении (эмоциями и желаниями), занимающие дополнительные и зависимые роли (жены, любовницы, подруги) и связанные с социально престижным и символическим значением покупаемых предметов. К сожалению, в работах подобного рода недостаточно эвристичны ответы на главный вопрос: что же в конечном счете является причиной, а что — следствием? Выводы авторов чаще всего сводятся к констатации того, что, с одной стороны, средства массовой информации черпают свои образы из существующих стереотипов, а с другой — что последние подкрепляются и распространяются средствами массовой информации.

· Другим примером исследования регулятивной функции полоролевых стереотипов является изучение влияния этнической и половой принадлежности человека на помогающее поведение [32]. Четверо белых англичан (двое мужчин и две женщины) и четыре гражданина Великобритании — выходцы из Латинской Америки (двое мужчин и две женщины) просили белых англичан разменять монету для телефона-автомата. Результаты показали, что и женщины, и мужчины демонстрируют расовую дискриминацию, однако только по отношению к представителям своего пола, но не противоположного.

· Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные — в терминах теплоты, добросердечия, гуманности и т.п.

7. Были использованы следующие гендерные стереотипы и со стороны героини, и со стороны корреспондента:

· ««Мне очень не хочется растворяться в этой одинаковой массе мужских пиджаков, мне хочется ощущать себя женщиной, поэтому я стараюсь подбирать вот такое сочетание: деловое, но обязательно женствен ное», — поясняет Валентина Матвиенко».

 

· «В институте по-женски основательно включилась в общественную работу».

 

· «На Мальте и в Греции, где она была послом, до сих пор с восхищением вспоминают обаятельную женщину с железной мужской хваткой ».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: