Суффиксы существительных




Кафедра иностранных языков с курсом латинского языка

КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Учебное пособие

По латинскому языку и основам медицинской

Терминологии

для студентов лечебного, педиатрического и

медико-профилактического факультетов

Краснодар

 

УДК 61(03) (075.4)

ББК 92

К 49

 

Составители:

Деев А.В., Ерина Т.Ф., Кузнецова Л.И., Сомова Ж.П.

 

 

Рецензенты:

Горбань В.В., профессор, зав.кафедрой поликлинической терапии с курсом ОВП (семейная медицина) ФПК и ППС

Мирошниченко Е. Н., ст. преподаватель кафедры теоретической и прикладной лингвистики

 

 

Клиническая терминология. Учебное пособие по латинскомуязыку и основам медицинской терминологии

Рекомендовано к изданию ЦМС КГМУ,

протокол № от 2010 год

 

Подготовлено и отпечатано при содействии Сергея Карагезяна.

 

2010 КГМУ

 

Предисловие

 

Предлагаемое пособие предназначено для изучения клинической терминологии на занятиях по латинскому языку(I курс) для специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело».

Цель его – помочь студентам сознательно овладеть структурой клинических терминов и необходимым минимумом базовых греко-латинских терминоэлементов. Приведенные клинические термины входят в основной словарный фонд терминологической лексики и представлены в Энциклопедическом словаре медицинских терминов и пятиязычном Словаре медицинской терминологии под редакцией Г.Арнаудова.

Пособие состоит из 6 занятий, включающих лексический минимум и серию разнообразных упражнений для закрепления греческих ТЭ.

Основной теоретический материал о способах образования, методике конструирования клинических терминов и структуре многословных клинических терминов дан в 1 занятии. Использование схем, таблиц и моделей значительно облегчает усвоение теоретического материала.

 

 

КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Занятие 1

Клиническая терминология включает термины греко-латинского происхождения, относящиеся к больному организму: патологические (pathos – болезнь, страдание; logos - наука) процессы и состояния, явления, связанные с профилактикой и диагностикой болезней, методы обследования и лечения больных, а также названия медицинских приборов, инструментов и оборудования, которыми проводят обследования, операции и лечение.

Одни из этих терминов заимствованы как готовые слова из древнегреческого и латинского языков (colica, eczema, diabetes), большинство других образованы при помощи словообразовательных элементов (префиксы, корни, суффиксы).

Например, dyspepsia (dys – греческий префикс со значением «расстройство функции», pepsia - пищеварение).

Необходимым условием для сознательного изучения и запоминания медицинских научных терминов является умение анализировать эти слова, разделять их на составные части.

Таким образом, в данном разделе медицинской терминологии изучаются вопросы, относящиеся к составу и словообразовательной структуре слов.

Для понимания клинической терминологии важно не простое запоминание терминов, а усвоение и запоминание его составных частей (префиксов, суффиксов, корней).

Повторяющиеся компоненты терминов, обладающие определенным значением, называются терминоэлементами (ТЭ).

 

 

 

ТЭ могут представлять собой префиксы, корни и суффиксы.

Основные способы словообразования: аффиксальный (при помощи префиксов и суффиксов) и безаффиксный (осново- и словосложение).

При образовании сложных слов латинского происхождения используется соединительная гласная – i: oss i ficatio (os, ossis, n –кость, facio - делаю), в терминах греческого происхождения используется соединительная гласная – о: gastr o scopia (gastr – желудок, scopia – наблюдать, исследовать).

Если 2-я часть сложного термина начинается с гласной, то соединительная гласная может отсутствовать:neuralgia (neur – нерв, algia – боль)

Суффиксация

Одним из способов образования медицинских терминов является суффиксация (присоединение суффиксов к производящей основе).

Основа слова + суффикс+ окончание

 

Суффиксы существительных

1. Суффикс –itis (f) имеет значение «воспалительноезаболевание, процесс»

 

Основа существ. + -itis→→производное

Gen.sing

 

Модель

основапроизводное

Larynx, ngismlaryng- laryng itis

Hepar, atisnhepat- hepat itis

2. Суффикс – oma (n) имеет значение «опухоль, опухолевидное образование »

Модель

Neur- + - oma →→→ neuroma

Haemat- +- oma →→→ haematoma

 

1) заболевание невоспалительного

характера (если мотивирующая основа основа обозначает ткань, орган,систему организма,вещество

3. Суффикс вызывающее заболевание, возбудитель заболевания)

-osis

2) распространение,

обозначает: множественность (если мотивирующая основа обозначает кровяное тельце,

опухоль)

Модель

1. Neur – ( система организма )+ -osis= neurosi s

Fibr- ( ткань ) + -osis = fibrosis

Toxic- ( вещ., вызыв. заболев .) +-osis = toxicosis

Ascarid –( возбудитель ) + -osis = ascaridosis

2. Leucocyt - (кровяноетельце ) +- osis = leucocytosis

Lipomat- ( опухоль ) + -osis = lipomatosis

4. Суффикс –iasis (f) имеет значение «заболевание

невоспалительного характера, признаки болезни »

 

Модель

Nephr - + o + lith - + -iasis = nephrolithiasis

 

5. Суффикс – ia (f) имеет значение 1) действие

Состояние

Наука о действии

 

 

Модель

- alg - +- ia →→→ - alg ia (состояние)

-tom - + -ia →→→ - tom ia (действие)

-iatr - + -ia →→→ -iat ria (наука о действии)

 

Упражнения

1. Образуйте клинические термины со значением

«воспалительный процесс» от основ следующих

cуществительных, дайте русский эквивалент:

1) appendix, icisf; 2) pharynx, ngism; 3) ventriculus, im;

4) frons, frontis f; 5) duodenum, i n;6) arteria, ae f;

7) aorta, ae f; 8) oesophagus, i m.

 

2. Укажите термины, имеющие значение «распространение, множественность», дайте русский эквивалент:

1) arthrosis (arthr - сустав); 2) coniosis (coni - пыль);

3) lymphocytosis; 4) ascaridosis; 5) lipomatosis (lip - жир).

 

3. Образуйте термины со значением «опухоль, опухолевидное

образование» от следующих слов, дайте русский эквивалент:

1) neur-, 2) lip-, 3) angi-, 4) oste-, 5) fibr-, 6) carcin-,

7) sarc-, 8) nephr-

4. Укажите ТЭ, с помощью которых образуются термины со

значением «заболевание невоспалительного характера», дайте русский эквивалент:

1) erythrocyt-, 2) spondyl-, 3) angiomat-, 4) hepat-,

5) nephr-, 6) chondr-, 7) thrombocyt-, 8) fibr-, 9) papillomat-

 

Суффиксы существительных

(продолжение)

 

Cуффиксы, используемые для образования существительных от основ глаголов

 

1. Суффикс –io (-tio, -xio, -sio) имеет значение «действие, процесс »

 


Модель

 

Flex –um – сгибать →→→ flex io - сгибание

Auscultat –um – выслушивать auscultat io –выслушивание

 

2. Суффикс –or (-tor, -sor, -xor) имеет значение «предмет (лицо),



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: