Светотень, цвет, орнаментика.




Основы архитектурно-художественной композиции. (8)

Материал и его художественные качества.

Важное значение в архитектуре имеют художественные качества и физические свойства материалов, из которых возводится сооружение.

Каждый строительный материал имеет определенные художественные качества – пластичность, светопоглощение, фактуру, - только ему присущие. Используя художественные качества и физические свойства материала, можно значительно повысить архитектурно-художественную выразительность сооружения.

Под пластичностью материалов, в художественном смысле слова, следует понимать их особенность, заключающуюся в том, что в зависимости от физических свойств и структуры каждому материалу присущи рельеф и фактура поверхности, определенный характер его обработки.

На материалах с малым светопоглощением образуется светотень очень богатая и тонкая по нюансам; на материалах же с большим светопоглощением – мягкая расплывчатая светотень без полутонов. Умелое использование этого свойства материала дает возможность обогатить архитектуру сооружения.

Рельеф – это совокупность выступов и впадин на поверхности архитектурной формы, образуемых фрагментами и деталями. В зависимости от большего или меньшего числа впадин и выступов характер рельефа различен.

Фактура – это характер обработки поверхности материала, зависящий от его физических свойств. Разнообразные художественные эффекты создаются путем сочетаний материалов с шероховатой и гладкой фактурой. Например, сочетание стен гладких и рустованных, из полированного или кованого камня.

Физические свойства мраморов, известняков, гипса, бронзы или дерева допускают детализированную обработку этих материалов с тонкой орнаментацией, рельефом и профилями, т.е. эти материалы обладают художественной пластичностью в большей степени, чем, например, песчаники, туфы или граниты, которым в соответствии с их структурой присущи более обобщенные, менее детализированные формы и профили.

Светотень, цвет, орнаментика.

Одним из важных средств в композиции – светотень, способствующая выявлению объемного построения и рельефа архитектурного сооружения, усилению выразительности архитектурной формы.

Избыток или недостаток естественного света, являющегося основным «проявителем» всякого архитектурного сооружения, уравновешивается цветом. Предполагается, что строители Парфенона, учитывая, что из-за огромной светоотражательной способности мрамора, дающей множество рефлексов в яркие солнечные дни почти теряется ощущение объемности, ввели многоцветность, подчеркивающую форму объектов цветом. В русской северной природе при большом количестве пасмурных дней и тусклом свете средствами полихромии восполнялась недостаточность световой интенсивности, создавалось красочное ощущение ясного солнечного дня. На фоне тусклого пейзажа и хмурого неба Ленинграда и его окрестностей выгодно выделяется многоцветность в архитектуре сооружений.

При использовании естественного цвета материала творческая задача заключается в подборе материала того цвета, который наиболее подходит и наилучшим образом выявляет задуманный образ сооружения. Часто в этих целях используют материал, окрашивая его в нужный цвет. И, наконец, применяется сочетание материалов различных цветов – естественно или искусственно окрашенных. Так создаются одноцветные – монохромные или многоцветные – полихромные архитектурные сооружения.

В ряду средств, способствующих раскрытию идейного содержания и усиливающих архитектурно-художественную выразительность зданий и сооружений, большое значение имеет орнаментика – условно в ритмическом чередовании изображение различных растительных элементов, животных, предметов домашнего обихода и др.

С самого начала своего культурного развития человек украшал орнаментом окружавшие его предметы, начиная с простейших глиняных предметов обихода, оружия, одежды и кончая фрагментами зданий и сооружений. В орнаменте непосредственно, ярко и своеобразно проявляются многие национальные черты и художественные традиции того или иного народа. Поэтому в народной архитектуре широко применяется орнамент. Как декоративный элемент, орнамент играет подчиненную роль в архитектуре сооружения, оживляя его геометрические объемы и плоскости.

На эскизе показаны примеры пластики архитектурной формы и профилировок, в зависимости от художественных особенностей разных материалов. На этом же листе приведены примеры светотеневой композиции: очень тонкой, легкой на плоскости; средней, подчеркивающей объем сооружения; глубокой светотени, сильно выявляющей архитектурно-пространственную композицию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: