Связи с общественностью: новый импульс развития библиотек.




 

Деятельность любого государственного учреждения в любой стране

невозможна без систематических связей с общественностью. Особую актуальность для России они приобретают сегодня, когда в ее социокультурной сфере рыночные принципы завоевывают все более прочные позиции. На первый план выходят экономические методы управления, в том числе и библиотечном деле. Посредством связей с общественностью библиотеки сообщают различным слоям населения о себе, о тех возможностях, которыми располагают их фонды, о спектре библиотечно-информационных услуг.

Как показывает опыт российских библиотек, которые уже активно включились в рыночные процессы, связи с общественностью могут вносить существенный вклад в стабилизацию и улучшение их материального положения, повышение статуса как культурно-информационных учреждений. Пресс-конференции, торжественное открытие выставок, недели и декады библиотек, чтения, празднование круглых дат в жизни библиотечной общественности, музеи в библиотеках, привлечение внимания местных властей, спонсоров, деловое сотрудничество и партнерство – все это в той или в иной степени используется библиотеками различных систем и ведомств. Естественно, что без активных мероприятий по связям с общественностью современная библиотека не может успешно развиваться как социальный институт и наращивать потенциал для будущего.

В области организации связей библиотек с общественностью известен опыт США, Великобритании, Швеции, Дании, Германии. Столкнувшись с практикой сокращения государственных ассигнований на развитие библиотечного дела, библиотеки этих стран внуждены были отстаивать свои позиции, используя силу общественного мнения. Они первыми вступили в «эпоху» конкуренции с современными средствами социальной коммуникации, бурное развитие которых повлекло за собой падение общественного интереса к книге и библиотеке.

Сегодня достаточно распространено мнение о том, что библиотеки, якобы, начинают уступать Интернету свои ведущие позиции в сферах образования, науки, просвещения, культуры. Это еще один аргумент в пользу того, что библиотеки должны больше уделять внимания связям с общественностью, придавать им планомерный, системный характер,использовать все возможные каналы, в том числе и электронные средства массовой информации. Последние, при продуманной, целенаправленной политике, могут способствовать развитию библиотек на качественно новом уровне.

Тема связей с общественностью очень обширна и многогранна. С точки зрения деятельного подхода она предполагает постановку цели, задач, выбор способов их решения и достижение конечного результата. Связи с общественностью – это комплекс проблем, касающихся философии, социологии, психологии, теории социальных коммуникаций и т. д.

В библиотечно – информационной политике есть несколько инструментов ее формирования, но ведущим является ПР-инструмент.

В качестве главной причины его использования чаще всего выдвигается недофинансирование библиотек. Действительно, в современных экономических условиях при формировании ресурсов библиотеки и, прежде всего материальных,финансовых, определении стратегии и тактики развития, трудно переоценить роль налаженных связей с властными структурами, от которых зависит выделение средств. Точно так же с точки зрения прагматических интересов важны контакты с реальными и потенциальными спонсорами, с деловыми партнерами.

Объемы финансирования библиотек особенно на региональном уровне в немалой степени зависят от умения показать результативность деятельности библиотеки как главного документно-информационного ресурса города, района, без которого невозможно нормальное функционирование всех сфер общественной деятельности: производства, науки, образования, культуры. Опыт различных регионов свидетельствует, что местные власти, не говоря уже о различных фондах, а также коммерческих структурах, готовы выделять средства прежде всего на конкретные, выверенные с точки зрения социальной значимости, достаточно быстрой отдачи и экономической целесообразности библиотечные проекты.

Библиотечный ПР отнюдь не равнозначен прежним координационным связям. Сегодня речь идет о социальном партнерстве, цель которого – формирование единого культурно-информационного пространства, решение первоочередных задач, важных для населения. Особенность библиотек-новаторов в том, что они идут к своим партнерам (муниципальным властям, депутатам, общественным объединениям, коммерческим фирмам и пр.) не в роли просителей, а с заранее продуманными предложениями, которые основаны на нестандартных подходах к решению актуальных для них проблем. Библиотека как равноправный партнер предлагает свои информационные ресурсы и интеллектуальный потенциал.

Это означает, что связи с общественностью – не разовая акция, а одно из приоритетных направлений библиотечно-информационной политики и одновременно средство освоения новых социальных технологий. Последнее обстоятельство составляет главное отличие ПР от другого рода инструментов: в оптимальном варианте ПР всегда связан с воздействием на общественное сознание, с изменением стереотипов, преодолением мифологизированных представлений о библиотеке. Не случайно связи с общественностью называют также «репутационным менеджментом».

Рассматривая социальное партнерство как содержательную основу ПР, следует остановиться на взаимоотношениях библиотеки с общественными структурами, некоммерческими и неправительственными организациями и их региональными отделениями. Известно, что именно их деятельность во многом определяет формирование гражданского общества. У российских библиотек имеются давние традиции привлечения общественности в качестве важного партнера при определении направлений своей деятельности. Достаточно вспомнить читательские советы, успешно функционировавшие в конце 1950-х – начале 1960-х гг., позже в 1970-е гг. клубы по интересам, которые выступали своеобразной формой самоуправления читателей. В начале 1990-х гг. по западным образцам создаются общества друзей библиотеки, оформляется волонтерское движение, куда входят не только читатели, но и известные в регионе представители интеллигенции, сотрудники местных СМИ.

Являясь открытой системой, направленной на удовлетворение ожиданий различных слоев населения, библиотека, и в первую очередь публичная, в большей степени, чем любые другие общественные и государственные структуры, имеет возможность стать центром притяжения общественных организаций. При этом библиотека может многое сделать для институализации последних, осуществляя их информационное обеспечение и презентации результатов социально-полезной деятельности, а также для привлечения их к участию в осуществлении своей библиотечной политики.

Как известно, ПР «внешние» взаимосвязаны с ПР «внутренними», которые функционально близки управлению персоналом. Порой можно встретить мнение, что библиотечная политика – это прежде всего влияние на внешнюю среду. Но без поддержки «изнутри», без сплоченной команды единомышленников невозможно добиться каких бы то ни было позитивных изменений.

Итак, цель ПР–деятельности библиотек – это формирование благоприятного социального отношения и внутреннего «климата» для выполнения библиотекой своих функций, привлечение внимания государства, общества, коммерческих организаций к значимости библиотечной деятельности, обусловленной неповторимостью фондов, составом читателей, особенностями региона, социокультурным профилем.

Чтобы успешно развиваться, библиотеки должны стремиться к расширению круга своих читателей, пользователей, привлечению различных слоев населения, позитивно относящихся к ним, по возможности сокращая категории лиц, скептически воспринимающих систему предлагаемого библиотечного сервиса.

Задачи библиотек в рассматриваемой сфере деятельности – в том, чтобы правильно организовать и систематически проводить работу с общественностью на основе изучения, учета и удовлетворения многообразных интересов граждан; вести эффективный диалог с приоритетными группами общественности; создавать позитивный информационный образ библиотеки; устанавливать устойчивое взаимопонимание между сторонами; постоянно работать над дальнейшим расширением аудитории пользователей; развивать специальные направления работы по пропаганде фондов библиотеки и рекламе ее услуг, в том числе, основанных на новых информационных технологиях.

Основополагающий принцип организации работы по связям с общественностью – широкое информирование о деятельности библиотеки в целом и отдельных ее подразделений. Эта работа должна объединять все элементы библиотеки как системы: фонды, аудиторию пользователей, библиотечный персонал, материально-технические ресурсы.

Для эффективного развития ПР деятельности библиотека в зависимости от внешних условий неизбежно должна определять для себя приоритетные группы, воздействие на мнение которых необходимо ей в первую очередь.

Всю реальную и потенциальную аудиторию библиотеки можно условно дифференцировать на следующие подгруппы: пользователи и непользователи; органы государственной власти; лидеры общественного мнения; печатные и электронные средства масовой информации; мультикультурное население; обучающиеся в системах среднего и высшего образования; коммерческие структуры; творческие союзы и объединения; общественные организации.

Концепция ПР-деятельности любой библиотеки включает следующие взаимосвязанные этапы: изучение объекта воздействия, организацию планирования, обеспечение финансирования, формирование политики поведения библиотеки, осуществление процесса коммуникации с внешними и внутренними объектами, оценку полученных результатов. Эта работа требует мониторинга – непрерывности наблюдения изучаемой аудитории, сбора фактов, их систематизации и критического анализа, на основе которых становится возможным прогнозирование научного и практического развития связей с общественностью.


Заключение

 

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1. На современном этапе развития библиотек связи с общественностью представляют собой одно из приоритетных направлений библиотечно-информационной политики, являются средством освоения новых социальных технологий.

2. Связи с общественностью – это тщательно продуманная, спланированная и поэтапно осуществляемая деятельность, ориентированная на заранее определенный результат.

3. ПР-деятельность осуществляется на основе:

- постоянно поддерживаемых в активном состоянии всех имеющихся связей и контактов, установленных библиотекой;

- специально разрабатываемых проектов, представляющих собой многоходовые комбинации и схемы, продуманные и выстроенные таким образом, чтобы все партнеры – участники проекта, получили выгоду или, по крайней мере, были удовлетворены своей деятельностью и положением.

4. Деятельность по связям с общественностью не может строиться по шаблону, так как библиотеки находятся в неодинаковом положении и решают разные задачи.

5. Учитывая неразработанность принципов организации этой деятельности в библиотечной сфере, ее инновационный характер, а значит – сопряженность с риском, необходимость ее координации, обобщения и распространения опыта, следует осуществлять корпоративный ПР – развитие связей между библиотеками.

Развитие библиотечно-информационного обслуживания с применением ПР-технологий, позволит библиотекам развиваться в новом ключе, не выпадать из течения времени, а также стать мощным инструментом в построении нового информатизированного общества.

 


Список использованной литературы.

 

1. Арбузов М. Ф. Пропаганда и реклама в книжной торговле.-М.:Книга,1986г.-с. 24-26;

2. Борисов Б. Л. Технологии рекламы и ПР.-Учеб. Пособие.-М.: Гранд-фаир, 2001 г.-с. 314, 421-425;

3. Дворкина М. Я. Зачем нужна библиотечная реклама // Сов. библиотековедение.-1992 г.-№2-с. 89

4. Клюев В. К. Связи с общественностью: библиотечный вариант //Библиография.-2000 г.-№1.-с. 40-43

5. Матлина С. Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама.-М.: Либерея, 2000.-с. 23-26

6. Михнова И. Б., Цесарская Г. Л. Как сделать рекламу библиотеки: теория, методика, практика.-М.: «Библиомаркет», 1996 г.-с.95

7. Никонорова Е.В. Связи с общественностью: новый импульс развития библиотек //Библиотековедение.-2001 г.-№6-с.8-15

8. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением.-М.: Центр, 1998 г.-с. 154

9. Прокопенко Е. Использование средств и методов «Паблик рилейшнз» // Библиотека.-1999 г.-№1.-с. 22-23

10. Чумиков А. Н. Связи с общественностью: Учеб. Пособие.-2-е изд.-М.: Дело, 2001 г.-с. 206

11. Ястребова Е. М. Учимся маркетингу //Библиография.-2000 г. -№1.-с. 43-49

12. URL:http//www.rba.ru Российская Библиотечная Ассоциация (РБА)

13. URL:http//www.library.ru Информационно-справочный портал о библиотеках и для библиотек

14. URL:http//www.rsl.ru Российская Государственная Библиотека



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: