Кафедра иностранных языков с курсом латинского языка
КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
Учебное пособие
По латинскому языку и основам медицинской
Терминологии
для студентов лечебного, педиатрического и
медико-профилактического факультетов
Краснодар
УДК 61(03) (075.4)
ББК 92
К 49
Составители:
Деев А.В., Ерина Т.Ф., Кузнецова Л.И., Сомова Ж.П.
Рецензенты:
Горбань В.В., профессор, зав.кафедрой поликлинической терапии с курсом ОВП (семейная медицина) ФПК и ППС
Мирошниченко Е. Н., ст. преподаватель кафедры теоретической и прикладной лингвистики
Клиническая терминология. Учебное пособие по латинскомуязыку и основам медицинской терминологии
Рекомендовано к изданию ЦМС КГМУ,
протокол № от 2010 год
Подготовлено и отпечатано при содействии Сергея Карагезяна.
2010 КГМУ
Предисловие
Предлагаемое пособие предназначено для изучения клинической терминологии на занятиях по латинскому языку(I курс) для специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело».
Цель его – помочь студентам сознательно овладеть структурой клинических терминов и необходимым минимумом базовых греко-латинских терминоэлементов. Приведенные клинические термины входят в основной словарный фонд терминологической лексики и представлены в Энциклопедическом словаре медицинских терминов и пятиязычном Словаре медицинской терминологии под редакцией Г.Арнаудова.
Пособие состоит из 6 занятий, включающих лексический минимум и серию разнообразных упражнений для закрепления греческих ТЭ.
Основной теоретический материал о способах образования, методике конструирования клинических терминов и структуре многословных клинических терминов дан в 1 занятии. Использование схем, таблиц и моделей значительно облегчает усвоение теоретического материала.
|
КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
Занятие 1
Клиническая терминология включает термины греко-латинского происхождения, относящиеся к больному организму: патологические (pathos – болезнь, страдание; logos - наука) процессы и состояния, явления, связанные с профилактикой и диагностикой болезней, методы обследования и лечения больных, а также названия медицинских приборов, инструментов и оборудования, которыми проводят обследования, операции и лечение.
Одни из этих терминов заимствованы как готовые слова из древнегреческого и латинского языков (colica, eczema, diabetes), большинство других образованы при помощи словообразовательных элементов (префиксы, корни, суффиксы).
Например, dyspepsia (dys – греческий префикс со значением «расстройство функции», pepsia - пищеварение).
Необходимым условием для сознательного изучения и запоминания медицинских научных терминов является умение анализировать эти слова, разделять их на составные части.
Таким образом, в данном разделе медицинской терминологии изучаются вопросы, относящиеся к составу и словообразовательной структуре слов.
Для понимания клинической терминологии важно не простое запоминание терминов, а усвоение и запоминание его составных частей (префиксов, суффиксов, корней).
Повторяющиеся компоненты терминов, обладающие определенным значением, называются терминоэлементами (ТЭ).
|
ТЭ могут представлять собой префиксы, корни и суффиксы.
Основные способы словообразования: аффиксальный (при помощи префиксов и суффиксов) и безаффиксный (осново- и словосложение).
При образовании сложных слов латинского происхождения используется соединительная гласная – i: oss i ficatio (os, ossis, n –кость, facio - делаю), в терминах греческого происхождения используется соединительная гласная – о: gastr o scopia (gastr – желудок, scopia – наблюдать, исследовать).
Если 2-я часть сложного термина начинается с гласной, то соединительная гласная может отсутствовать:neuralgia (neur – нерв, algia – боль)
Суффиксация
Одним из способов образования медицинских терминов является суффиксация (присоединение суффиксов к производящей основе).
Основа слова + суффикс+ окончание
Суффиксы существительных
1. Суффикс –itis (f) имеет значение «воспалительноезаболевание, процесс»
Основа существ. + -itis→→производное
Gen.sing
Модель
основапроизводное
Larynx, ngismlaryng- laryng itis
Hepar, atisnhepat- hepat itis
2. Суффикс – oma (n) имеет значение «опухоль, опухолевидное образование »
Модель
Neur- + - oma →→→ neuroma
Haemat- +- oma →→→ haematoma
1) заболевание невоспалительного
характера (если мотивирующая основа основа обозначает ткань, орган,систему организма,вещество
3. Суффикс вызывающее заболевание, возбудитель заболевания)
-osis
2) распространение,
обозначает: множественность (если мотивирующая основа обозначает кровяное тельце,
опухоль)
Модель
1. Neur – ( система организма )+ -osis= neurosi s
Fibr- ( ткань ) + -osis = fibrosis
Toxic- ( вещ., вызыв. заболев .) +-osis = toxicosis
|
Ascarid –( возбудитель ) + -osis = ascaridosis
2. Leucocyt - (кровяноетельце ) +- osis = leucocytosis
Lipomat- ( опухоль ) + -osis = lipomatosis
4. Суффикс –iasis (f) имеет значение «заболевание
невоспалительного характера, признаки болезни »
Модель
Nephr - + o + lith - + -iasis = nephrolithiasis
5. Суффикс – ia (f) имеет значение 1) действие
Состояние
Наука о действии
Модель
- alg - +- ia →→→ - alg ia (состояние)
-tom - + -ia →→→ - tom ia (действие)
-iatr - + -ia →→→ -iat ria (наука о действии)
Упражнения
1. Образуйте клинические термины со значением
«воспалительный процесс» от основ следующих
cуществительных, дайте русский эквивалент:
1) appendix, icisf; 2) pharynx, ngism; 3) ventriculus, im;
4) frons, frontis f; 5) duodenum, i n;6) arteria, ae f;
7) aorta, ae f; 8) oesophagus, i m.
2. Укажите термины, имеющие значение «распространение, множественность», дайте русский эквивалент:
1) arthrosis (arthr - сустав); 2) coniosis (coni - пыль);
3) lymphocytosis; 4) ascaridosis; 5) lipomatosis (lip - жир).
3. Образуйте термины со значением «опухоль, опухолевидное
образование» от следующих слов, дайте русский эквивалент:
1) neur-, 2) lip-, 3) angi-, 4) oste-, 5) fibr-, 6) carcin-,
7) sarc-, 8) nephr-
4. Укажите ТЭ, с помощью которых образуются термины со
значением «заболевание невоспалительного характера», дайте русский эквивалент:
1) erythrocyt-, 2) spondyl-, 3) angiomat-, 4) hepat-,
5) nephr-, 6) chondr-, 7) thrombocyt-, 8) fibr-, 9) papillomat-
Суффиксы существительных
(продолжение)
Cуффиксы, используемые для образования существительных от основ глаголов
1. Суффикс –io (-tio, -xio, -sio) имеет значение «действие, процесс »
Модель
Flex –um – сгибать →→→ flex io - сгибание
Auscultat –um – выслушивать → auscultat io –выслушивание
2. Суффикс –or (-tor, -sor, -xor) имеет значение «предмет (лицо),